Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Внеклассная работа по иностранному языку органично включается в учебный процесс. Среди форм внеаудиторной работы по иностранному языку можно выделить две основные: групповые и массовые формы. К массовым формам относятся конкурсы, олимпиады, вечера. Подготовка и проведение внеаудиторных занятий по иностранному языку способствует расширению кругозора учащихся, повышению их интереса к изучению иностранного языка, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению ранее изученной лексики, расширению словарного запаса. Кроме того, творческая внеклассная деятельность развивает артистические способности, чувство сплоченности коллектива.
Внеаудиторная работа по иностранному языку должна способствовать реализации трех основных целей: практической, воспитательной и воспитательной.
Для достижения практической цели необходимо реализовать знания, умения и навыки учащихся в процессе работы. Воспитательная цель внеаудиторной работы достигается за счет расширения кругозора учащихся, получения новой информации по тому или иному аспекту, связанному с изучаемым языком и культурой изучаемой страны.
Воспитательная цель – воспитание у учащихся чувства сплоченности, взаимопомощи, уважения к другим культурам, а также создание возможностей для проявления их творческих способностей (творческий аспект).
Внеклассная деятельность должна основываться на доступных материалах и вовлекать как можно больше участников. Примером такой внеклассной деятельности является подготовка и проведение недели английского языка, в которой могут участвовать преподаватели и студенты (последние, независимо от возраста и уровня владения языком).
Объект работы: анализ внеклассного мероприятия с точки зрения влияния на эффективность обучения студентов иностранному языку.
Задачи:
- анализ влияния внеурочной деятельности на психологию учащихся, их мотивацию, развитие чувства коллективизма;
- анализ коммуникативного аспекта обучения иностранному языку в школе и его связи с психологией учащихся;
- анализ мероприятий, проводимых в качестве внеурочной деятельности в течение недели английского языка, с точки зрения влияния этих мероприятий на мотивацию обучающихся через раскрытие их творческого потенциала, снятие психологических барьеров.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Система внеклассной работы по иностранному языку в средней школе как часть общего учебно-воспитательного процесса. Роль, цель и задачи внеклассной работы
Внеклассную и внеклассную работу можно охарактеризовать как различные виды учебно-воспитательной деятельности учащихся, организуемые и проводимые школой во внеурочное время.
Внеурочная деятельность занимает важное место в обучении иностранному языку и имеет определенную специфику, присущую данному предмету. Способствует развитию интереса к иностранным языкам, совершенствованию и углублению некоторых теоретических знаний, а также большинству практических навыков и умений по данному предмету. Внеклассная работа эффективна в расширении культурного кругозора и повышении общего уровня образования.
Задачи и цели внеурочной работы и педагогической деятельности обычно полностью перекрывают друг друга. В школьной и внеклассной работе, однако, можно понять органическую связь, потому что внеклассная деятельность должна строиться на классной. Он способствует расширению объема знаний, навыков и умений, приобретаемых на занятиях, а также расширению языковой среды и интеграции ее в обязательный предмет.
Учащиеся развивают и углубляют знания, навыки и умения, полученные на занятиях, применяя их во внеучебной деятельности и деятельности по своей специфике. Внеаудиторная работа таким образом положительно влияет на учебную деятельность студентов по иностранному языку.
Различия наблюдаются в содержании, организации и формах внеурочной и аудиторной работы.
Внеурочная работа эффективно влияет на гуманистическое воспитание и способствует формированию мировоззрения учащихся. Среди видов внеклассной работы вечера и утренники, посвященные выдающимся деятелям различных областей культуры, науки и искусства, а также известные события в стране изучаемого языка.
Комфортная среда внеурочной работы, построенная на добровольной основе, свободная от прямой дидактики, стимулирует развитие инициативы учащегося, его способностей, устранение всевозможных барьеров и психологических комплексов, мешающих самовыражению; Каждый может и хочет проявить себя.
Таким образом, участие во внеурочной деятельности способствует раскрепощению и развитию личности школьника, особенно таких качеств, как активность, целеустремленность, коллективизм. Поэтому налаженная внеурочная деятельность также способствует выявлению склонностей и интересов, а значит, может влиять если не на выбор профессии, то, по крайней мере, на направленность; поэтому наряду с внеурочной деятельностью внеурочная работа играет профориентационную роль.
Внеклассная работа также играет мотивирующую роль в обучении иностранному языку. Студенты имеют возможность убедиться, что они изучают язык «для жизни, а не для школы». Большинство форм внеаудиторной работы вызывают положительный настрой учащихся, что значительно облегчает достижение комплекса целей: практической, общеобразовательной, воспитательной и развивающей.
