Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Приобщение детей к социально значимым и нравственным ценностям является одной из важнейших задач, поставленных обществом перед современным образованием.
В педагогической теории и практике образования большое внимание уделяют проблеме формирования нравственных и ценностных ориентаций субъекта, поскольку именно они актуализируют весь накопленный человеком опыт и способствуют разрешению противоречивых жизненных вопросов. Система нравственных и ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности. Нравственные и ценностные ориентации определяют уровень и форму социальной активности и направленности субъекта. В периоды динамичного развития общества проблема формирования нравственных и ценностных ориентаций сильно актуализируется. Особенно это связано с мероприятиями, которые связаны с русскими традиционными праздниками и обычаями. Это всё то, что воспитывает чувство уважения к культурному наследию своего народа. Народ в своих сказках хранит образы своей культуры, уходящей корнями в историю.
Сказка чрезвычайно важна в решении задач воспитания нравственных свойств и качеств субъекта и формировании его ценностей, поскольку способствует эмоциональной окраске познавательных способностей ребёнка. При организации воспитания нравственных качеств и ценностных притязаний посредством сказки часто возникают затруднения. Проблема использования сказок в процессе воспитания нравственных и ценностных качеств у детей всегда являлась актуальной.
Цель работы: определить эффективность влияния сказки на формирование индивидуального опыта ребёнка.
Объект исследования: процесс формирования нравственных и ценностных ориентаций у детей посредством сказки.
Предмет исследования: формирование нравственных и ценностных ориентаций детей посредством сказок.
Задачи:
1. Изучить особенности формирования индивидуального опыта ребёнка посредством влияния сказки.
2. Рассмотреть сказкотерапию как средство формирования индивидуального опыта ребёнка посредством влияния сказки.
3. Описать методы и приёмы использования сказок при формировании индивидуального опыта ребёнка посредством влияния сказки.
4. Описать организационно – педагогические условия формирования индивидуального опыта ребёнка посредством влияния сказки.
5.Предложить методические рекомендации по формированию индивидуального опыта ребёнка посредством влияния сказки.
6.Рассмотреть практическое занятие с использованием сказок.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава I. Теоретические основы влияния сказки на формирование индивидуального опыта ребёнка
1.1. Особенности формирования индивидуального опыта ребёнка посредством влияния сказки
Исследование ценностей человека всегда имело актуальный характер. Ценности и ценностные ориентации субъекта можно назвать индивидуальным опытом человека, поскольку всё это он постигает в течение всей своей жизни, начиная с детских лет. В философии под ценностью понимают отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Немецкий социолог М. Вебер под ценностями понимал обобщенные цели и средства их достижения, которые могли бы обеспечить помощь каждому индивиду в осуществлении социально одобряемого выбора своего поведения в жизненно значимых ситуациях.
Система ценностей образует внутренний стержень культуры и опыта человека. Под ценностью можно также понимать усвоенное из опыта обобщенное понятие о том, что является желательным в жизни субъекта [15]. Г. Олпорт рассматривал ценности как сложную составляющую опыта каждой личности. В основе любых ценностей всегда лежат мотивационные побуждения. Их можно рассматривать как некий личностный смысл. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность. Ценности человека не относятся к когнитивной составляющей. Ценности необходимо прочувствовать эмоционально. В детстве каждый ребёнок любит слушать сказки, которые всегда заканчиваются добром и правдой. Наглядно образное мышление ребёнка позволяет ему в подробностях представлять всех сказочных персонажей, и добрых, и злых. Ребёнку не всегда можно объяснить на словах, что в жизни является злом, а что добром. Благодаря произведениям художественной литературы, русским народным сказкам, басням, частушкам, прибауткам и др., ребёнок начинает быстро понимать, в чём заключается мораль той, или иной сказки.
М. Рокич выделял два класса ценностей.
1. Терминальные ценности.
2.Инструментальные ценности. Под терминальными ценностями понимают конечную цель индивидуального существования. Под инструментальными ценностями человека можно понимать, какой - либо предпочтительный образ действий в конкретных условиях. Приоритетными являются терминальные ценности, поскольку они выражают долговременную жизненную перспективу [8].
Д.А. Леонтьев в своих работах приводил следующие виды ценностей. К терминальным ценностям автор относил:
- конкретные жизненные ценности – здоровье, работа, друзья, семейная жизнь;
- абстрактные ценности – познание, развитие, свобода, творчество;
- ценности профессиональной самореализации – интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь;
-ценности личной жизни – здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь.
-индивидуальные ценности – здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, материально обеспеченная жизнь.
Среди инструментальных ценностей Д.А. Леонтьев выделял:
- этические ценности – честность, непримиримость к недостаткам, воспитанность, жизнерадостность, чуткость;
- индивидуальные ценности – высокие запросы, независимость, твердая воля;
- альтруистические ценности – терпимость, чуткость, широта взглядов. Разные учёные выделяли различные группы ценностей, но независимо от этого, каждую из ценностей можно найти в художественных произведениях, сказках и др. [19].
Проблема исследования ценностных ориентаций личности, причём для самых различных возрастов субъектов, достаточно глубоко представлена в работах отечественных и зарубежных социологов и психологов. В зарубежной социологии вопросами изучения ценностей субъекта как личностного опыта занимались М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, У. Томас, и др.
В отечественной социологии проблема принятия личностью ценностей активно разрабатывалась в работах С.Г. Климовой, Н.И. Лапина, В.Я. Ядова, и др. Понятие ценность не имеет однозначного толкования в социологии. Ценность, какого - либо объекта определяется его желанностью, которая, в свою очередь, определяется возможностью получения удовольствия. Иерархия ценностей выстраивается из способности объектов приносить удовольствие, либо неудовольствие [4].
