Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы интенсивного обучения в практике преподавания английского языка в школе
1.1. Анализ понятия интенсивное обучение при изучении английского языка
Сущность и значимость образовательных технологий в современном учебно – воспитательном процессе в настоящее время чрезвычайно глубока. Различные образовательные педагогические технологии, с целью интенсификации образовательного процесса при обучении английскому языку сегодня используют не только в школах, но и при обучении взрослых людей. Под интенсивным обучением понимают организацию ускоренного усвоения знаний и формирования необходимых навыков и умений через совокупность специальным образом организованных коллективных учебно-познава¬тельных действий субъектов. Успешность реализации процесса будет зависеть от следующих причин:
-мобилизация возможностей ученического коллектива
-личность каждого ученика
-эффективное использование форм, средств и методов в концентрированно протекающем учебном процессе.
Педагоги практики говорят о том, что наиболее продуктивными средствами интенсификации при изучении английского языка являются игровые интерактивные технологии и песни. Под технологией понимают практически обоснованную систему деятельности, которую человек применяет в определённых целях [16].
Мы занимаемся осуществлением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на каждой из образовательных ступеней, актуализируем на всех уровнях познавательную работу учащихся, что приобретает теперь особую актуальность. Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. В традиционной образовательной модели учитель выдавал знания детям в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора. В условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Педагог в традиционной школе формировал у школьника знания, умения и навыки (ЗУН) в рамках изучаемых учебных дисциплин в учебном плане. Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида конечного образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Учителя-практики, когда мы посмотрим на их реальную работу, показывают нам, что в процессе обучения мастерство актуализации познания детьми бывает иногда эпизодическим и бессистемным. Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на уроках и др. Современная школа испытывает достаточно большую потребность в расширении методических материалов в области реализации игровых образовательных технологий с целью интенсификации учебного процесса. Для достижения наилучшего результата в обучении ученика, учитель должен использовать игровые технологии, которые активизируют познавательную деятельность школьников. Игровые педагогические технологии представляют собой методы и приемы, которые отличаются от обычных игр тем, что они имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат.
В педагогике также используется термин "игровое обучение". Смысл игрового обучения заключается в следующем.
По форме работы – это игра. По содержанию – это учение. Тем не менее, это достаточно близкие понятия. Игровое обучение подразумевают обучение в форме игры и осуществление воспитания. Г.К. Селевко высоко ценил игровые технологии считал, что для достижения лучших результатов в обучении учеников, учителя должны использовать игровые технологии, которые активизируют их познавательную деятельность. Игровые педагогические технологии — это методы и приемы, которые имеют цель обучения и соответствующий педагогический результат. Использование игровых методов также называется "игровым обучением". В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации. Это поможет повысить качество образования. Работать с проблемной ситуацией любому учителю не просто. Для этого необходимо постоянно поддерживать интерес всех учеников одновременно, особенно, если речь идёт об уроке. Проблемная ситуация гораздо лучше проживается всеми участниками в игровом воплощении [11].
Для получения более высоких результатов на уроках учителям следует использовать игровые технологии, активизирующие их познавательную деятельность. Игровые технологии в обучении – это методы и приемы, имеющие целью обучение и соответствующий педагогический результат. Использование игровых методов также называют «игровым обучением». В игровой модели процесса обучения проблемная ситуация создается путем введения игровой среды. Это способствует повышению качества образования.
Основой учебной деятельности в этом случае является игровая модель. Учащиеся действуют по правилам игры, как в ролевых играх. Игровая среда трансформирует позицию преподавателя, основная задача которого – донести весь учебный материал. Выступает организатором, помощником и участником совместных игровых событий. Результаты игры можно рассматривать с двух точек зрения: игровой и учебно-гносеологической. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение происходящего в игре. Заключительное обсуждение играет важную роль в этой модели. В этой ситуации практически все студенты достаточно активны и готовы высказывать свое личное мнение. Все участники процесса совместно анализируют ход и результаты игры.
