Фрагмент для ознакомления
2
Профессиональная ориентация — это обоснованный комплекс мероприятий, которые направлены на подготовку молодого поколения к выбору профессии. При этом учитываются не только объективные факторы, такие как социально-экономическая ситуация на рынке труда, но и личность каждого школьника.
Мероприятия (психолого-педагогические, социально-экономические, медико-биологические, производственно-технические), которые включены в профориентацию, призваны оказать реальную помощь подросткам в самоопределении, а также трудоустройстве по данной профессии. В этом случае профессией будет та, к которой у молодого человека "лежит душа" и к которой у него есть способности. И главный девиз, которым следует профессиональная ориентация школьников, может быть раскрыт в этой фразе: "Работа как призвание"[2, c.45].
Теперь рассмотрим более подробно основные компоненты, из которых складывается профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация как профессиональное образование
Просвещение (или профилирование) представляет собой комплекс мер, которые направлены на ознакомление старшеклассников и выпускников с различными видами деятельности, особенностями профессий, требованиями к ним и их актуальностью здесь и сейчас, то есть в современном мире и непосредственно в нашей стране. Многих молодых людей сегодня также интересуют способы и условия получения квалификации и карьерного роста на различных рабочих местах. В конечном счете, профилирование должно формировать у подростка мотивированные намерения, основанные на объективном и небезосновательном ("Я просто хочу быть....") обосновании привлекательности конкретной трудовой деятельности.
Профессиональная ориентация как профессиональная диагностика
Профессиональная диагностика проводится специалистами, при этом соблюдается сугубо индивидуальный подход. Итак, для каждого конкретного ученика используются разные методики, что позволяет изучить особенности нервной деятельности, здоровья, мотивов и интересов, ценностных ориентаций и установок, которые движут им при выборе профессии.
Профессиональная ориентация как профессиональное консультирование
Профессиональные консультации — это помощь школьникам в трудовом самоопределении. По результатам диагностических методик специалисты дают практические рекомендации учащемуся о наиболее предпочтительном виде трудовой деятельности, который соответствует его психологическим, физиологическим и психофизиологическим особенностям [8, c. 56].
Профессиональная ориентация как психологическая поддержка
Психологическое сопровождение использует ряд методов, которые призваны снизить психологическое напряжение подростков, сформировать позитивный настрой и придать уверенности как в завтрашнем дне в целом, так и в перспективе.
Чтобы любое мероприятие по профориентации подействовало на детей должным образом, необходимо учитывать классификацию профессий в сочетании с типом личности, который работает на профессиональное самоопределение.
Классифицируйте профессию по психологическим требованиям, отрасли, уровню квалификации и т.д. Однако наиболее распространенной является классификация по типам взаимодействия человека с различными сферами жизни.:
1. С природой.
2. С художественными образами.
3. Со знаковыми системами.
4. С техникой.
5. С людьми [7, c.89].
Человек и природа
Если опрос показывает, что подросток относится к категории "человек и природа", значит, у него обязательно должны быть способности и успехи в таких предметах, как биология, ботаника, зоология, анатомия. Специальности, которые соотносятся с группой "человек-природа", считаются изменчивыми и представляют определенную сложность. Обучение в данном случае должно быть направлено на выявление и развитие таких качеств, как инициатива, самостоятельность, умение решать конкретные задачи. Специалист в этой области должен не только обладать высоким уровнем знаний, но и уметь предвидеть различные изменения.
Особенностью руководства является тот факт, что подросток должен знать как много о положительных аспектах профессиональной сферы, так и об отрицательных или возможных ограничениях. Также важно сказать, что большинство курсов из разряда "человек-природа" тесно связано с техникой. Сложное техническое оснащение, например, присутствует в работе микробиологов. Также на занятиях по профориентации важно отличать обычную любовь ребенка к природе и окружению от желания что-то привнести в нее., улучшить свое состояние. Подростку необходимо понимать, что профессия — это мастерская, где он будет тратить время и силы, поэтому он должен быть готов к этому.
