Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственный механизм - это система государственных институтов, с помощью которых осуществляется государственная власть и обеспечивается государственное руководство обществом. Каждый государственный орган является относительно самостоятельным и структурным элементом государственного аппарата, созданным для осуществления того или иного вида государственной деятельности, обладающим соответствующими полномочиями и при осуществлении своей деятельности зависящим от организационной, материальной и принудительной власти государства.
Существенной чертой государственных институтов является наделение исполнительной власти суверенными полномочиями. Основной характеристикой государственных учреждений является то, что они издают обязательные для субъектов правовые акты, могут опираться на средства принуждения, убеждения и поощрения для обеспечения требований этих правовых актов и обеспечения их выполнения.
Система государственной власти Российской Федерации состоит из перечня государственных органов, которые взаимосвязаны и взаимодействуют при осуществлении государственной власти.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на конституционном принципе разделения властей. Согласно этому принципу система органов государственной власти Российской Федерации состоит из законодательной, исполнительной и судебной (статья 10 Конституции Российской Федерации). Применительно к федеративному государственному устройству России в эту систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.
Федеральные органы государственной власти, действующие на территории субъекта федерации, такие как прокуратура, федеральные суды, Федеральная налоговая служба, не входят в систему органов государственной власти этого субъекта. Субъекты федерации наделены определенными полномочиями в отношении этих федеральных органов, но только в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации или федеральным законом.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что существование государственных органов не зависит от воли или желания тех, кто образует тот или иной государственный орган (например, назначение или отставка члена правительства зависит от существования правительства как государственного органа). При этом государственные институты, являющиеся составными частями одного и того же государственного аппарата, различаются по порядку своего состава, видам государственной деятельности, характеру и объему полномочий, особенностям осуществления публичной власти и т. д.
Таким образом, теоретическое значение данного исследования заключается в выяснении основных принципов устройства и системы государственных учреждений в Российской Федерации.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что на основе анализа системы государственных институтов Российской Федерации можно выявить слабые места в современных механизмах государственного управления России и разработать стратегии их совершенствования.
Объектом исследования являются отношения, которые регулируют деятельность органов государственной власти.
Предметом курсовой работы являются органы государственной власти.
Целью курсовой работы является изучение деятельности государственных органов и выявление основных проблем в их деятельности.
Для достижения этой цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие и основные признаки органов государственной власти;
2) определить принципы организации и деятельности органов государственной власти;
3) исследовать виды органов государственной власти;
4) проанализировать классификацию органов государственной власти;
Теоретическую основу курсовой работы составляют использованные в процессе написания их основной части учебники и учебные пособия, статьи в различного рода сборниках, журналах. В теории государства и права проблемы деятельности органов государственной власти является хорошо исследованной, ее разработкой занимались Наумова, А.С., Малько А. В., Абдулаев М. И., Комаров С. А., Кожуханов Н. М., Ишкильдина, С. Н. и другие.
При написании курсовой работы использовались метод синтеза, системный, функциональный, статистическо-правовой методы.
Нормативно-правовая база исследования состоит из Конституции Российской Федерации, а также других нормативных актов, регулирующих сущность и свойства Конституции РФ, проблемы теории и практики.
Текст работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1: Система органов государственной власти РФ
1.1. Общая характеристика системы государственной власти РФ
Государство, как форма организации политической власти, реализуемой на его территории под его суверенитетом, осуществляет свои задачи и функции, опираясь на определенные механизмы. Поэтому термин «механизм» используется для описания не структуры системы государственных институтов, а различных частей (подсистем) государства и должен использоваться для понимания деталей того, что делает элемент.
В юридической литературе встречаются утверждения о том, что исполнение государственных обязанностей осуществляется либо государственным аппаратом, либо государственным механизмом, либо тем и другим одновременно. Государственный механизм – это система учреждений, связанных структурными и функциональными звеньями, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, определяемых системой государственных функций.
До недавнего времени в теории государства и права термин «государственный механизм» употреблялся взаимозаменяемо с термином «государственный аппарат». Сама государственная машина рассматривалась как широком, так и узком смысле.
Описание понятия государственного механизма связано с раскрытием его характерных черт или свойств, позволяющих выделить его как из негосударственных структур, так и из отдельных государственных институтов в политической системе общества. Данные признаки заключаются в следующем:
Во-первых, аппарат государства — это система государственных учреждений, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, заложенных в основных законах государства.
Во-вторых, государственный механизм (аппарат) состоит из различных частей, имеющих специфическую структуру и выполняющих уникальные функции. Основным элементом этого механизма является государственный орган.
Государственная власть - это способность государства использовать законные средства для подчинения отдельных лиц или больших групп своей воле. Главная особенность этого типа власти состоит в том, что она сосредоточена в руках группы лиц. Главной особенностью государственной власти является то, что каждый ее субъект играет уникальную роль государственной власти. Это положение устанавливает определенную субординацию осуществляемых ими полномочий. Символами государственной власти в Российской Федерации являются герб, гимн и флаг.
Государственные органы являются звеньями (элементами) национальных механизмов, которые участвуют и уполномочены на это в выполнении государственных задач.
