Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Влияние монополий на экономику страны было огромным во все времена ее существования. В то же время воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Учитывая несовершенство некоторых положений закона, относящихся к сфере управления, изучение монополий всегда очень актуально. Монополия в экономике – это крупная компания, которая контролирует производство и продажу одного или более видов товаров. Их наличие исключает возможность конкурентной борьбы. Монополистические условия экономики блокируют доступ к другим компаниям.
Компании такого типа выполняют наиболее важные функции в Российской Федерации. Роль монополии в российской экономике проявляется в том, что конкурентоспособность страны на международной арене зависит в первую очередь от состояния компании. Кроме того, большое значение также имеет внутренняя безопасность государства за счет промышленных товаров. Последнее связано с тем, что производимые продукты потребляются обществом в целом. Крупные монополии обеспечивают энергоснабжение, газоснабжение и водоснабжение, предоставляют транспортные услуги, включая железнодорожные, воздушные, а также системы связи. Все эти продукты потребляются населением. Одной из основных особенностей, отличающих монополии в экономике, является установление высоких барьеров для вхождения в специализированные отрасли. При наличии единственного производителя влияние объема производства больше, формируется объем капитала, и другие предприятия становятся более конкурентоспособными. В обществе, как правило, нет возможности вынести больше одной такой компании.
Цель работы – рассмотреть особенности регулирования и деятельность естественных монополий в мировой и российской практике.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:
изучить понятие естественных монополий;
рассмотреть особенности правового регулирования естественных монополий;
определить роль естественной монополии в жизни государства;
проанализировать естественные монополии в РФ;
исследовать мировую практику функционирования естественных монополий;
определить перспективы развития естественных монополий.
Объект исследования – естественные монополии.
Предмет исследования – факторы, определяющие особенности процесса функционирования естественных монополий.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, представляющих различные научные и прикладные исследования.
При написании курсовой работы нами были использованы данные периодической печати, научной литературы, ресурсы сети интернет.
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания: системный подход к изучению экономических отношений, диалектическое изучение экономической сущности предмета исследования, методы количественного, качественного, факторного анализа.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованных источников и литературы. Название глав отображает их содержание.
ГЛАВА 1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие естественной монополии
Монополия относится к ситуации экономических процессов или обусловлена наличием единого продавца, в результате чего отсутствует конкуренция (соперничество) между различными поставщиками услуг и товаров. Следует отметить, что, в зависимости от особенностей, виды монополий довольно многочисленны. Идеальным положением для монополистов являются условия, при которых отсутствуют заменители («substitutions»). На самом деле они существуют всегда, но вопрос лишь в том, насколько они эффективны и помогают удовлетворять существующие потребности.
Естественные монополии играют важную роль в экономике Российской Федерации и многих других стран мира. Эти субъекты чаще всего представлены крупными компаниями, которые лидируют в своей отрасли. У них есть возможность освоить большой рынок, в том числе зарубежный, и стать уникальными техническими носителями.
Естественная монополия – это компания, которая по какой-то причине имеет значительно более эффективную производственную модель, чем другие участники рынка. Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешевому сырью и источникам электроэнергии. В результате это приведет к снижению затрат, связанных с их покупкой – установить более низкую цену или работайть с большей прибылью и развиватьсяь более динамично. К естественным монополиям относятся компании, обладающие способностью монетизировать ресурсы, которых нет у конкурентов. Это реальная вещь, например, если компания владеет платной автомагистралью, в этом случае, если между соединительными объектами нет других транспортных маршрутов или они не такого высокого качества, компания может получать прибыль на монопольной основе, взимая плату за проезд [9].
Естественная монополия – это предприятие, которое может представлять более одной отрасли. Таким образом, одним из важных критериев для классификации правильного типа бизнеса является принадлежность к определенной сфере экономики. В национальной экономике Российской Федерации монополии чаще всего действуют в таких отраслях, как транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальное хозяйство, атомная промышленность, оказание почтовых услуг. Другим критерием для классификации рассматриваемого предприятия является то, что оно принадлежит субъекту естественных монополий. Это могут быть государственные, муниципальные структуры, частные лица и компании, иностранные инвесторы.
