Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема профессионального само-определения учащихся не теряет своей актуальности на протяжении мно-гих десятилетий, что объясняется сложностью феномена профессионально-го самоопределения и вариативностью как объективных характеристик со-циальной ситуации жизни индивида, так и психологических особенностей субъекта этого самоопределения.
Профессиональное самоопределение в основном рассматривается как процесс сознательного и независимого построения и реализации профес-сиональных перспектив (с возможностью их корректировки), включающий выбор профессии, получение профессионального образования и самосо-вершенствование в выбранной профессиональной сфере. Профессиональ-ное самоопределение – это определение человеком самого себя по отноше-нию к критериям профессионализма, сформировавшимся в обществе. Процесс профессионального самоопределения охватывает всю жизнь че-ловека и включает в себя несколько взаимосвязанных этапов. Выбор про-фессии - это только начало профессионального самоопределения. На этом все не заканчивается, потому что человек постоянно делает профессио-нальный выбор в течение своей трудовой жизни (в процессе обучения, по-вышения квалификации, смены работы или должности, в случае потери работы и т.д.).
В современном обществе существует большой выбор профессий, но он осложняется особенностями семейного воспитания, глобализацией и культурой, что приводит к снижению ответственности молодых людей за профессиональный выбор, а отсутствие попыток найти себя вызвано убеж-денностью в неважности профессии, стремлением к материальному благо-получию, что определяет актуальность изучения профессионального са-моопределения старшеклассников и организацию его психолого-педагогического сопровождения.
Проблеме профессионального самоопределения посвящено множе-ство фундаментальных работ, таких как работы Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, Е.М. Борисовой, С.Н. Чистяковой и др. Такие уче-ные, как В.А. Бодров, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Л.М. Митина и др. занимались изучением вопросов профессионального выбора, профессиональных склонностей, профессионального отбора, личностных характеристик, формирующихся в процессе профессионального само-определения и развития). Однако большой информационный поток зача-стую не только не помогает подростку при выборе профессии, но и неред-ко приводит его в состояние растерянности.
Проблема исследования: как помочь старшекласснику в професси-ональном самоопределении?
Цель исследования: разработать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределе-ния.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза исследования: уровень готовности и способности старше-классников к профессиональному самоопределению, возможно, будет по-высится при создании ряда психолого-педагогических условий:
1. Разработка программы психолого-педагогического сопровожде-ния профессионального самоопределения старшеклассников.
2. Привлечение к работе по самоопределению старшеклассников, родителей и классных руководителей.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме пси-холого-педагогического сопровождения профессионального самоопреде-ления старшеклассников.
2. Провести экспериментальное исследование и проанализировать результаты профессионального самоопределения у старшеклассников.
3. Разработать программу психолого-педагогического сопровожде-ния профессионального самоопределения старшеклассников.
Теоретико-методологическая основа исследования: исследования послужили теоретические и практические разработки ученых психологов, педагогов по проблеме самоопределения у старшеклассников: М.Р. Гин-збург, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, В.Ф. Сафин, Л.Н. Божович, И.В. Дубровина, Е.Л. Солдатова и др.
Методы и методики исследования:
- теоретические (анализ, сравнение, обобщение, научной литерату-ры);
- психодиагностические методы: методика профессионального само-определения Дж. Холланда и методика изучения профессиональной иден-тичности МИПИ Л.Б. Шнейдер.
- методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
Научно-практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в профориентационных мероприятиях педагогами-психологами образовательных учреждений.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №28 среди учащихся 9 класса в количестве 24 учащихся, в возрасте 14 - 16 лет, из них 13 девушек и 11 юношей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заклю-чения, списка литературы.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассни-ков
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
Переход к подростковому возрасту, начало которого приходится примерно на 11 – 12 лет является критическим. У каждого подростка вре-менные границы подросткового возраста не устанавливаются четко, они индивидуальны. Характерной особенностью подросткового возраста явля-ется половое созревание. В цело отмечают несколько этапов переходного возраста:
- 10-11 лет – нижняя граница переходного возраста. Этот этап ха-рактерен появлением мутационного периода голосового аппарата, поло-вым созреванием;
- 12-16 лет – средняя граница переходного возраста. Эмоциональное напряжение, период «отказа» и проявления себя;
- 16 – 19 лет – высшая граница переходного возраста. Устанавлива-ется эмоциональное состояние, подросток начинает искать себя в разных видах деятельности.
