Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Человечество танцует с незапа-мятных времен. Уже на наскальных рисунках, выполненных несколько ты-сяч лет назад, есть изображения танцующих людей. В картинах и скульп-турах Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая нет числа танце-вальным сценам. А рядом с танцующим человеком часто изображается иг-рающий человек с музыкальным инструментом в руке.
Музыка и танец - неразлучные друзья, танец без музыки почти немыслим. Со временем танцевальное искусство превратилось в большую, разнообразную и многогранную область искусства. Детский танец занима-ет особое место в многообразии видов и направлений танцевального ис-кусства. Такие авторы, как Л. Ауэрбах, М.С. Друскин, О. Зейналова, Р. Краусс, Е. Маркевич, В.Я. Никитин, В.М. Пасютинская, С. Худеков, К.К. Черников и др., были ведущими исследователями детского танца как вида танцевального искусства. Они утверждают, что обучение детскому танцу способствует решению проблемы комплексного гармоничного воспитания и развития детей.
В системе художественно-эстетического воспитания детей музыке в решении этой задачи придается большое значение. Музыкальное образо-вание включает в себя такие доступные музыкальные занятия, как прослу-шивание музыки в исполнении взрослых, простейших исполнителей - пе-ние, ритм, игра на музыкальных инструментах для детей, начальное обу-чение музыке и элементарным нотам, привлечение творческих способно-стей в музыкальные игры, хороводы, песенные импровизации и приобще-ние детей к танцам.
Способность выражать свои чувства в движении, внимательно слу-шая музыку, сильно влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Связь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Такое сочетание духовного и физического необходимо мо-лодому поколению.
Танец - универсальное средство самовыражения детей во время школьных каникул. Весь спектр чувств и переживаний воплощен в хорео-графической композиции. Конечно, здесь главную и решающую роль иг-рает хореограф, который выбирает композицию, музыкальное оформле-ние, декорации, участников и все остальные составляющие каждого танца. Танцы во время праздников приносят детям двойную радость: движение и самовыражение - с одной стороны, и радость от самого праздничного со-бытия - с другой. Даже не очень прилежные ученики с удовольствием участвуют в коллективном танце.
Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмо-циональной окраской, способностью активно выражать отношение к му-зыке в движениях. Благодаря этому занятию удовлетворяется естественная потребность детей в физических упражнениях.
Именно танец может выступать в качестве гармоничного посредника между детьми и взрослыми (родителями, учителями), а также зрителями. Этот потенциал этого средства объединения необходимо развивать и со-вершенствовать.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования я установил, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей и хореографов, по-священных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные, на мой взгляд, аспекты по этому вопросу и си-стематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить благоприятные условия исполь-зования возможностей танца на праздничных мероприятиях в начальной школе.
Объектом исследования является процесс постановки танца как компонента праздничных программ в начальной школе.
Предметом исследования являются основы и принципы использо-вания ресурсов танца на праздничных мероприятиях в начальной школе.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для использования всех возмож-ностей танца в начальной школе на праздничных мероприятиях.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие танца и историю его возникновения и разви-тия;
- изучить роль танца в нашей жизни;
- детально проанализировать классификацию танцев и характеристи-ку их видов;
- проанализировать основные этапы постановки танца для детей младшего школьного возраста для праздничной программы;
- изучить методические рекомендации по постановке танца как ком-понента праздничных программ в начальной школе.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы я использовал следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статисти-ческий анализ данных, моделирование.
Гипотеза исследования: предполагается, что детский танец способ-ствует всестороннему развитию ребенка, улучшает содержание и эмоцио-нальную наполненность праздничных программ в начальных классах, а также важно начинать заниматься детским танцем еще с дошкольного воз-раста.
Практическая значимость данной работы заключается в возможно-сти улучшить праздничные программы в начальных классах с помощью правильно разработанных танцев с корректной постановкой.
Материалы исследования могут быть использованы преподавателя-ми хореографии, музыки и учителями начальных классов, а также студен-тами на педагогической практике для подготовки и проведения празднич-ных программ в начальных классах с включением в них танцев. Материа-лы работы будут полезны учителям данного профиля для осмысления форм и методов работы, изложенных в методических рекомендациях.
Источниковая база. В качестве источников я использовал научные статьи, учебники по преподаванию хореографии, статистику и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАНЦА КАК КОМПОНЕН-ТА ПРАЗДНИЧНЫХ ПРОГРАММ
1.1 Понятие танца и история его возникновения и развития
Во-первых, давайте обратимся к понятию «танец». Танец (как указа-но в Большой советской энциклопедии) - это вид искусства, в котором ху-дожественный образ создается посредством ритмических пластических движений и изменения выразительных положений человеческого тела. Та-нец неразрывно связан с музыкой, эмоциональным и образным содержа-нием, которое находит свое воплощение в его движениях, фигурах и ком-позициях [12].
Танец - самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий и несущий в себе огромный эмоциональный заряд.
Известный исследователь танца Жюли Шарлотта ванн Кэмп в своей диссертации собрала основные положения, из которых вытекают опреде-ления танца: танец - это ритмичное движение, выполняемое одним или не-сколькими людьми в такт музыке.
Первоначально танец представлял собой движение ног и всего тела в сопровождении мимики и жестов. Известно, что в древние времена мимика была первым языком, на котором говорили люди, и, в свою очередь, она была тесно связана с танцами. Более того, каждое движение в древнем ми-ре называлось танцем.