Следующими критериями классификации естественных монополий являются организационно-правовые формы. В большинстве случаев монополии представлены публичными акционерными обществами, но возможны и иные формы, например, в виде государственного предприятия или отдельного предприятия.
Причины возникновения естественных монополий в национальной экономике могут быть самыми разными. Одним из важных факторов, повлиявших на формирование сферы естественных монополий в России, был механизм трансформации советских предприятий. Изначально они адаптировались к плановой экономике и занимали лидирующие позиции в определенных сегментах из-за отсутствия конкуренции, на их основе были сформированы предприятия, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики Российской Федерации [6].
Можно отметить, что советское предприятие, действовавшее исключительно во всей национальной экономике, сохранило свои позиции в условиях свободного рынка. В большинстве случаев собственником оставалось государство, но частные лица также участвовали в капиталовложениях. Еще одной причиной появления естественных монополий является высокий инвестиционный порог для вхождения в определенные отрасли, которые актуальны, в том числе и в России. Например, чтобы начать бизнес в транспортном секторе, нужен огромный капитал. Их владелец заинтересован в создании компании, которая сможет окупить его инвестиции и вести бизнес с минимальными конкурентными условиями. Поэтому инвесторы тратят много капитала, чтобы приобрести большую часть ресурсов, чтобы компания могла получать прибыль в будущем [11].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31.07.2006 г. № 31 (часть I) ст. 3434
2. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 августа 1995 г. № 34 ст. 3426.
3. Абдувалиева, К. У. Некоторые проблемы правового регулирования естественных монополий в России / К. У. Абдувалиева // Молодой ученый. – 2022. – № 37 (432). – С. 69-71.
4. Алексеева, Е. И. Теоретико-правовой анализ развития регулирования субъектов естественных монополий в Российской Федерации / Е. И. Алексеева // Молодой ученый. – 2022. – № 35 (430). – С. 94-96.
5. Аляров, С. Естественные монополии России: современное состояние и стратегия инновационного развития / Салех Аляров. М.: КноРус, 2020. – 705 c.
6. Белоусова, Н.И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий / Н.И. Белоусова. - Москва: Высшая школа, 2021. – 251 c.
7. Буров М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов. Монография. 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2020. — 343 c.
8. Васильев В. П. Государственное регулирование экономики. — М.: Юрайт, 2020. — 179 c.
9. Воробьев, М. Г. Естественные монополии в современной России / М. Г. Воробьев // Молодой ученый. – 2022. – № 43 (438). – С. 241-244.
10. Генри Хазлитт. Основы государственного регулирования экономики. — М.: Вильямс, 2020. — 256 c.
11. Доценко И.Д. Основные направления государственного регулирования международных экономических отношений // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2018. – № 4. – С. 21 – 26.
12. Кopoтун О. Н. Микроэкономика: учебное пособие / О. Н. Kopoтун, И. С. Кошель, М. А. Новичкова. 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2019. – 66 с.
13. Кудряшова, Е.Н. Институциональные соглашения в условиях естественной монополии. Учебное пособие / Е.Н. Кудряшова. - М.: Проспект, 2020.– 584 c.
14. Маркова Е.Ю. Анализ современных проблем реформирования естественных монополий в Российской Федерации / Е.Ю. Маркова // Экономика и бизнес: теория и практика. – № 9-2 (79). – с. 13-19.
15. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник / Р. М. Нуреев. — 3-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2021. – 624 с.
16. Сафронова, А. Инновационное развитие естественных монополий России: теория и методология управления / А. Сафронова. - М.: КноРус, 2020. – 849 c.
17. Тамбовцев В. Л. Теории государственного регулирования экономики. — М.: Проспект, 2021. — 160 c.
18. Трофимов С. Е. Государственное регулирование нефтегазового комплекса. Состояние, проблемы и перспективы. — М.: Инфра-М, 2018. — 156 c.
19. Шарыпова Т.Н. Поддержка малого и среднего бизнеса в России / Т.Н. Шарыпова // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». 2019 – № 1 (28). – С. 1-7.
20. Шишкин М. В. Антимонопольное регулирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. М.: Издательство Юрайт, 2019. – 143 с.