Подростковый возраст, один из самых сложных, критических перио-дов в формировании и становлении личности. В основе кризиса - конфликт между новыми психологическими потребностями, возникающими в дан-ном возрасте, и отсутствием возможности и/или неспособностью их удо-влетворить.
В подростковом возрасте формируется новая субъективная реаль-ность, под воздействием которой меняются представления индивида о себе и других. Причем, у подростков наблюдается усиление критичного отно-шения к особенностям своей личности [Петровский, 2012].
Представления подростков о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного ровесника одной половой принадлежности с собой, но никогда подросток полностью не приравнивает себя к этому «мы». Образ своего Я подростки оценивают намного трогательней и нежней группового образа «мы». Подростки-мальчики полагают, что они менее сильные, менее общительные и жизнерадостные, однако более доб-рые и способные к пониманию другого человека, чем их сверстники. Для девочек характерно приписывание себе меньшей общительности, но боль-шей искренности, справедливости и верности.
Для подростка очень важно мнение группы, которое складываются о нем в процессе общения. В группе подросток чувствует себя более уверен-но. Подросток, находясь в группе, занимает определенное положение и присваивает качества, все это в дальнейшем оказывает существенное влия-ние на поведенческие мотивы личности. Если подросток изолирован от группы, то это может привести к фрустрации и выступать как фактор по-вышающий уровень тревожности [Кон, 2014].
Ключевым моментом в становлении самосознания в подростковом возрасте является смещение основания критерия для оценки себя, то есть собственного Я - «извне вовнутрь». Такой переход от частной самооценки к более обобщенной, целостной (смена оснований), организует условия для успешного формирования собственного отношения к себе, независимого от мнений и оценки окружающих, частных успехов и неудач, а так же раз-личных ситуативных воздействий и т. п. Оценивание различных качеств, сторон личности, исполняет в подобном отношении к себе исключительно второстепенную (подчиненную) роль, а главным является целостное «при-нятие себя» или «самоуважение». Так именно на данном возрастном этапе, опираясь на собственно выработанную систему ценностей, происходит формирование эмоционально-ценностного отношения к себе, то есть «опе-ративная самооценка» берет за основу соответствия поведения, собствен-ных взглядов и убеждений, результатов своей деятельности [Крайг, 2018].
Становление субъективного образа Я происходит в процессе оценки подростка окружающими, то есть зависит от их мнения. Субъективный об-раз «Я» или самооценка - это один из обязательных компонентов структу-ры самосознания. В процессе самосознания главной стержневой составля-ющей является самооценка, как показатель индивидуальной степени разви-тия данного процесса, объединяющая его начало и личностную сторону, неотделима от процесса самопознания. Развитие осознанного отношения к себе приводит к тому, что знания о самом себе регулируют и ведут за со-бой эмоции, которые адресуются к своему «Я». Таким образом, самооцен-ка выполняет регулятивную функцию, и является обязательным внутрен-ним условием организации субъектом собственного поведения, а так же деятельности и отношений. Часто для подростков характерна неадекват-ность самооценки: она может иметь склонность к сильному завышению, либо может быть значительно занижена.
При формировании личности, между мальчиками и девочками заме-чены различия с точки зрения интеллектуальной и эмоциональной сферы. В подростковом возрасте у мальчиков значительно ярче выражены спо-собности к абстрагированию, гораздо больше диапазон интересов, однако в реальных жизненных ситуациях они более беспомощны, чем девочки их возраста. Девочки способны сострадать и сопереживать – проявлять эмпа-тию, у них высокоразвита словесно-речевая деятельность. К критической оценке интеллектуальных способностей, девочки относятся менее чувстви-тельно, нежели к критике в сторону своей внешности. Если говорить об устойчивости образа Я: для детей подросткового возраста характерны резкие колебания самооценки (Петровский,2012).
Подросток по своему социальному статусу мало чем отличается от ребенка, что вызывает крайнюю противоречивость в его поведении, а так-же максимальную диспропорцию в уровне и темпе развития. Чувство взрослости, зарождающееся в подростке, является основной психологиче-ской особенностью этого периода и выражается в уровне притязаний под-ростка, предвосхищающего его будущее положение, фактически еще не достигнутого. На фоне этого у подростка возникают конфликты с родите-лями, педагогами и самим собой .
Основной психологической потребностью подростка является стрем-ление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и неза-висимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.
