Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется повышенным вниманием к агрессивному поведению детей. Данную проблему изучают педагоги, психологи, социологи. Ее можно считать изученной не до конца так как исследователи до сих пор не пришли к единому определению понятия агрессия.
Агрессивное поведение детей изучалось зарубежными и отечественными учеными: А. Басс, И.А. Фурмановым, Т.Г. Румянцевой и др. Они предлагали различные методики и средства коррекционной работы агрессивного поведения у детей. Среди причин агрессивного поведения исследователи выделяют нарушенную мотивационную и эмоционально-волевую сферы, а также нарушение эмоциональных связей внутри семьи.
Слово «агрессия» (от латинского) означает «нападение». Это явление связано с гневом, желанием причинить вред, негативными установками и действиями. Агрессивное поведение направлено на причинение физического или психологического вреда людям, животным и предметам. В агрессивном состоянии у человека возникает гнев, ненависть и т. д. Наряду с этим проявление агрессии может выступать средством для достижения цели.
В современном обществе актуальна проблема проявления агрессивного поведения детей. Проявление агрессии детей в образовательных учреждениях – проблема, которая все больше беспокоит родителей и педагогов. Зачастую у детей нет инструментов выхода из негативных ситуаций, кроме рукоприкладства, ругани, угроз и т.п.
Одной из важнейших задач психологии является ранняя диагностика и коррекция агрессивного поведения детей, так как именно в этот период закладываются основные личностные особенности. Дети наиболее подвержены негативным внешним воздействиям: жестоким компьютерным играм, жестокости и насилию в СМИ, поведению взрослых и др.
Цель: Изучить особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста и способы его коррекции.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие агрессивного поведения;
2. Изучить средства коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте;
3. Диагностировать уровень агрессии у младших школьников;
4. Разработать рекомендации для родителей.
Объект: Агрессивное поведение младших школьников.
Предмет: Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы;
2. Опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов);
3.Опросник.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1 Понятие агрессивного поведения
«В современных условиях развития общества резко обострились различные социальные проблемы. Среди этих проблем рассматривается проблема агрессивного поведения. С точки зрения современной психологии агрессивное поведение – это воздействие одного субъекта на другого с целью подорвать его психическое или физическое состояние. Следует различать понятия «агрессивное поведение», представляющее собой внешне выраженное действие, и понятие «агрессия», более широкое в психологическом смысле» [5].
В переводе с латыни слово «агрессия» означает «нападение». Это явление связано с негативными эмоциями, с негативными мотивами и деструктивными действиями. Существует множество определений агрессии, которые можно разделить на две основные категории:
1. Агрессия – как модель поведения человека. В этом аспекте понятие «агрессия» связано, прежде всего, с негативными эмоциональными проявлениями — яростью, гневом, ненавистью и с мотивами — желанием обидеть, унизить. С.Ю. Чижова определяет агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам человеческого существования и способное вызывать как физические повреждения, так и психологический стресс (состояние страха, тревоги, депрессии).
2. Агрессия, в основе которой лежат целенаправленные действия. В этом аспекте понятие «агрессия» подразумевает совершение определенного действия, в результате которого агрессор наносит умышленный ущерб своему противнику.
С учетом этих результатов агрессию следует определить как целенаправленное коммуникативное действие, которое направлено на вызывание негативных эмоционально-психологических состояний у объекта вербального воздействия. На сегодняшний день в определение понятия «агрессия» добавляются современные данные из смежных направлений. Например, психологом Э. Фромм был дан следующий термин агрессии – поведение, связанное с самозащитой, с реакцией на угрозу. Ученый рассматривал агрессию как нанесение ущерба как живому существу, так и неодушевленным предметам. Ф. Алан считал, что агрессия – это внутренняя сила, при помощи которой человек может противостоять внешнему воздействию».
Л. Берковиц трактовал агрессию как активность, стремление самоутвердиться. Э. Уилсон считает, что агрессия является физическим действием или угрозой такого действия со стороны одного человека в отношении свободы другого человека. Аналогичное определение дает А. Бандура: «Агрессия не всегда является целенаправленной реакцией одного индивида, причиняющей физический или моральный вред другому индивидууму», а Э. Аронсон трактовал агрессию, опираясь на концепцию намерения, он считал, что агрессия является поведением, направленным на преднамеренное причинение вреда или боли другому человеку.
В современной психологии агрессия является доминирующим, настойчивым, атакующим и вредоносным поведением, интегрирующим при этом такие разные по форме и сути поведенческие акты, как сплетни, злые шутки, злые фантазии, многочисленные деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийства.
В психологическом словаре под термином «агрессия» понимается индивидуальное или коллективное действие, целью которого является причинение психологического или физического вреда или даже уничтожение определенного человека или группы. Таким образом, психология рассматривает агрессию как склонность, проявляющуюся в поведенческих актах, фантазиях, с целью подчинить себе людей. Этот вид фокуса универсален, и определение, в основном, нейтральное. Агрессивность положительна, если она является средством для выживания.
«Агрессия характеризуется направленностью, проявлением, выраженностью. Цель агрессии - причинить страдание. Если агрессия используется как способ достижения целей, то имеется в виду инструментальная агрессия. Агрессивность может быть направлена вовне – это люди, объект, или на себя (аутоагрессия)» [10].