В арсенале учителя есть игры, которые обогащают словарный запас и развивают новые идеи. По ходу игры у учащихся развиваются память, внимание, наблюдательность, сила воли и другие навыки. Современная дидактика рассматривает игру как источник развития субъекта. Шмаков считает, что играющий человек имеет столь же существенную функцию, как и творческий человек. В игре субъект выражает свою личность и индивидуальность. При этом они получают разнообразную информацию об окружающем мире и о себе от взрослых и своих сверстников.В процессе активного общения эти процессы всегда протекают продуктивно. Еще в 20-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обращал внимание на изменение содержания и динамики игры. Именно он исследовал педагогическое значение игры. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Учителя практики часто говорят, что организация даже не самой сложной игры требует от учителя много времени и большой подготовки. Если педагогу – транслятору достаточно передать свои знания детям, то педагогу – проектировщику необходимо разработать целый сценарий. Тем не менее, в условиях реализации системно – деятельностного подхода ФГОС регламентирует индивидуальный подход к каждому ребёнку.
При рассмотрении классификаций учебных игр, предложенных исследователями, можно отметить, что чаще всего их разделяют по месту и по времени проведения.
Чаще всего игры классифицируют следующим образом:
- по области деятельности;
- по характеру педагогического процесса;
- по предметной области;
- по игровой методике;
- по игровой среде.
По области деятельности игры рассматривают физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические и др. По характеру педагогического процесса игры могут быть обучающие, контролирующие, познавательные, развивающие и др. [20].
Игры бывают предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные. По содержанию предметной области можно рассматривать игры математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные и др. Различных классификаций дидактических игр сегодня существует множество. Это можно объяснить тем, что педагоги практики оценили роль игровых технологий в учебно – воспитательном процессе. Таким образом, можно говорить о том, что сущность игровых технологий в настоящее время чрезвычайно важна и актуальна и игровые технологии пользуются большой популярностью у педагогов.
Игровые технологии, несомненно, активизируют деятельность учащихся и интенсифицируют учебно – воспитательный процесс. Игры обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика. Они стимулируют речевое общение, способствуют формированию у старших школьников интереса и стремления изучать иностранный язык. О значение игровых приемов в обучении иностранному языку говорили известные методисты, такие как Е.И. Пассов, М.Н. Скаткин и др. М.Н. Скаткин указывал на то, что важно осознавать, каким именно дидактическим задачам должна способствовать игра, и на развитие каких психических процессов она рассчитана.
Игра является организованной деятельностью, которая требует усиленной психической и эмоциональной активности каждого участника. В игре игроки принимают решения, определяют, что сказать, как победить и так далее. Это стимулирует мыслительную активность игроков, особенно если они используют иностранный язык.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2006. - No 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 15.04.2023).
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 15.04.2023).
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
8. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2007. – 60 с.
9. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 15.04.2023).
10. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
12. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
13. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
14. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
15. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 15.04.2023).
16. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
17. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 15.04.2023).
18. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
19. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе [Текст] / Е.Д. Нелунова. - Иностранныеязыки в школе. – 2006. - No 7. – С. 62-65.
20. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ подред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
21. Оглуздина, Т.П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам [Текст] / Т.П. Оглуздина. - Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. - Вып. 2 (104). - С. 91–94.
22. Пассов, Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
23. Рець, М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 15.04.2023).
24. Соболева, А.В. Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении устно-речевому иноязычному общению / А. В. Соболева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/11/789/ (дата обращения: 15.04.2023).
25. Усольцева, Д.А. Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на начальном этапе обучения / Д. А. Усольцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44372/ (дата обращения: 15.04.2023).
26. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе [ Текст] / В.М. Филатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 413с.
27. Хужаниязова, Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
28. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н.Щукин. – М.: Фломатис, 2006. – 480 с.
29. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188с.
30. Экскузян, Г.Г. Современный урок иностранного языка // Иностранные языки в школе [Текст] / Г.Г. Экскузян. - М., 2005. No 5. - С. 43 – 46.