Одним из психологических симптомов начала подросткового возрас-та является чувство взрослости. Через это новообразование сознания под-росток сравнивает себя с другими товарищами или взрослыми, а также находит образцы для усвоения, строит отношения с другими людьми, пе-рестраивает деятельность.
Подростничество и юность с точки зрения Э. Эриксона - это цен-тральный период для решения задач личностного самоопределения и до-стижения идентичности (Эриксон, 2000).
Как один из этапов психического развития подростковый возраст можно охарактеризовать выходом ребенка на новую социальную пози-цию, которая связана с поиском собственного места в обществе. К про-тестному поведению и многочисленным конфликтам подростка по отноше-нию к родителям и учителям приводят не всегда адекватные представления о своих возможностях и завышенные притязания [Райс, 2012].
Привлекательность занятий и интересов подростка определяется возможностью широкого общения со сверстниками, поэтому в случае не возможности занять удовлетворяющее его место в системе общения в клас-се, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально.
Динамику мотивов общения со сверстниками на протяжении под-росткового возраста можно определить как:
- желание подростка быть в среде сверстников и совместно что-то де-лать;
- мотив занимать определенное место в коллективе сверстников;
- стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности.
Основой авторитета в группе сверстников является социальная цен-ность личности как деятеля, а также качества личности, которые делают ее центром в межличностных отношениях группы такие, как коммуникабель-ность и общительность. Подростки, имеющие высокий статус, стремятся овладевать большим набором умений и навыков, которые предпочитаются именно в данной группе, чтобы выделяться на фоне своих сверстников .
Подростки опираются на мнение своих сверстников. Конфликтные ситуации создаются у подростков и их родителей при столкновении взгля-дов на жизнь, из-за стремления подростка жить по своим идеалам, возни-кают трудности и в общении со сверстниками в связи с бурным биологиче-ским развитием и стремлением к самостоятельности.
Таким образом, подростковый возраст определяется как острый пе-реход от детства к взрослой жизни. Для этого периода показательны такие негативные проявления, как протестный характер в поведении по отноше-нию к взрослому, дисгармоничность в структуре личности и редукция устоявшихся систем интересов ребенка. Подростковый возраст характери-зуется и положительными факторами, такими как повышение самостоя-тельности ребенка, содержательные отношения со сверстниками и взрос-лыми, расширение сферы деятельности, а также вхождение ребенка в каче-ственно новую социальную позицию, в которой формируется его осознан-ное отношение к себе. В дальнейшем поведение подростка регулируется его самооценкой при общении со своим окружением и, в частности, с ро-дителями, отношения с которыми формируют основное представление подростка о себе.
1.2. Особенности профессионального самоопределения подростков
Профессиональное самоопределение - это сложный и длительный процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека. Сте-пень эффективности этого процесса зависит от степени соответствия инди-видуальных возможностей человека требованиям профессиональной дея-тельности, которые напрямую зависят от ее содержания [Кыштымова, 2015].
Профессиональное становление предполагает перестройку самосо-знания, самооценки, типа мышления и системы ценностей подростка. Эти изменения
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александров Е.Л. Модель развивающей образовательной среды как условие формирования личности учащихся: вклад калужских педа-гогов-новаторов / Е.Л. Александров // Вестник ТГПУ. – 2019. – № 8 (205). – C. 48–54.
2. Белякова Е.Г. Профессиональный путь педагога: механизмы, модели, сценарии / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Издательство Тюменского госу-дарственного университета, 2017. – 152 с.
3. Головнёва И.В. Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессиях "человек - человек" / И.В. Головнёва // Вестник Омского университета. – 2018. – №1. – С. 42-55.
4. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е.П. Ермолаева // Психологический жур-нал. – 2001. – Т.22. №4. – С. 51-60.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М. : Академический проект, 2008. – 243с.
6. Ильин В.А. Сравнительное исследование особенностей психосоци-ального развития учащихся старших классов и студентов - перво-курсников высших учебных заведений / В.А. Ильин // Психологиче-ская наука и образование. – 2009. – №1. – С. 14–22.
7. Климов Е.А. Психология труда, инженерная психология и эргоно-мика. Учебник для академического бакалавриата / Е.А. Климов, О.Г. Носкова, Г.Н. Солнцева. – М.: Изд.-во Юрайт, 2014. – 622 с.
8. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М.: Академия, 2014. – 336с.
