Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В современной образовательной среде патриотическое воспитание школьников является частью общегражданской культуры и основой общегражданского воспитания. Это имеет особую актуальность и значимость, поскольку патриотизм можно рассматривать как основу всех общепринятых человеческих ценностей, таких как образ жизни человека, его духовно-нравственные принципы, права и свободы личности и др.
Период школьного возраста благоприятен для воспитания патриотизма, поскольку школьник стремится подражать взрослым и отвечает им доверием. Школьникам присуща подражательность, внушаемость и эмоциональная отзывчивость. Именно школьный возраст детей открывает большие возможности для воспитания ребёнка в самом широком спектре, в том числе и патриотического воспитания. Методологические основы развития и воспитания личности были обоснованы в работах авторов М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой образовательной ступени регламентирует сегодня внеурочную образовательную деятельность. В рамках внеурочной образовательной деятельности реализуются самые разнообразные виды различной деятельности, которая может поспособствовать всестороннему развитию личности ребёнка.
Педагоги разрабатывают различные развивающие программы по развитию способностей и возможностей школьников, в том числе, и в рамках патриотического воспитания. Разрабатывается понятийный аппарат различных развивающих концепций, исследуются творческое мышление и творческие способности личности ребёнка.
Цель работы: теоретически обосновать и доказать необходимость организации и проведения военно – патриотических мероприятий во внеурочной деятельности по ОБЖ.
Объект исследования: процесс формирования патриотических качеств школьника в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования: организация и проведение военно – патриотических мероприятий во внеурочной деятельности по ОБЖ.
Задачи:
1. Изучить понятие патриотизм и формирование патриотизма школьников посредством военно – патриотических мероприятий.
2. Рассмотреть сущность и особенности внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
3. Описать организационно – педагогические условия по организации и проведению военно – патриотических мероприятий во внеурочной деятельности по ОБЖ.
4. Предложить методические рекомендации по организации и проведению военно – патриотических мероприятий во внеурочной деятельности по ОБЖ.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЖ
1.1. Патриотизм и формирование патриотизма школьников посредством военно – патриотических мероприятий
Патриотизм граждан во все времена играл особую роль в духовной жизни народа. В переводе с греческого, «Patriotes» - это земляк или соотечественник, а «Patris» означает – Родина. В каждую эпоху понятие патриотизм имело различное ценностное содержание. В тоже время, понятие патриотизм всегда было неотделимо от таких понятий, как «Отчизна», или «любовь к Родине». Н.М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял в нём три элемента:
-физическая любовь к Родине;
- гражданская любовь;
- политические идеалы Родины.
Что такое патриотизм, и какое место он занимает в жизни современной российской молодёжи – это не формальные вопросы. Гражданский патриотизм был и остаётся одной из фундаментальных основ российской государственности. Проблемы патриотического воспитания и формирования гражданина своей страны были актуальны во все времена. Современный период становления Российской Федерации не является исключением [5]. Патриотизм – это, прежде всего, любовь к Родине, чувство привязанности и преданности своей стране. Патриотизм можно рассматривать как политический принцип и социальное чувство, в связи с чем, эта тематика никогда не перестаёт быть актуальной и постоянно обсуждаемой общественностью.
Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, в частности, Н.А. Добролюбов, Н.В. Ипполитова, В.Г. Чернышевский и др. Патриотизм российской молодёжи – это гордость достижениями и культурой своей великой Родины, осознанная любовь к своему народу и преданность традициям своего народа.
Патриот своей страны всегда испытывает желание сохранять культурные особенности своего этноса и идентифицирует себя с другими представителями своего многонационального народа. Это может означать только одно, что патриот всегда будет стремиться к защите интересов своего народа. Подобного рода привязанность к своей стране есть сочетание множества самых разнообразных чувств, которые нельзя описать в нескольких словах. Речь идёт об этнических, политических, культурных, исторических и других аспектов современного социума [12]. Патриотизм – это, в том числе готовность к защите своей Родины от врагов. Это искреннее чувство горести, в случае неудач и бед своей страны. Ситуация в этом направлении кардинально изменилась в век информационных технологий. На молодых людей негативная информация об их стране обрушилась со всех сторон. Информация чаще всего противоречивая и неоднозначная, с пониманием которой даже не каждый взрослый сможет беспристрастно разобраться.
Достоверной информации при всём этом может не быть вообще, поскольку противодействующая сторона объявила России войну информационную и некоторые молодые люди начинают считать, что имеют право на то, чтобы говорить о России в оскорбительном тоне. Безусловно, каждый думающий человек независимо от возраста всегда понимает, что он произносит, особенно в наше время, когда каждая сказанная фраза моментально становится достоянием всей общественности. При этом нельзя не понимать, что с молодёжью необходимо работать и её необходимо воспитывать. И если, обучить чему либо, способного человека можно достаточно быстро, то воспитать его за пару недель, чтобы он при этом стал вдумчивым, рассудительным и справедливым, практически невозможно.
Незнание собственной истории способствует культивации антипатриотизма молодых людей и кто, как не образовательные организации и социальные институты страны должны нести за это ответственность. К счастью, патриотизм людей – это качество духовное. Оно продолжает занимать доминирующее положение, как среди зрелого населения, так и среди большинства молодёжи. События последнего времени это не раз подтверждали. Но вопрос о том, как прививать любовь к Родине у молодых, и когда это лучше делать остаётся открытым. Подростковый возраст был и остаётся наиболее подходящим периодом для формирования морально-нравственных качеств и ценностей. В этом возрасте человек, ещё, не будучи взрослым, прекрасно понимает к чему в жизни ему нужно стремиться, чтобы получить одобрение социума. Он задумывается о том, как он будет жить и кем он способен стать в современном обществе.