Под органами власти обычно понимают те, органы, которые осуществляют законодательную деятельностью (парламент), административные организации (правительства, министерства, ведомства и т. д.) называются органами управления.
В то же время, несмотря на относительную обособленность законодательной, исполнительной и судебной ветвей внутри государственного аппарата, ни одна из них не имеет приоритета перед другой в демократическом обществе. Представляющие их органы наделяются необходимыми полномочиями и образуют единую систему национальных органов власти. В дальнейшем последний термин мы будем использовать по отношению ко всем структурным связям российского государственного аппарата.
1. Государственный орган обладает определенной степенью самостоятельности, автономии, но функционирует в составе единого государственного механизма, выполняет свою роль в рамках государственной машины, тесно связано с другими частями.
2. Государственный орган состоит из должностных лиц, состоящих в особых правоотношениях с государственным органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих ничего общего с общественными делами и носящих официальный характер.
3. Государственные органы имеют внутреннюю структуру. Они состоят из подразделений, объединенных единством цели, ради которой они были созданы, и дисциплиной, которую обязаны поддерживать все сотрудники.
4. Важнейшей особенностью государственных органов является наличие у них полномочий - императивных полномочий (совокупности прав и обязанностей) с определенным содержанием и объемом. Обязанности определяются предметной областью, в соответствии с конкретными задачами и функциями, определяемыми и выполняемыми государственными органами. Юрисдикция обычно определяется законом (либо Конституцией, либо применимым законодательством). Это не только их право, но и их обязанность, чтобы их полномочия осуществлялись государственными органами.
5. Государственные органы в соответствии со своим положением обладают следующими полномочиями:
а) возможность принимать обязательные для исполнения правовые акты, эти акты могут носить нормативный или личный характер; б) обеспечивать исполнение правовых актов органов государственной власти различными методами, в том числе принудительными;
6. Государственные органы имеют финансовые ресурсы, собственные банковские счета и источники финансирования (из бюджета), необходимые для осуществления их полномочий.
7. Государственные органы активно участвуют в выполнении государственных задач, используя соответствующие для этого формы и методы.
Эти признаки, как правило, устанавливаются в специальном нормативно-правовом акте, характерном для конкретного органа государственной власти, каждый из которых изготавливается и действует в
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. [1], [4] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // https://www.consultant.ru;
2. [9] Федеральный Закон Российской Федерации «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 г. № 3132-I ред. от 18.03.2023г.// https://docs.cntd.ru;
3. [14] Федеральный Закон Российской Федерации
«О прокуратуре Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ(с изменениями на 29 декабря 2022 года)
(редакция, действующая с 1 января 2023 года)// https://www.consultant.ru;
4. [5] Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)// https://www.consultant.ru;
5. [10] Федеральный Конституционный Закон «Об Арбитражном Суде РФ» от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ ред. от 16.04.2022// https://www.consultant.ru;
6. [11] Федеральный Конституционный Закон «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 №1-ФКЗ ред. от 01.07.2021 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021)// https://www.consultant.ru;
7. [12] Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ ред. от 2.03.2007 г.// https://www.consultant.ru;
Научная литература:
8. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы конституционного статуса Российской Федерации.- СПб.: Питер/- Текст: непосредственный 2009. - с. 157;
9. Безруков А. В. Реформирование судебной власти в условиях разделения властей и обеспечения единства судебной системы России / А. В. Безруков - Текст: непосредственный // Конституционное и муниципальное право, 2015, N 2, С. 45–48.;
10. Исакова В. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. Москва: Норма: ИНФРА'М, 2020. - 656 с.;
11. [13] Клишас А.А., Теория государства и права.: учебное пособие, 2019// https://be5.biz/pravo/t035/index.html;
12. Малько А.В., Саломатин А.Ю. М21 Теория государства и права: Учеб. пособие / Предисл. акад. РАН А.Г. Лисицына-Светланова. - 2-е изд. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. - 213 с.//http://library.lgaki.info;
13. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой, Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю.- Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. - 392 с.;
14. Саломатин А. Ю., Сиушкин А. Е., Макеева Н. В., Петров Д. Е., Теория Государства и Права.:Учебно-методическое пособие, ИЗД. ПГУ, Пенза, 2022 – с. 132.;
15. Шабуров А. С., Жайкбаев Ж. С., Теория государства и права: учебное пособие - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та/Текст: непосредственный 2019. - 382 с.;
Научно-исследовательские статьи:
16. [6] Ишкильдина С. Н. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации / С. Н. Ишкильдина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 2 (397). -С. 296-298. - URL: https://moluch.ru/archive/397/87808/;
17. [8] Кожуханов Н. М., Институт Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации/ Кожуханов Н. М. - Текст: непосредственный// Вестник Российской Таможенной Академии № 2, 2015, с. 85.;
18. [2] Медушевский А.Н. Государственные органы Российской Федерации // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2018. – с. 29.;
Интернет-ресурсы:
19. [3]https://studref.com/518829/pravo/prezident_sisteme_organov_gosudarstvennoy_vlasti$;
20. [5] https://studwork.ru/spravochnik/pravo/sudebnaya-vlast
21. [7]https://studme.org/30810/pravo/organy_gosudarstvennoy_vlasti_rossiyskoy_federatsii.