Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Готические соборы в Германии особые конструкции
1.1 Образ готического собора для немецкой культуры
Переход от романской к готической архитектуре происходил в Германии гораздо медленнее, чем во Франции . В отличие от Франции и Англии, которые начали принимать централизованную монархию в рамках хорошо развитой феодальной системы, особые исторические условия в Германии продолжали приводить к политической раздробленности. «Вормсский конкордат» усилил феодальную раздробленность, и немецкие королевства фактически были разделены на отдельные герцогства . В результате готический стиль приобрел региональный характер в пределах страны.
Центральным элементом готического искусства был собор, который являлся центром жизни для жителей города . Структурной основой собора был каркас из столбов и стоящих на них стрельчатых арок. Убрав строительные элементы, поддерживающие крестообразные арки снаружи, внутри образовалось огромное пространство. Стены собора прорезаны огромными окнами, вставленными в разноцветные витражи, и в таинственных сумерках сквозь них просвечивают яркие цвета - красный, синий и желтый, придавая собору особую духовность. Возвышенность собора подчеркивают его массивные ажурные башни, высокие стрельчатые арки, порталы и окна, многочисленные стройные статуи и богатое убранство. Беспрецедентный по своей высоте и размерам, собор возвышался над городом и иногда мог вместить все население. Все это производило сильнейшее впечатление на верующих.
Готические соборы (Рисунок 1) идеально подходили для синтеза скульптуры, витражей, преобладающей формы готической живописи, и декоративного искусства (резьба по камню, дереву и кости). Порталы и алтарные преграды были прочно украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами и фантастическими фигурами животных ("химерами"). Лучшие статуи святых и аллегорических фигур выделялись своей глубокой духовной красотой. На смену жесткости и замкнутости романской скульптуры пришли подвижность, ритмичность и богатство форм, обращенных друг к другу и к зрителю .
Рисунок 1. Готический собор
В искусстве поздней готики (14-16 века) особое внимание уделялось людям и их эмоциям, отражая сложную драматику жизни, с трагическими сценами страданий и смерти . В этот период бурно развивалось градостроительство, что привело к строительству ратуш, торговых центров, дворцов, особняков и домов. Все эти здания были украшены сложным орнаментом, который подчеркивал вертикальность линий. Символические и аллегорические художественные структуры сочетались с новыми духовными устремлениями и растущим интересом к реальному миру и природе, что привело к распространению скульптурных и живописных портретов и пейзажей, отличающихся индивидуальными чертами, духовностью и возвышенными образами .
Готический стиль объединил в единый ансамбль артефакты повседневной жизни, мебель, одежду, украшения и архитектуру. Готический стиль объединил в единый ансамбль артефакты повседневной жизни, мебель, одежду, украшения и архитектуру.
В готическом искусстве органично переплетаются лиризм и трагизм психологических переживаний, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастическая гротескность и точное наблюдение за жизнью.
Интерес к реальности, наблюдение и изучение природы, человеческих эмоций и характера, возрастающая роль индивидуального художника, выделение имен авторов великих произведений XV века — все это подготовило почву для мировоззрения Ренессанса В XV и XVI веках на смену готике пришел Ренессанс.
Выдающиеся произведения готической архитектуры можно найти в Германии (Кельнский собор), Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне) и Франции (собор Нотр-Дам в Париже и соборы Реймса, Амьена и Шартра) и др.
Рассмотрим подробнее история строительства Кёльнского собора в Германии.
1.2 История строительства Кёльнского собора
История Кельнского собора(Рисунок 2) начинается в 13 веке, когда было решено построить новую церковь на месте романского собора, существовавшего с 9 века и сгоревшего.
В то время Кельн был одним из самых богатых и политически влиятельных городов Германской империи. Горожане хотели иметь свой собственный собор, похожий на величественные церкви Франции, но превосходящий их по размерам и красоте. Архитектор Герхард фон Лиле черпал вдохновение в Амьенском храме и позаимствовал его планы.
Рисунок 2 Кёльнский собор
Была и другая причина для начала этого строительства. Райнальд фон Дассель, визирь и военачальник императора Фридриха Барбароссы, получил от императора в благодарность за военную помощь в завоевании Милана во время Второй итальянской экспедиции мощи святых волхвов, которые до 1164 года хранились в миланском монастыре, Райнальд фон Дассель с триумфом привез реликвию в Кельн, и в течение следующих десяти лет был построен специальный саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней - "Рака трех королей", одна из самых драгоценных святынь христианства. С этой реликвией Кельн должен был обрести высокий статус в западноевропейском христианстве и воплотить достойный его собор.
Когда реликвии были перенесены в Кельн, старый собор уже не мог вместить многочисленных паломников, приезжавших со всего мира. Поэтому было решено построить собор невиданных размеров с пятью нефами. Для хранения главных реликвий собора был построен великолепный золотой ковчег (ковчег волхвов), который используется и по сей день.
В 1248 году архиепископ Кельна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кельнского собора(Рисунок 3). С этого дня начинается одна из самых длинных глав в истории европейской архитектуры. С этого дня начинается одна из самых длинных глав в истории европейской архитектуры.
Рисунок 3. Строительство Кёльнского собора.
В 1322 году был освящен хор собора. Уже во время своего создания хор считался чудом искусства. Также был достроен портал, и часть помещения была подведена под крышу, чтобы можно было проводить церковные службы.
Однако в 1450 году работы на южной башне, которая была поднята на высоту 59 метров, были остановлены, и с этого момента все строительные работы были приостановлены. Причинами прекращения работ были не только войны и эпидемии, опустошавшие Европу, но и отсутствие средств. Само средневековое мировоззрение, которое должно было породить идею этого огромного собора, начало колебаться и уходить в прошлое.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Сардаров, А.С.. Эстетика архитектуры и дизайна : Учебник / А.С. Сардаров — Москва : КноРус, 2024. — 173 с. — ISBN 978-5-406-11718-7. — URL: https://book.ru/book/949560 (дата обращения: 08.04.2023). — Текст : электронный.
2. Табашников, И.Г.. Литературная музыкальная и художественная собственность с точки зрения науки гражданского права и по постановлениям законодательств Северной Германии Австрии Франции Англии и России. Т.1. Литературная собственность ее понятие история объект .. : Электронная репродукция / И.Г. Табашников : Издательские архивы, 1878. — 589 с. — URL: https://book.ru/book/913545 (дата обращения: 08.04.2023). — Текст : электронный.
3. Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века. Яралов Ю.С. (ред.). 1966
4. Мартиндейл Э. Готика. — М.Слово,2001;
5. Муратова К.М - Мастера французской готики XII-XIII веков-М.,1998
6. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Томан Р., Беднорц А. 2000
7. Дорогова, Л. Н., Культурология.Теория и история культуры + еПриложение : учебник / Л. Н. Дорогова. — Москва : КноРус, 2023. — 247 с. — ISBN 978-5-406-10261-9. — URL: https://book.ru/book/944928 (дата обращения: 08.04.2023). — Текст : электронный.
8. Крейго К.Д. - Как читать архитектуру-М.,Москва-2018.
9. https://architectureguru.ru/cologne-cathedral-germany/
10. https://putidorogi-nn.ru/evropa/182-kelnskii-sobor