Патриотизм способен сплотить всё общество и тема это вечная. Многие социологические опросы среди молодёжи показывают, что далеко не все они себя считают патриотами и, тем не менее, большинство из них очень любит свою Родину. Они гордятся её историческим прошлым, верят в будущее своей страны и не видят себя отдельно от своей страны и своего народа. Большинство опрошенных молодых людей отметили, что в последнее время их патриотические чувства лишь растут. Важность и актуальность патриотического воспитания приэтом, как никогда становится очевидной.
Современная образовательная среда сегодня полностью функционирует в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Действие ФГОС сегодня начинается с дошкольного образования и заканчивается высшим образованием. На каждой образовательной ступени, или образовательном уровне действует ФГОС. Его содержание и требования касаются не только содержательной части процесса обучения, но в первую очередь, сегодня это касается проблем воспитания. В нормативно – правовых документах, имеющих отношение к процессам формирования и воспитания подрастающего поколения, определен современный национальный идеал воспитания. Роль образовательных организаций и учреждений, способствующих нравственно патриотическому становлению молодежи, неизменно возрастает. Под патриотическим воспитанием в системе образования понимают определённого рода деятельность, которая позволяет формировать у субъектов образования осознание себя гражданином своей страны. Верность своему Отечеству и готовность защищать интересы Родины позволяет развивать высокие патриотические чувства. Это формирование не просто законопослушного гражданина, а человека с активной жизненной позицией, который активно и осознанно исполняет свой гражданский долг. Именно патриотизм и гражданственность имеют большое значение для социального и духовного развития человека.
Истинный патриотизм всегда носит гуманистический характер. В своё время Л.Н. Толстой сказал, что настоящий, хороший патриотизм состоит в том, чтобы желать своему народу или государству настоящих благ, таких, которые не нарушают благ других народов [7].
Реализовать в целостном образовательном процессе патриотическое воспитание возможно лишь в том случае, если получится включить молодых людей в активный созидательный труд на благо Родины. Для этого необходимо прививать бережное отношение к истории Отечества и его культурному наследию. Эти процессы предполагают, что у обучающихся образовательных организаций любого уровня, в том числе в вузах, необходимо системно и комплексно формировать знания, умения, навыки и компетенции в области культуры, науки, техники и иных достижений страны.
Подобного рода воспитательная работа может быть достигнута в процессе знакомства молодых людей с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных, писателей, художников и др. Эта работа должна быть реализована как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности. Сегодня в каждой образовательной организации, будь то школа, колледж или вуз, необходимо использовать комплексный и системный подход к целостному образовательному процессу, когда обучение, воспитание и развитие субъекта образования становится единым целостным процессом.
Наиболее оптимальным средством патриотического воспитания в образовательных организациях является проектно – программная форма реализации данного процесса. Все основные направления деятельности прописаны в основной образовательной программе образовательной организации, которая разработана в полном соответствии требований ФГОС. При этом, в
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 03.04.2023).
2. Агапова, И.А. Мы – патриоты!: классные часы и внеклассные мероприятия: 1 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2018. –366 с.
3. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] / Н.В. Адаева //Человек и образование. -2012. -No1. –с.130-133.
4. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
5. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015.-No4. –с.78-80.
6. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
7. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания [Текст] / К.Ю. Белая // От сентября до сентября. – 1998. – No6. – С. 15-17.
8. Быков, А.С. Проект «Родной свой край люби и знай» / А. С. Быков, Е. Е. Абрамова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/290/ (дата обращения: 03.04.2023).
9. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации [Текст] / Под ред. Н.К. Беспятовой, Д.Е. Яковлева. – М., 2006. – 192 с.
10. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст] / Т.С. Буторина. – СПб.: КАРО, 2014. – 224 с.
11. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] /А.Н. Вырщиков // Монография. –Волгоград: НП ИПД «Авторское перо». - 2016. -172 с.
12. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – No6. – С. 59-63.
13. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. -686 с.
14. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
15. Ефремова, Г.А. Патриотическое воспитание школьников [Текст] / Г.А. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. – No 8. – С. 17 - 20.
16. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
17. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. – Новокузнецк: ИПК, 2015. –150 с.
18. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -No 9. -С. 28 - 35.
19. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. —156 с.
20. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности [Текст]/ Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
21. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Текст]/ В.В. Пионтковский // дис. ... д-ра пед. наук. – Якутск, 2016. –346 с.
22. Понятие «Патриотическое воспитание». [Электронный ресурс]. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.netURL: http://studbooks.net/1869689/pedagogika/ponyatie_patrioticheskoe_vospitanie (дата обращения: 03.04.2023).
23. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве [Текст] / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2017. -No 1. -С. 25 - 28.
24. Стекляр, Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Стекляр // Дополнительное образование и воспитание. –2012. - No1.
25. Слипченко, Ф.Ф. Воспитать Отчизне патриота, достойного гражданина Родины [Текст] / Ф.Ф. Слипченко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 153 с.
26. Табарданова, Т.Б. Методики диагностики качества гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы. [Текст] / Табарданова, Т.Б., Федотова Е.В., Скворцова И.В. – Димитровград: УИПКПРО, 2013. –63с.
27. Ушкалова, А.И. Историческая реконструкция – основа военно - патриотического воспитания / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. –2014. -No10 –С. 17-20.
28. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – Москва, 2013.-415с.
29. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3.–С. 24-32.
30. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. –М.: Просвещение, 2018 . –230с