9. Корнеева Я.А. Учет профессиональных интересов при психологиче-ском сопровождении выбора профессии / Я.А.Корнеева, А.С. Шуль-га // Психологические проблемы современного общества: опыт ре-шения и перспективы. – 2011. – №1. – С. 320.
10. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2018 – 992 с.
11. Кыштымова Т.В. Профессиональное самоопределение старшекласс-ников в процессе культурно-досуговой деятельности / Т.В. Кышты-мова, И.Ю. Блясова, А.Г. Максимовских // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4-3. – С. 40-42.
12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Ли-сина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
13. Мальцев В.А. Профориентация в современной школе: взгляд учителя / А.В. Мальцев, Т.И. Касьянова, О.В. Закревская // Образование: вы-зовы нового времени. – 2021. – Том 27. – №4. – С. 206 – 218.
14. Петровский В.А. Психология / В.А. Петровский. – М.: Проспект, 2012. – 479с.
15. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2003. – 476 с.
16. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: мечты и реальность / Н.С. Пряжников // Школьный психолог. – 2003. – № 4. – С. 12-13.
17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. – СПб: Питер, 2012. – 812с.
18. Ревякина В.И. Профориентация школьников: опыт прошлого и про-блемы настоящего / В.И. Ревякина, К.Е. Осетрин // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 5 (158). – C. 244–247.
19. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии / Г.В. Резапкина. – М. : Генезис, 2015. – 208с.
20. Савкина М.В. Игровой профориентационный тренинг «Выбери пра-вильный маршрут!» / М.В. Савкина // Доп. образование и воспита-ние. – 2020. – № 12. – С. 40-43.
21. Савчук Н.В. Опыт применения современных методов профориента-ционной работы на уровне основного общего образования / Н.В. Савчук // Методист. – 2019. – № 9. – С. 45-47.
22. Сергеев И.С. Прогноз развития системы профессиональной ориента-ции в условиях цифровой трансформации / И. С. Сергеев, Д. А. Ма-хотин, В. Н. Пронькин, Н. Ф. Родичев // Педагогика. – 2021. – № 7. – С. 5-19.
23. Современные методы профориентации и самоопределения обучаю-щихся: учебно-метод. пособие / автор-сост. О.П. Черных; под ред. О.П. Черных. – Магнитогорск: Изд-во ГБУДО «Дом учащейся моло-дежи «Магнит», 2021. – 64 с.
24. Сорокина Ю.Е. Жизнеосмысление как предпосылка профессиональ-ного самоопределения / Ю.Е. Сорокина // Изв. ТулГУ. Гуманитар-ные науки. – 2012. – № 2. – С. 355–362.
25. Тенькова В.А. Психологическая готовность старшеклассников к обу-чению в высшем учебном заведении / В.А. Тенькова // Вестник ВГУ. – 2019. – №1. – С. 89 - 93.
26. Тихонова Е.В. Сегодня и всегда: в центре внимания – воспитание / Е.В. Тихонова, Ю.В. Сальникова // Методист. – 2020. – № 6. – С. 15-20.
27. Усова, С.Н. Профориентационная работа в пространстве внеурочной деятельности: смешанные форматы и современные технологии / С.Н. Усова // Инновац. проекты и программы в образовании. – 2019. – № 3. – С. 25-29.
28. Хаймовская Н.А. Социально-психологические аспекты профессио-нального самоопределения в современном обществе / Н.А. Хаймов-ская, А.Л. Бочарова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2016. – №1. – C. 105 – 113.
29. Хасьянов В.Б. Влияние образовательной среды на становление цен-ностно-смысловой сферы старшеклассников / В.Б. Хасьянов, М.В. Погодаева // Вестник ТГПУ. – 2019. – № 8 (205). – С. 21–11.
30. Хорват Г.И. Организация профессионального самоопределения в школе / Г.И. Хорват, О.В. Бибикова // Научно-методический элек-тронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 241 – 245.
31. Черных С.А. Комплексное взаимодействие психологов, педагогов, родителей в работе по профессиональному самоопределению обу-чающихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи / С.А. Черных, М.Г. Мищенко, Е.М. Манойленко // Методист. – 2019. – № 8. – С. 29-31.
32. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессио-нальной ориентации / А.П. Чернявская. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.
33. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 320 с.
34. Шнейдер Л.Б. Психология идентичности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.Б. Шнейдер. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 328 с.
35. Эриксон Э.Г. Детство и общество / ЭГ Эриксон, пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. – СПб.: Летний сад, 2000. – 592с.