Фрагмент для ознакомления
2
Роман "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова считается одним из главных произведений русской литературы XX века и является настоящим феноменом в истории мировой литературы. В произведении Булгакова обнаруживается множество библейских мотивов и цитат, которые в значительной степени определяют его смысловую нагрузку и суть.
В контексте изучения произведения М.А.Булгакова, анализ библейского контекста является одним из ключевых аспектов. Библейские мотивы не только обогащают сюжетную линию, но и являются основой для создания образов и идеологических концепций произведения. Булгаков использует многие мотивы, символы и образы из библейского текста, переосмысливая их в контексте своей собственной трактовки.
Данная курсовая работа посвящена анализу библейского контекста и мотивов в романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита". Булгаков считал Библию одним из величайших произведений мировой литературы и использовал библейские мотивы в своих произведениях. Роман "Мастер и Маргарита" – это яркий пример того, как библейские мотивы могут быть использованы для создания глубокого и многогранный текста.
В работе будет рассмотрена история создания романа, его общая структура и основные мотивы творчества Булгакова. Будут рассмотрены библейские мотивы, используемые в романе, и их роль в создании образов. Особое внимание будет уделено переосмыслению библейских мотивов, таких как Иешуа Га-Ноцри и его прообраз библейский Иисус Христос, образ Воланда как переосмысление Булгаковым библейского представления о Сатане, а также образ Понтия Пилата в библейской традиции и трактовке Булгакова.
В работе также будет проанализирована смысловая нагрузка библейских мотивов и цитат, использованных в романе, и их соответствие традиционным библейским традициям. Будут рассмотрены сходства и различия между идеями Булгакова и традиционными библейскими традициями.
Таким образом, данная работа имеет актуальность в контексте изучения произведения М.А.Булгакова и его значимости для русской и мировой литературы. Анализ библейского контекста и мотивов в романе "Мастер и Маргарита" позволит более глубоко понять истоки, заложенные в произведении, а также переосмысление библейских мотивов и их значение для создания уникальной художественной концепции.
1 Библейский контекст и мотивы в романе "Мастер и Маргарита"
1.1 История создания романа, а также его общая структура
"Мастер и Маргарита" - это роман, написанный Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в период с 1928 по 1940 годы. Роман был опубликован впервые только в 1966 году после смерти автора. История создания этого произведения тесно связана с жизненными обстоятельствами самого автора.
Михаил Булгаков начал работу над романом в 1928 году, но уже в 1929 году он остановился из-за критических замечаний со стороны цензуры и прессы. После этого Булгаков пересмотрел и дополнил рукопись несколько раз, но каждый раз ему приходилось откладывать работу над романом [Арендт, 2, с.35].
В 1930 году Булгаков начал работу над другим проектом - романом "Собачье сердце", который был опубликован в 1925 году. Работа над этим произведением позволила ему вернуться к "Мастеру и Маргарите" только в 1931 году.
В 1932 году Булгаков завершил роман и направил его в издательство "Молодая гвардия", но книга была отклонена. Он продолжал перерабатывать и дополнять рукопись романа, но не смог найти для нее издателя до своей смерти в 1940 году [Ковалева, 16, с.95].
Структура романа "Мастер и Маргарита" довольно сложная и многослойная. Он состоит из трех частей, которые сильно отличаются по стилю и содержанию. Первая часть, называемая "Москва. Роман", описывает жизнь Москвы в 1930-х годах и рассказывает о таинственном приезде в город и происшествиях, связанных с Мастером и его рукописью.
Вторая часть, "Зачарованный", рассказывает о Мастере и Маргарите, о том, как они проводят время в зачарованном мире, где им удается познать многие тайны и загадки.
Третья часть, "Собачье сердце", является отдельной историей и описывает эксперимент по пересадке человеческого мозга в тело собаки, который происходит в Москве в 1920-х годах.
Общая структура романа "Мастер и Маргарита" достаточно сложна и нелинейна. Каждая из трех частей романа содержит множество персонажей и сюжетных линий, которые в конечном итоге переплетаются между собой. Первая часть романа является наиболее линейной и описывает события, происходящие в Москве в 1930-х годах.
Вторая часть, "Зачарованный", является более фантастической и мистической, она описывает приключения Мастера и Маргариты в мире после жизни, который описывается как зачарованный мир.
Третья часть романа, "Собачье сердце", также отличается своим сюжетом и персонажами, не имея прямой связи с остальными двумя частями. Однако, в конечном итоге, все сюжетные линии сходятся вместе и формируют общую картину романа.
Таким образом, структура романа "Мастер и Маргарита" может быть описана как многоплановая и нелинейная, что создает уникальную атмосферу и чувство загадочности, которые делают этот роман одним из наиболее известных произведений в русской литературе.
1.2 Основные мотивы творчества М.А. Булгакова
Литературный мотив – это "смысловой устойчивый элемент художественного текста, который повторяется в пределах ряда произведений"[Деменьтева,11.с.36]. Мотивом может быть пронизано и отдельное произведение; может быть и так, что какой-то мотив, являющийся структуро- и смыслообразующим для одного из произведений конкретного автора, практически не встречается в других его же произведениях.