Греки рассматривали танец не только как предмет красивой позы и движения, они всегда хотели, чтобы танец служил выражением действия, мысли. И испанцы по-прежнему настолько выразительны в танце, что пе-редают вам гораздо больше, чем устно [18].
Древние верили, что человек танцует, потому что Бог тянет его за веревки, которые привязаны к его рукам и ногам. На самом деле танец ро-дился потому, что первобытным людям нужно было общаться и переда-вать важную информацию. Древние копировали то, как двигаются живот-ные, и таким образом пытались проникнуть в саму животную сущность. Это очень помогло им во время охоты, а значит, было жизненно необхо-димо.
Примитивный танец был основан на магических ритуалах. Движе-ния, которые люди совершали во время такого танца, имели строго опре-деленную цель. В этом случае танец был способом оказаться в состоянии, отличном от обычной повседневной жизни. То есть танец был определен-ным путем в неизвестное, это был способ контролировать другие аспекты человеческой жизни.
Каждое племя выбрало свое священное животное. В его честь посто-янно устраивались танцы. В знак благодарности это животное помогло им в бою. В каждом племени можно насчитать 20-30 мужских танцев охотни-ков с их причудливыми названиями и уникальными движениями, которые несут в себе глубокий смысл [17].
Однако со временем танец постепенно перестает иметь глубокое зна-чение и становится частью важного ритуала. Скорее, это будет что-то ве-селое и физическое.
В Древней Греции танцем увлекались все люди, начиная от бедняков и заканчивая философами. Танцы были включены в список учебных пред-метов, но взрослые тоже получали от них удовольствие. В древности танец превратился в полноценное развлечение, исполняемое для зрителя, но не для него самого.
Если греки танцевали разнообразные танцы из разряда светлых и темных, то у римлян были только дикие и воинственные танцы. Римляне отличались рациональностью в своих танцах, чего нельзя сказать о греках.
В Древнем Риме существовало очень четкое разделение на элиту и простых людей. Это, безусловно, повлияло на танцевальную культуру. К сожалению, информации об «элитных» танцах нет, но некоторая инфор-мация о танцах низшего класса сохранилась. Позже в Риме появились са-лийские танцы, которые исполнялись в храмах священниками из знатных семей, которые таким образом прославляли богов [18].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ауэрбах, Л.Д. Рассказы о вальсе [Текст]// Л.Д. Ауэрбах: «Со-ветский композитор», 1980.-с. 4
2. Бекина, С.И. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет) [Текст]// С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.М. Соковнина–Москва: «Просвещение», 1983.-с.3
3. Боголюбская, М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. - М.: ВНМЦ народ-ного творчества, 1986 год.
4. Виды современных танцев: хореография на любой вкус [Элек-тронный ресурс] — URL: http://music-education.ru/vidy-sovremennyh-tantsev-horeografiya-na-lyuboj-vkus/ (дата обращения: 01.04.2023).
5. Горшкова, Е. В. От жеста к танцу: Методика и конспекты заня-тий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце: Пособие для музы-кальных руководителей детских садов [Текст]/ Е. В. Горшкова — Москва: «Гном и Д», 2002. — с.61.
6. Детский танец: особенности и специфика [Электронный ресурс] — URL: (дата обращения: 01.04.2023).
7. Захаров Р. В. Сочинение танца. - М.: Искусство, 1983.
8. История возникновения народно-сценического танца как от-дельного вида сценического искусства [Электронный ресурс] — URL: (да-та обращения: 01.04.2023).
9. История зарождения академического танца (балета) [Электрон-ный ресурс] — URL: (дата обращения: 01.04.2023).
10. Классический танец [Электронный ресурс] — URL: (дата об-ращения: 01.04.2023).
11. Кондахсазова, Д.Р Современный словарь- справочник по ис-кусству [Текст] / 1999.- с. 153.
12. Константиновский, В.С. Учить прекрасному [Текст]/ В.С. Кон-стантиновский– Москва: Молодая гвардия, 1973-с.3.
13. Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ Т.Ф. Коренева — Москва: «Владос», 2001 г.
14. Кутина, Л.Л Словарь русского языка [Текст]/ Л.Л. Кутина, В.В. Замкова– Москва : ГИИНС,1961.- с.643
15. Лифиц, И.В. Ритмика [Текст]/ И.В. Лифиц -Москва: «Акаде-мия», 1999.
16. Маркевич Е. История танцев // ГИИНС, 1998.- с.325.
17. Мур, А. История бального танца // Москва: «Академия», 1999, 193 с.
18. Никитин В. Ю. Композиция и постановка в современной хорео-графии. - М.: ГИТИС, 2011.
19. Прохоров, А.М./ Большая Советская Энциклопедия [Текст]// «Советская Энциклопедия», 1976. – Изд.3-е – с. 436.
20. Сергеева Г.П. Музыка в основной школе: задания для оценки результатов обучения. [Текст]/ А.А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе, 2016 — №3 - с. 23-25.
21. Спортивные танцы для детей // ГИИНС, 1973, с.145.
22. Танцевальная культура древних цивилизаций // Москва: «Ака-демия», 2013, 17 с.
23. Танцевально-двигательная терапия // Москва: «Академия», 2015, 116 с.
24. Ткаченко, А.Ф. Детский танец [Текст]// А.Ф. Ткаченко -Москва: Профиздат, 1962.- с. 15
25. Ткаченко, Т.С. Возникновение народного танца // Т. С. Ткачен-ко – Москва: 1973. с. 18.
26. Хореография и ее основные выразительные средства// Москва: «Академия», 1997.