Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема романа Антона Чехова "Ионыч" (1898) - взаимодействие человека и окружающей среды и влияние социальных норм жизни на судьбу человека.
Тема "человек и среда" является повторяющейся темой в русской литературе и имеет ряд решений. Человек может активно сопротивляться среде (например, Печорин в романе М. Лермонтова "Современный герой") или противостоять ей апатичным неучастием (например, Обломов в одноименном романе И. Гончарова), человек хочет участвовать в жизни общества, но не чувствует себя комфортно в общественной среде и отвергает ее (например, Чацкий в романе А. Грибоедова "Горе от ума"), у человека могут быть сложные и запутанные отношения с окружающей средой, можно добровольно подчинить себя своему окружению, то есть внешнему миру (например, Андрей Болконский в великом произведении Л. Н. Толстого "Война и мир" и особенно Пьер Безухов).
В чеховском "Ионыче" среда подчиняет себе человека и подавляет его индивидуальность. Один человек, сельский врач Дмитрий Ионыч Старцев, стал жертвой банальной, статичной и снобистской среды губернского города С. Он - жертва среды губернского города С. Он - жертва среды губернского города С. Он - жертва среды губернского города С. Он - жертва среды губернского города С. Он - жертва среды города С. Решение этой темы также не ново и неоднократно встречается в русской литературе, например, в пьесах А.Н. Островского (Борис, Тихон в "Грозе"), И.С. Тургенева (Кирсанов-младший в "Отце и сыне"), Ф.М. Достоевского (Мармеладов в "Преступлении и наказании") и др. И.С. Тургенева (Кирсанов-младший в "Отце и сыне"), Ф.М. Достоевского (Мармеладов в "Преступлении и наказании"). Можно предположить, что Чехов посвящает один рассказ традиционной теме потому, что у нее есть новое, хотя и не очевидное решение.
Давайте теперь проанализируем это произведение Чехова с точки зрения построения художественного пространства и времени и попытаемся определить, какое значение имеют отдельные эпизоды для развития сюжета в целом.
Цель работы-рассмотрение поэтологических особенностей в рассказе Ионыч А. П. Чехова.
Для достижение данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Ознакомиться с рассказом А.П Чехова и рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа «Ионыч»
2. Проанализировать поэтологические особенности в рассказе Ионыч А. П. Чехова, а также особенности композиции произведения.
3. Раскрыть способы раскрытия характера персонажа в рассказе «Ионыч».
Глава 1. Рассказ «Ионыч» А.П. Чехова
1.1 Краткое содержание рассказа
В провинциальном городе С живет семья Туркиных, которые, по мнению местных жителей, являются образованными и талантливыми людьми. Глава семьи, Иван Петрович Туркин, "пухлый, красивый брюнет с бакенбардами, выступал в любительских спектаклях на благотворительные цели, играл себя старым генералом и имел очень смешной кашель. Он знал множество анекдотов, шарад и пословиц, любил шутить и язвить и всегда имел такое выражение лица, как будто не знал, шутит он или говорит серьезно". В его семье тоже были таланты: жена Вера Иосифовна писала романы, а дочь Екатерина Ивановна играла на фортепиано. Все члены семьи Туркиных щедро делились своими талантами с многочисленными гостями. Дмитрий Ионович Старцев, врач, командированный в город, также посещает Туркиных. На приеме Вера Иосифовна читает из своего романа "То, чего в жизни не бывает, но что приятно и приятно слушать".
А Екатерина Ивановна (родители называют ее Котиком) играет сложную пьесу, в которой много длинных и трудных пассажей." Старцев слушает и рисует картину, как камень падает с высокой горы, падает, падает, падает, падает все ниже и ниже, и надеется, что он перестанет падать как можно скорее". При этом Екатерина Ивановна была розовая от нервов, сильная, энергичная, с кудрями, спадающими на лоб, и он мне очень нравился. Старцев узнает от Веры Иосифовны, что Котик получил домашнее образование, чтобы избежать дурного влияния гимназий и институтов. По своей прихоти Котик говорит, что продолжит обучение в консерватории. За ужином Иван демонстрирует свои таланты. Он все время говорит на своем необыкновенном языке, который он "долго упражнялся в остроумии и, очевидно, давно приобрел привычку": "Болипинский, неплохо, большое спасибо". В конце вечера ведущий представил гостям "основные моменты программы". Иван Петрович сказал: "Давай, Пава, выступай! ', после чего лакей Павлуша сказал: "Действуй!". Он сказал. - Лакей Павлуша делает паузу и говорит: "Умри, негодяй! говорит он печальным голосом.
Вера Иосифовна страдала от мигрени, которую не мог вылечить городской врач. В конце концов доктор Старцев получает от нее приглашение посетить ее, чтобы облегчить ее страдания. Он начинает часто посещать семью Туркиных и пытается сопровождать Котика, у которого нет времени на музыкальные представления. После некоторых объяснений Котик обещает ночь на кладбище, но, в отличие от доктора, она не появляется. На следующий день доктор отправляется к Туркиным, чтобы сделать ей предложение, но он озабочен размером приданого Екатерины и тем, не попросят ли ее новые свекры уйти из армии. Но она использует свою любовь к искусству, которому решила посвятить свою жизнь, как предлог, чтобы сделать предложение Котику; он переживает три дня, но в конце концов успокаивается и возвращается к прежней жизни.
Проходит четыре года. Практика Старцева расширяется. Доктор набирает вес и страдает одышкой. У него нет близких друзей, а обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь. В обществе сам Старцев "проповедует необходимость работы и говорит, что если не работать, то и жить нельзя". Люди принимали это за порицание, сердились и начинали назойливо спорить". Старцев не ходил в театр и на концерты, а погрузился в работу. Однажды Вера Иосифовна приглашает доктора на свой день рождения. Семья Туркиных принимает Старцева как обычно. На вечеринке Старцев видит Котика, который пришел в гости. Ему не нравится ни его цвет кожи, ни улыбка, ни голос, ни одежда, ни даже стул, на котором он сидит.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
3. Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. - М.: КоЛибри, 2008. - 256 с.
4. Есин А.Б. Русская литература в оценках, суждениях, спорах: Хрестоматия критических статей. - М.: 2006. - 344 с.
5. Есин А.Б. Сквозные темы в русской литературе XIX-XX веков. Пособие по написанию сочинений для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Экзамен, 2009. - 448 с.
6. Капустина Н.В. А.П. Чехов. Диалог с традицией. - М.: Высшая школа, 2007. - 544 с.
7. Паперный З. Тайна сия… Любовь у Чехова. - М.: Б.С.Г. - Пресс, 2002. - 366 с.
8. Подковыркин П.Ф. Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч» // официальный сайт к.филол.наук Подковыркина П.Ф. http://ppf.asf.ru
9. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
10. Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 400 с.
11. Турков А.М. Чехов и его время. - М.: Гелеос, 2003. - 464 с.