Если внеклассная работа сопровождает весь курс изучения языка в школе, то она успешно поддерживает так называемую тесная мотивация, так как на каждом этапе образовательного процесса создаются условия для применения полученных знаний, навыков и умений, что в свою очередь обеспечивает устойчивое положительное отношение к обучению.
Основными задачами внеурочной деятельности являются:
1. Улучшение коммуникативных навыков. Многие формы внеклассной работы создают благоприятную языковую среду для отработки тех или иных жизненных ситуаций: конкурсы на лучший пересказ или перевод, построение диалогического или монологического высказывания; Театральные представления и некоторые другие. Другие формы способствуют развитию коллективизма и коллективизма.
2. Эстетика и образование. При выборе материалов для внеклассной работы учитель должен практиковать вкус, чтобы направлять ученика и развивать чувство эстетики и вкуса. Авторы ряда учебников по методике обучения иностранным языкам в средней школе пришли к выводу, что наиболее подходящим способом решения этой задачи являются театрализованные представления и тематические вечера.
3. Основой внеурочной деятельности является самоуправление учащихся, регулируемое педагогом. Таким образом реализуется развитие самодисциплины, ответственности, культуры общения студентов.
4. Развитие индивидуальных качеств. Как было сказано выше, во время внеурочной деятельности, как массовой, так и групповой, и индивидуальной, каждый студент имеет возможность проявить и развить свои таланты и способности. У каждого ученика индивидуально формируется определенное мировоззрение, вкус, развивается эрудиция. Студенты развиваются как личности.
5. Приобретение новых знаний, навыков и умений. Студенты изучают не только новые единицы языка и тренируют их на практике, но и изучают культуру и традиции разных стран.
Выявлено, что одной из задач внеаудиторной работы является рационализация и частичная систематизация досуга студентов, направление их эмоциональной и интеллектуальной энергии в полезное для самих студентов и всего общества русло.
Еще одной задачей внеклассной работы можно считать повышение престижа и авторитета иностранного языка как предмета, что напрямую зависит от качества внеурочной работы в школе. В школах, где достигается определенный результат и проявляется творчество во внеурочной работе, высок престиж этого предмета и, соответственно, авторитет учителей этого предмета.
1.2 Когнитивный аспект обучения иностранного языка с помощью внеклассной работы
внеклассный иностранный язык школа
Поскольку понятие познавательного аспекта обучения рассматривалось в методической литературе только в контексте аудиторной работы, мы поставили перед собой задачу изучить возможность применения этого понятия к внеаудиторной работе по иностранному языку. Поскольку цели внеаудиторной и аудиторной работы практически полностью совпадают, можно предположить, что познавательный аспект этих аспектов обучения иностранному языку также не будет иметь существенных различий.
Когнитивный аспект обучения иностранному языку связан с формированием у студентов языковых (лингвистических) способностей, а также психических процессов, лежащих в основе эффективного и успешного овладения иноязычными коммуникативными знаниями, умениями и навыками.
С точки зрения психологии способности человека, в том числе способность к общению, представляют собой динамическое понятие. То есть всякая способность существует только в движении, развитии, которое происходит в процессе практической и теоретической деятельности. Речевые навыки формируются в зависимости от конкретных условий этой деятельности.
Под термином языковые/разговорные способности следует понимать индивидуальные психические особенности личности, способствующие приобретению знаний, умений и навыков в области иностранных языков и использованию их в практической речевой деятельности.
В теории обучения иностранному языку экспериментально доказано, что общими компонентами языковых навыков являются: хорошо развитая механическая память, высокий уровень развития мышления, степень развития
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданова О.С. Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков в схемах и комментариях. – Красноярск, 2011. – с. 12-25.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пространство исследования. – Иностранные языки в школе, №3, 2017.
3. Гальскова Н.Д. Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения. – Иностранные языки в школе, №9, 2012.
4. Гальскова Н.Д. и др. Цель обучения иностранным языкам в новейший период развития методики как науки. – Иностранные языки в школе, №5, 2012.
5. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода. – Иностранные языки в школе, №6, 2012.
6. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. (Коллективная монография под редакцией академика РАО Мииролюбова А.А.) – Титул, 2010. – с. 39-46.
7. Мильруд Р.П. И др. Компетентность учителя иностранного языка. – Иностранные языки в школе, №1, 2012.
8. Никитенко З.Н. Ромашина С.Я. Целевые приоритеты изучения младшими школьниками предмета «Иностранный язык» и фасилитивная функция учителя. – Иностранные языки в школе, №4, 2016.
9. Соловцева Э.И. Федеральный государственный образовательный стандарт – ориентир современного школьного образования. – Иностранные языки в школе, №11, 2012.
10. Языкова Н.В. И др. Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка. – Иностранные языки в школе, №7, 2012.