Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из основных факторов развития человеческого потенциала признано образование, качество которого все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Требования к современному образованию и социальных заказ ставят перед дошкольной образовательной организацией цели и задачи, соответствующие настоящему времени. Согласно ФГОС дошкольного образования перед педагогом ставятся задачи по развитию индивидуальных особенностей, способностей и творческого потенциала каждого ребенка [11]. Реализация данных задач обуславливает необходимость создания благоприятных условий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Вся созданная вокруг нас материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Творчество позволяет вывести человека за пределы его существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. На сегодняшний день вопросы творческого развития являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте ребёнок активен и любознателен по своей природе и стремиться преобразовывать мир по собственным законам красоты. Семья и среда в которой воспитывается ребенок оказывает большое значение на развитие творчества у ребенка, только в результате совместного взаимодействия воспитателя с семьей можно достичь результатов в этом направлении.
Однако, тенденция такова, что родители уделяют большое значение предметным успехам ребенка, не придавая должного внимания при этом развитию детского творчества, чем значительно ограничивают возможности детей в будущем. Благодаря творчеству раскрывается индивидуальность человека, позволяющая достичь успеха в начинаниях.
В связи с этим, основной задачей воспитателя является создание условий для организации творческой деятельности, развитие креативных способностей детей.
Вопросами развития творчества у дошкольников занимаются многие исследователи: Л.С. Выготский, В.А. Левин, А.Н. Лук, А.В Никифорова, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.
Анализ сложившейся ситуации в области развития творчества у детей старшего дошкольного возраста, выявил следующие противоречия:
– между потребностью в развитии творчества у дошкольников и отсутствием глубокой методической разработанности данного вопроса;
– между возрастающей роли семьи в развитии творчества дошкольников и низкой вовлеченностью родителей в жизнь ДОУ.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования: поиск наиболее эффективных форм взаимодействия с семьей с целью развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и спроектировать работу с семьями по развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста;
3. Проанализировать влияние семьи на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста;
4. Определить содержание работы с семьей по развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать методические рекомендации по развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – роль семьи на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы
2. Экспертный метод (изучение опыта по развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста).
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (источника).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Определение понятия «творчество», виды творчества.
Согласно ФГОС дошкольного образования перед ДОУ стоит задача организации видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей [11].
Рассмотрим определение «творчество», «творческие способности», «творческое воображение».
Творчество, чаще всего связывают с конечным продуктом или результатом деятельности [1]. Таким образом, одним из определений творчества является, что творчеством называется любая деятельность, приводящая к созданию нового продукта.
Философский подход, определяет творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества [14].
Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества – это то, что создано; процесс творчества – как создано; процесс подготовки к творчеству – как развивать творчество.
Творчество - психический процесс создания новых ценностей, являющийся «продолжением и заменой детской игры» [3].
Однако, детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости нельзя назвать творчеством.
В связи с этим, в контексте исследования понятия творчества важной для нас является мысль Л.С. Выготского, который считает творчество постоянным спутником детского развития, результатом которой является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческом акте [6]. Детское творчество проявляется в потенциальной (творческий потенциал) или в актуальной (творческая активность) форме.
Творчество – это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Произведения, созданные в результате творчества, могут быть объективно идентифицированы (т. е. общественно значимое открытие) и субъективно новыми (т. е. открытие для себя). В дошкольном возрасте, как правило, наблюдается второй случай. Хотя возможны и объективные открытия, созданные детьми.
Рассмотрим основные виды детского творчества, представленные в таблице 1 [14].
Таблица 1. Виды детского творчества
Виды детского творчества Характеристика
Художественное творчество деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное детское творчество отличает импровизированный характер.
Изобразительное детское творчество Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом.
Литературное детское творчество Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Техническое детское творчество Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).
В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, школьники средней школы проявляют интерес к проектированию более сложных моделей и экспериментам учебного характера.
Музыкальное детское творчество синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального детского творчества проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.
Одновременно с творчеством употребляются и способности. Способности – природная одарённость, талантливость [2].
Понятие «творческие способности» являются базовой основой творческого потенциала личности и одним из наиболее общих психологических понятий. Творческие способности относятся к индивидуальным особенностям личности, что характеризует личность со стороны скорости усвоения ею опыта, знаний человечества. Считается, что развитие способностей обуславливает единство трех факторов: природных задатков, среды и воспитания в сочетании с активностью самого человека.
Творческий процесс не мыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.
Рассмотрим понятие и сущность определения «творческое воображение».
В психологическом словаре воображение рассматривается как «психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, образов и мыслей на основе имеющихся знаний и опыта» [5].
По мнению Л.С. Выготского, воображение «не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а создает какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, включение в наши впечатления чего-то нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [6].
С. Л. Рубинштейн считает, что «воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов» [13].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абсалямова, А. Г. Теоретические основы проблемы формирования культуры творческого мышления у старших дошкольников [Текст] / А. Г. Абсалямова, О. Ф. Николаева // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 4. – С. 73-78.
2. Афонькина, Ю. А. Развитие творческого потенциала личности дошкольника [Текст] / Ю. А. Афонькина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – Пенза, 2011. – № 7. – С.167-170.
3. Брызжева Н. В., Дьячкова Т. В., Творчество открывает возможности [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. В. Дьячкова. – Тула : ГОК ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013. – 154 с.
4. Бубновская, О. В. Влияние условий воспитания на уровень креативности ребенка [Текст] / О. В. Бубновская, Е. А. Новикова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5. – С. 67-68
5. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей/ М.Э. Ванник. – М.: Сфера, 2015. – 83с.
6. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / JI.C. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
7. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. – М. : Международный образовательный и психологический коледж, – 1996. – 197 с.
8. Колесникова, Г. Г. Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность [Текст] / Г. Г. Колесникова, М. А. Трифонова // Векторы развития современной науки : материалы междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. Т. С. Искужин. – Уфа, 2014. – С. 177-181.
9. Логинова Е. В., Шиврина Е. В., Александрова И. А. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детскородительских отношений как условие личностного развития ребенка [Текст] / Е. В. Логинова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 79–84.
10. Максимова, С. В. Влияние взаимодействия родителей с детьми на проявления творческой активности детей [Текст] / С. В. Максимова // Внешкольник. – 2010. – № 4 (139). – С. 35-40.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс] URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoeobrazovanie/fgos/fgos-do.html
12. Рибо, Т. Болезни личности; опыт исследования творческого воображения; психология чувств [Текст] / Т. Рибо. – Минск: Харвест, 2011. – 784 с.
13. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2012. – 712 с.
14. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества: Моногр. - М.: Высш. шк., 1989. - 143 с.