В настоящее время проблема насилия является предметом обсуждения на различных уровнях. С точки зрения обыденных представлений агрессия рассматривается прежде всего в следующих аспектах:
«1. Ситуация, в которой отмечается явное (преступное) насилие. Это преступное деяние, направленное против отдельного лица или группы лиц на причинение физического вреда. При этом внимание уделяется ситуации в мире, в государстве, в городе. В этом аспекте часто сравнивают такие показатели, как уровень и динамика агрессивности. Выявление структуры агрессии, мотивов агрессивных действий, характеристик субъектов, совершающих эти действия. При этом в основном обсуждаются условия, в которых осуществлялось формирование личностных характеристик, индивидуально-психологических характеристик» [7].
«2. Агрессия как докриминальная форма поведения, являющаяся основой развития субъекта как будущего преступника. С этой позиции речь идет о проявлениях агрессии у лиц, склонных к агрессивным проявлениям. Люди подвергаются значительному риску, если на них направлена агрессия. По определению Р. Уолтерса и А. Бандуры эта агрессия называется асоциальной; она связана с общественно деструктивными действиями, так что результатом этого вида агрессии может быть уничтожение субъекта, собственности. Не во всех случаях это можно считать нарушением закона. Агрессия проявляется как открыто, так и скрыто» [4].
Агрессивность как термин обычно используется для обозначения деструктивных намерений и маскируется, например, амбициозными представлениями. Такие действия понимаются как самоутверждение, причем понимается, что в их основе лежит мотивация соревнования, стремление к достижению, ироническое отношение к происходящему и заявления об этом. Однако окружающие расценивают эти проявления как агрессию по отношению к ним. Выраженная агрессивность чаще проявляется конфликтом, гневными словами.
«При скрытой агрессии наблюдается разрыв общения, саморазрушение, суицид. Внутренние представления об агрессии проявляются как фантазирование, аффективность. Например, субъект вынашивает идеи расправы над каким-либо человеком, но проявление агрессии происходит только в области фантазии или при переживании сильного аффекта» [3].
«Влечение проявляется через аффективность. Агрессивность выступает как борьба за собственную свободу, избегание угроз, борьба с препятствиями на пути к достижению потребностей, понимание и снятие внутренних конфликтов, повышение самооценки. Здесь агрессивность частична и представлена не полностью. Однако определения агрессии и агрессивности различны по своему содержанию» [2].
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам. Агрессивность – черта личности, заключающаяся в готовности и, в большинстве случаев, в предпочтении использования насильственных средств для достижения своих целей. Агрессия может быть как явной, так и завуалированной. В некоторых случаях пассивной. Агрессивность может иметь и положительное значение, которое связано с умением субъекта защищать себя, своих близких и людей рядом, в умении отстаивать собственные позиции. В данном случае агрессия – это способность следовать принятым ценностям, а это типичный признак лидера. Если этот вид агрессии подавлять, то это приведет к проявлению пассивного поведения, и человек не сможет отстоять свои права.
Анализ различных теорий и подходов отечественных ученых, с одной стороны, делает достаточно прозрачным соотношение трех форм: агрессии, агрессивности и агрессивного поведения, с другой стороны, позволяет
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Герасина, Е. В. Детская психология / Е.В. Герасина. - М.: Владос-Пресс, 2018. - 288 c.
2. Детская агрессивность: методические рекомендации для педагогов. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2018. – 69 с.
3. Долгова, В.И. Проявление агрессивности детей / В.И. Долгова, Е.В. Коваленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – С. 239-243.
4. Изосимова, В.В. Психологические аспекты проблемы агрессивного поведения детей / В.В. Изосимова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – №1. – С. 1766-1770.
5. Илларионова, Н.А. Агрессивное поведение: причины возникновения и возрастные особенности / Н.А. Илларионова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – №34-1. – С.135-139
6. Корниенко, Анна Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / Анна Корниенко. - М.: Рама Паблишинг, 2018. - 567 c.
7. Косянчук, Е.И. Причины высокой агрессивности детей / Е.И. Косянчук, О.Н. Косянчук // Юный ученый. – 2017. – №1 (10). – С. 139-141.
8. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников [Текст]: Учебно-методическое пособие / Сост Л.В. Шипова. – Cаратов, 2016. – 56 с.
9. Мосина, Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т.Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 6 (22). – С. 30-34.
10. Мухина, В. С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2021. - 272 c.
11. Пузеп, Л.Г. Агрессивное поведение детей: психологические аспекты работы педагога / Л.Г. Пузеп, В.О. Кучкмова // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике. – 2015. – С. 66-71.
12. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии [Текст] / С.Я. Рубинштейн. – М.: Флинта, 2015.– 628 с.
13. Сария, Л.С. Коррекция агрессивных проявлений в поведении обучающихся начальных классов / Л.С. Сария // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2018. – С. 65-67.
14. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия (Academia), 2021. - 306 c.
15. Фалибеда, Т. Работа с агрессивными детьми в начальной школе / Т. Фалибеда, Т.В. Богуцкая // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании. – 2013. – С. 214-219.