Фрагмент для ознакомления
2
Практика применения наказаний и поощрений в дошкольной педагогике является актуальной и непрерывно обсуждаемой темой. Воспитание детей в раннем возрасте является сложным и ответственным процессом, требующим внимательного и грамотного подхода со стороны педагогов. Одним из ключевых вопросов, которые возникают при взаимодействии с детьми, является выбор эффективных методов мотивации и управления их поведением. В настоящее время существуют различные подходы к использованию наказаний и поощрений в дошкольной педагогике.
Актуальность исследования. Воспитание детей в раннем возрасте является ключевым этапом их развития, и эффективные методы мотивации и управления поведением имеют прямое влияние на формирование их характера, навыков и социальных компетенций. От выбора подходов к наказаниям и поощрениям зависит эмоциональное состояние и мотивация детей, их самооценка и отношение к учению.
Цель исследования: определить влияние применения наказаний и поощрений на развитие детей в раннем возрасте.
Задачи исследования:
1. Обзор литературы по теме применения наказаний и поощрений в дошкольной педагогике.
2. Анализ различных подходов к наказаниям и поощрениям, их особенностей и преимуществ.
3. Изучение влияния наказаний и поощрений на мотивацию, саморегуляцию и социально-эмоциональное развитие детей.
4. Сравнительный анализ эффективности различных методов наказаний и поощрений в дошкольной педагогике.
Объектом исследования является практика применения наказаний и поощрений в дошкольной педагогике.
Предметом исследования является влияние и эффективность применения наказаний и поощрений на развитие детей в дошкольной педагогике.
Методология исследования практики применения наказаний и поощрений в дошкольной педагогике может включать следующие методы и подходы:
1. Литературный обзор: Осуществление обширного анализа актуальной научной литературы, статей, исследований и публикаций, связанных с темой исследования. Это поможет получить обзор существующих подходов, концепций и результатов предыдущих исследований, а также определить актуальные проблемы и различные точки зрения на данную тему.
2. Качественные исследования: Использование качественных методов, таких как полевые наблюдения, интервью и фокус-группы. Это позволит получить более глубокое понимание практики применения наказаний и поощрений в дошкольной педагогике, а также выявить мнения, взгляды и опыт педагогов, родителей и других заинтересованных сторон.
3. Количественные исследования: Применение количественных методов, таких как анкетирование или опросы, для сбора структурированных данных от педагогов, родителей и детей. Это позволит получить количественные оценки и статистические данные о распространенности и эффективности различных методов применения наказаний и поощрений.
Научная новизна исследования о практике применения наказаний и поощрений в дошкольной педагогике заключается в следующих аспектах:
1. Исследование предлагает комплексный анализ различных подходов к применению наказаний и поощрений в дошкольной педагогике. Оно объединяет теоретические и эмпирические подходы, а также учитывает актуальные исследования в этой области.
2. Исследование раскрывает влияние применения наказаний и поощрений на развитие детей в раннем возрасте, включая мотивацию, саморегуляцию, социально-эмоциональное развитие и другие аспекты. Оно предлагает углубленный анализ эффективности различных методов и подходов.
3. Исследование учитывает академический стиль и многообразие синтаксических форм в дипломной работе, что является новым аспектом в контексте исследования практики применения наказаний и поощрений в дошкольной педагогике. Оно исследует влияние разнообразия языковых единиц на качество текста и его восприятие.
Теоретическая значимость. Исследование способствует расширению теоретических знаний в области дошкольной педагогики. Оно позволяет углубить понимание механизмов и влияния наказаний и поощрений на развитие детей в раннем возрасте. Результаты исследования могут служить основой для развития новых концепций и подходов в области педагогической теории.
Практическая значимость. Развитие эффективных педагогических подходов: Результаты исследования могут помочь педагогам и специалистам в области дошкольной педагогики развить и применять более эффективные методы наказаний и поощрений. Они могут использовать эти результаты для принятия осознанных решений и выбора подходов, которые способствуют развитию детей и созданию поддерживающей и стимулирующей образовательной среды.
1. Методики диагностики, изучающие отношение участников образовательного процесса отношения к поощрениям и наказаниям
Методики диагностики, изучающие отношение участников образовательного процесса к поощрениям и наказаниям, играют важную роль в понимании и эффективном применении механизмов воспитания и контроля поведения. Эти методики позволяют оценить, как воспитатели и родители воспринимают, используют и взаимодействуют с поощрениями и наказаниями. Одной из ключевых задач таких методик является определение отношения воспитателей к поощрениям и наказаниям, а также их частоты и форм применения в педагогической практике. Это позволяет получить представление о том, насколько широко используются данные методы в работе с детьми [4]. Результаты такой диагностики могут помочь выявить преобладающий подход и эффективность применяемых стратегий.
Также важно изучить, как родители понимают концепции поощрения и наказания. Методики диагностики позволяют получить информацию о родительском восприятии этих понятий, их предпочтениях и собственном опыте в применении данных методов в семейной среде. Это помогает выявить различия во взглядах и подходах родителей к воспитанию, что может быть полезным при разработке рекомендаций и поддержке семейного воспитания.