Термин "мотив" был перенесен в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную.
Содержание самого мотива, например, смерть героя, встреча, сон - не говорит о его значимости. Масштаб мотива зависит от его роли в фабуле. Соответственно выделяют основные и второстепенные мотивы. Мотив означает не столько неразложимый далее элемент содержания, сколько некий исходный для творчества момент, совокупность идей и чувств автора, выражение индивидуального духа.
Михаил Афанасьевич Булгаков - один из наиболее известных и влиятельных русских писателей XX века. Его творчество характеризуется множеством мотивов, которые являются ключевыми для его произведений.
Один из основных мотивов в творчестве Булгакова - это борьба человека с системой и властью. Он описывает героев, которые вынуждены бороться с тоталитарными режимами и бюрократическими системами, которые пытаются подавить личность и свободу [Галинская,7.с.56].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александр Дьяконов. "Кто такой Сатана в библейском понимании?". // Религия и культура, 2015.
2. Арендт Х. Пересмотр истории и будущего. М.: Ад Маргинем Пресс, 2002.
3. Борис Пастернак. "Охранная грамота". Москва, 1990.
4. Боханов А.Н. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: проблемы творчества и интерпретации. СПб.: Издательство СПбГУ, 2010.
5. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. М.: Азбука, 2018.
6. Владимир Вернадский. "Русская идея". Москва, 1992.
7. Галинская И. Л. Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях // Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях. 2003. №2003.
8. Галинская, И. Л. (2003). Этика, эстетика, поэтика, философия произведений М. А. Булгакова. Вестник культурологии, (2), 57-84.
9. Гейденс З. Бытие и время. М.: Республика, 1993.
10. Глазкова Т.А. Булгаков и библейская традиция. М.: Издательство Московского университета, 2004.
11. Дементьева О.А. Мастер и Маргарита: истоки и развитие. СПб.: Издательство СПбГУ, 2010.
12. Дронова Татьяна Ивановна. "История как текст ("Христос и Антихрист" Д. С. Мережковского и "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова)" Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология, vol. 9, no. 4, 2009, pp. 70-74.
13. Евгений Литвинов. "Москва как символ в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"". // Русская литература, 1995.
14. Жемчужный И.С.. "Мастер и Маргарита" М. Булгакова: текст и подтекст" Культура и текст, no. 3, 1998, pp. 177-187.
15. Карташева Т.А. Библейские мотивы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2011.
16. Ковалев А.В. Мастер и Маргарита: роман М.А. Булгакова и его мировоззренческие основы. М.: Издательство МГУ, 2006.
17. Корниенко Оксана Александровна (2016). Мифопоэтика инфернальной образности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вестник Московского университета. Серия 9. Филология, (3), 90-118.
18. Кравцова Н.В. Библейские и антибиблейские мотивы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Курская государственная сельскохозяйственная академия, 2013.
19. Крылова И.В. Булгаков и традиции европейской литературы. М.: Издательство МГУ, 2006.
20. Максим Горький. "Русская религия". Москва, 2016.
21. Малкова Татьяна Юрьевна. "Мотив воскрешения в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»" Вестник Костромского государственного университета, vol. 15, no. 4, 2009, pp. 43-47.
22. Марина Сухая. "Пилат-персонаж в современном искусстве". Москва, 2015.
23. Милослав Стойчев. "Криптограммы Булгакова. Разгадывая Мастера". София, 2016.
24. Моисеева Н.В. Кризис мировоззрения в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Издательство МГУ, 2009.
25. Новикова Юлия Викторовна. "мотив двойничества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»" Наука и школа, no. 3, 2022, pp. 30-40.
26. Новикова Юлия Викторовна. "Роль церковно-религиозной лексики в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"" Балтийский гуманитарный журнал, vol. 7, no. 4 (25), 2018, pp. 84-87.
27. Павлович Н.В. Булгаков и библейская традиция: интертекстуальность и контекстуальность. М.: Издательство МГУ, 2005.
28. Подгорская А. В.. "Художественная «реконструкция» библейского образа иуды в литературе XX века (Л. Андреев «Иуда Искариот» И М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)" Гуманитарно-педагогические исследования, vol. 5, no. 2, 2021, pp. 46-49.
29. Разумовская Вероника Адольфовна. "Художественные образы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: проблемы восприятия и перевода" Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, vol. 10, no. 4, 2013, pp. 79-85.
30. Светлана Бургарт. "Религия, миф, мистика в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»". // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009.
31. Червоный А.М., Мурашова Е.А., Демонова Ю.М. Имена собственные как средство обозначения субъекта в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" // МНИЖ. 2021. №9-3
32. Шуралев Александр Михайлович. "Дидактический потенциал построения ассоциативного контекста на уроках литературы" Педагогический журнал Башкортостана, no. 6 (73), 2017, pp. 140-146.