По мнению А.Г. Здравомыслова, мир ценностей – это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания и привязанностей. Ориентации личности обладают регулятивной функцией, которая охватывает все уровни системы побудителей человека к активности. Ценностные ориентации представляют собой способы рационализации поведения и действия ценностной структуры субъекта.
Благодаря контрольным функциям ценностных ориентаций, действие потребностей любого рода может ограничиваться, задерживаться, преобразовываться, позволяя складываться тем или иным особенностям самовыражения человека, т. к. самовыражение является одной из потребностей, к удовлетворению которых стремится личность, и которая должна быть обязательно удовлетворена [7].
Здесь можно сделать вывод о том, что человек выстраивает свои жизненные стратегии, отталкиваясь от определенных ценностей, которые закладываются в нём с детства, в том числе и под влиянием различных воздействий, к которым можно отнести художественную литературу и сказки. Это может в дальнейшем выступать критериями оценки, как всей жизни личности, так и его отдельных поступков и действий. Личность формирует свой взгляд на окружающий мир и выдвигает свои мотивы на основе имеющихся у него представлений и личностного понимания, какой либо конкретной ситуации. Субъект перерабатывает любую информацию через призму индивидуальных и общественных ценностей и жизненного опыта. Здесь ценностные ориентации выступают как представления субъекта о главных и важных целях его жизни и деятельности.
1.2. Сказкотерапия как средство формирования индивидуального опыта ребёнка посредством влияния сказки
Нравственное воспитание детей всегда было приоритетом любой образовательной системы. Можно говорить о том, что это одна из главных задач нашего общества. Маленький ребёнок не сразу входит в мир взрослых людей с уже устойчивыми взглядами и моралью. В мире взрослых людей существует не только честность и героизм. Иногда бывает и безнравственность с бесчестьем. Даже не каждый взрослый человек может с ходу определить, что есть хорошо, а что есть плохо. Ребёнок, несомненно умеет отличать хорошее от плохого, но лишь на основе того. что ему уже известно из личного опыта. В реальной жизни далеко не всё всегда очевидно и каждый отдельный случай позволяет получить соответствующий нравственный опыт.
Современная образовательная среда сегодня должна формировать личность с прочными идейными убеждениями, высокой моралью и культурой поведения. Именно в этом и будет заключаться индивидуальный жизненный опыт каждого ребёнка. Очень важно формировать миропонимание каждого ребенка. Чем раньше педагоги начинают с этим работать, тем лучше для детей. Воспитывать ребёнка необходимо, когда его жизненный опыт лишь начинает накапливаться [25].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адидова, Л.Р. Ролевая сказочная игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2018. – No 11. – С. 54-57.
2. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2018. – No 9. – С. 65-69.
3. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г. А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – С. 212-225.
4. Борзиева, З.М. Нравственное воспитание и личный опыт школьников / З. М. Борзиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 15.04.2023).
5. Вольхин, М.С. Социокультурный аспект изучения сказки / М. С. Вольхин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (113). — С. 1078-1082. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29475/ (дата обращения: 15.04.2023).
6. Давыдова, В.М. Через сказку к социализации личности [Текст] / В.М. Давыдова // Воспитание школьников. – 2021. – No 9. – С. 30-32.
7. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 128 с.
8. Евсикова, Н.Г. Народные сказки и басни как средство воспитания нравственных качеств дошкольников / Н. Г. Евсикова, Л. Н. Муссугалиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 78-85. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56819/ (дата обращения: 15.04.2023).
9. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком - школьником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2019. - 66 с.
10. Званцова, М.Е. Русь святая, православная, богатырская (Народное творчество и сказки в детском саду): Учебно – методическое пособие [Текст] / М. Е. Званцова, Т. Д. Носова – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2018. – 126 с.
11. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие школьников [Текст] / А. Д. Кошелева - М.: Аркти, 2020. - 156 с.
12. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. 1 часть / Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. — М.: Просвещение, 2019. — 161 с.
13. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2018. – 112 с.
14. Лазуко, О.А. Социализация младших школьников в игровой деятельности: теоретический аспект [Текст] / О.А. Лазуко // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2019. – С. 149-150.
15. Маматова, И.С. Художественная литература как средство нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности / И.С. Маматова, Л.П. Литвинова, Е. В. Рысаева, Л.А. Михайлюкова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11881/ (дата обращения: 15.04.2023).
16. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С.А. Мухина, А. А. Соловьева. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2019. – 384 с.
17. Молько, А.В. Вопросы изучения произведений сказочного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе / А. В. Молько, С. Э. Исламова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 535-537. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86288/ (дата обращения: 15.04.2023).
18. Нестюричева, Н.М. Урок-проект: составление паспорта сказки // Филолог. 2018. № 25. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_25_532 (дата обращения: 15.04.2023).
19. Петрова, Г.М. О достижении воспитательных целей чтения сказок [Текст] / Г. М. Петрова // Начальная школа. - 2020. - No 3. - С. 16-21.
20. Стрелкова, Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка [Текст] / Л.П. Стрелкова // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М. , 2019. - С.95.
21. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 8-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 336 с.
22. Файнберг, С.У. каждого ребенка свой темперамент и характер [Текст]/ С.У. Файнберг // Дошкольное воспитание. – 2021. – No 2. – С. 52-62.
23. Фокина, С.Д. Начало нравственности [Текст] / С. Д. Фокина // Начальная школа. - 2018. - No 6. - С.3-4.
24. Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников [Текст] / О. А. Шорохова - М. : ТЦ Сфера, 2021. - 208 с.
25. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности ребёнка [Текст] / М.Г. Яновская // Классный руководитель - 2018. - No 4 - с.24-29.