Один из способов практики поощрения и наказания в образовательном процессе для детей может быть использование упражнений или игр, которые помогают участникам развивать навыки и осознавать последствия своих действий. Ниже приведены примеры таких упражнений, а также методика, по которой они могут быть подобраны.
1. "Ролевая игра "Раздумай и выбери": В этой игре дети разыгрывают различные сценарии, в которых им предлагается выбирать между различными действиями, приводящими к разным последствиям. Они могут выбрать положительное действие, за которое получат поощрение, или отрицательное действие, за которое будет применено наказание. Методика основана на обсуждении и анализе выбранных действий и их последствий, помогая детям осознать, как их выборы влияют на их результаты.
2. "Игра-симуляция "Последствия и награды": В этой игре дети работают вместе, чтобы создать воображаемую ситуацию или модель, где они сталкиваются с различными вызовами и принимают решения, которые приводят к последствиям и наградам. Они могут рассмотреть различные варианты действий и обсудить, какие действия будут награждаться, а какие — подвергаться наказанию. Методика способствует коллективному обсуждению и принятию решений, а также позволяет детям осознать, что их действия имеют последствия.
3. "Упражнение с моральными дилеммами": В этом упражнении предлагаются различные ситуации или сценарии, где дети сталкиваются с моральными дилеммами и должны принять решение о том, как поступить. У них есть возможность обсудить свои решения и последствия, которые они видят в каждом варианте. Методика стимулирует этическое мышление, помогает детям понять, что правильное решение может быть вознаграждено, а неправильное – наказано.
4. Подбор упражнений и игр для практики поощрения и наказания может осуществляться с учетом следующей методики:
5. Определение целей: Определите цели и задачи, которые вы хотите достичь с помощью этих упражнений. Например, вы можете стремиться развить у детей понимание последствий и навыки принятия решений.
6. Адаптация к возрасту и интересам: Учтите возрастные особенности и интересы детей, чтобы упражнения были доступными и привлекательными для них.
7. Разнообразие упражнений: Предложите различные упражнения и игры, чтобы обеспечить разнообразие опыта и учебных ситуаций.
8. Обратная связь и обсуждение: Обеспечьте время для обратной связи и обсуждения после каждого упражнения. Позвольте детям высказаться о своих мыслях, рефлексии и выводах.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.
2. Азбука воспитания (сайт для родителей) Режим доступа: http://azbyka.ru/deti/zolotye-pravila-pooschreniya-i-nakazaniya.html
3. База психологических знаний [Электронный ресурс] (источник Раншбург Йене, Поппер Петер – Секреты личности) Режим доступа: http://psyera.ru/2367/pooshchrenie-i-nakazanie-v-seme
4. Библиотека по педагогике (Макаренко А. С. Соч. В 7-ми т. М., 1958, т. 7) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st049.shtml
5. Воспитание детей в семье. Поощрение – альтернатива наказанию? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.karapuzovedenie.com/2012/03/vospitanije-detej-pooshrenije.html
6. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст] / Ж. Годфруа В 2–х т., Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир 1992. – 496 с.
7. Гордин, А.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей [Текст] / А.Ю. Гордин, М. – 1971. – С. 78–82.
8. Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М.: Наука, 1983. 245 с.
9. Джуринский А. Н. Педагогическая мысль и образование на ближнем и среднем Востоке (VII – XVII вв.) // История педагогики: учебное пособие. М.: Владос, 1999. С. 83–99.
10. Елисеева, А.С. Детерминирующее влияние поощрения и наказания на детско–родительские отношения (автореферат) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/
11. Жураковский Г. Е. Педагогические идеи Квинтилиан // Очерки по истории античной педагогики. М.: Учпедгиз, С. 403–432.
12. Карташова, Е. А. Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/412580/
13. Крамер С. История начинается в Шумере / пер. с англ. М.: Наука, 1991. 233 с.
14. Лейбин, В. Словарь–справочник по психоанализу, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступ: http://vocabulary.ru/dictionary/881/word/yedipov-kompleks
15. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993. С. 177–365.
16. Монтень Мишель Эйкем. Опыты. М.: Правда, 1991. 621 с
17. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: (Портрет цивилизации) / пер. с англ. М., 1980. 317 с.
18. Платон. Протагор // Хрестоматия по истории зарубежной̆ педагогики / сост. А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. С. 20–21.
19. Савельева Т. Н. Как жили египтяне во время строительства пирамид. М.: Наука, 1971. 118 с
20. Поощрение и наказание ребенка в семье. Режим доступа: http://www.deutsch-seo.ru/2011-01-14-18-03-47.html
21. Прайор, К. Не рычите на собаку / О дрессировке животных и людей [Текст] / К. Прайор – М.: Селена, 1995. – 416с.
22. Руссо, Ж.–Ж. Исповедь // Ж.–Ж. Руссо Избранные сочинения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.modernlib.ru/books/zhan-zhak_russo/ispoved/read/Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/roditelskoe-sobranie-na-temu-%22-pooshchrenie-i-nakazanie-d
23. Фараби Аль. Гражданская политика. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973. 512 с.
24. Флинтер Н. Д. Культура и искусство древнего Двуречья. М; Л., 1985. С. 169–170.