Люди и технологии
Эта область характеризуется связью с машиной, механизмами и собственно различным оборудованием. Подходит для детей, которые добились успехов в таких предметах, как математика, физика, рисование, химия. Однако техническое направление требует всестороннего рассмотрения, а не информации в одном узком канале.
Важно и хорошо, что техническое образование — это широкое поле для различных инноваций. Поэтому ключом к успеху является жажда изобретательства.
Человек-человеку
Сфера подразумевает влечение человека к воспитанию, обучению, управлению и любой сфере, где необходимо взаимодействовать и влиять на людей. Такие сферы подходят студентам, имеющим успехи в литературе, обществознании, истории. Для специалиста в этой сфере важно обучаться на двух уровнях:
1. Взаимодействие с людьми и понимание их психологии, формирование и поддержание отношений с ними.
2. Обучение в областях искусства, науки, производства, которые будут основой профессии.
Человек и знаковая система
Это сложная область, которая в современном мире имеет очень большой вес. Поскольку сегодня мы используем самые разные знаковые системы, от специалистов в этой области требуются учет, контроль, обработка информации и даже разработка новых знаковых систем. Чтобы быть успешным в этой области, ребенок должен легко работать с формулами, в цифрах, текстах.
Человек и художественный образ
В этой области существует несколько категорий., которые напрямую связаны с типами художественных образов:
1. Литература.
2. Музыка.
3. Рисунки.
4. Актерская и сценическая деятельность [1, c. 44].
Между этими категориями нельзя провести четких границ., поскольку они всегда взаимодействуют друг с другом и пересекаются. Одной из особенностей профессий в этой области является то, что большая часть затрат на рабочую силу полностью скрыта от посторонних.
Например, репетиция перед выступлением артиста на сцене может длиться месяцами, однако само действие, доступное зрителю, может длиться всего несколько минут.
Для профессий этого сектора явно подходят дети с хорошими творческими способностями.
Сегодня вы можете найти множество программ, учебных материалов, тренингов и рекомендаций, касающихся профессиональной ориентации подростков, как для самих детей, так и для их родителей. Однако, даже использование действительно хорошего материала не всегда дает должный результат. Таким образом, дети не только могут получить толчок в желаемом направлении, но, наоборот, проблема выбора профессии может только усугубиться. Поэтому в школе, начиная с первого класса и заканчивая выпускным, проводятся занятия, разнообразные мероприятия и профориентации.
Внеурочная деятельность среди старшеклассников, которая связана со знакомством со спецификой той или иной профессии, сегодня является очень распространенной и широко используемой школьными учреждениями. Целью профессиональной ориентации учащихся является развитие потребности в саморазвитии и реализации своих способностей, умений и талантов в конкретной профессиональной деятельности.
Школе необходимо создать для этого соответствующие условия. Поэтому профориентация для учащихся помогает подросткам выявить свои пристрастия, особенности и правильно применить их в будущей выбранной профессии.
Профориентация в 9 классе представляет собой постепенное знакомство с различными сферами трудовой деятельности, соответствующими занятиями и тренингами [9, c. 34]. А поскольку самосознание детей начинает формироваться с самого раннего возраста посредством игр, творческих заданий и упражнений, в старших классах у них уже есть устойчивая система ценностей. С помощью профориентационной работы, помогая воспитателям, дети должны начать моделировать свое будущее. В 11 классе подростки уже вплотную подходят к выбору будущей профессии, поэтому задача школы - сделать все, чтобы к этому моменту они уже имели четкое представление о своем будущем и выстроили для себя идеальный образ специалиста.
Вводная часть программы профориентации для старшеклассников состоит из обучения и ознакомления с материалом, который относится к сфере труда. Подготовка включает знакомство с методами выбора профессии, с основными понятиями, источниками и определениями, касающимися будущей сферы труда.
Сама профориентация не ограничивается только информированием учащихся о конкретной профессии. Она имеет несколько очень важных этапов, основными из которых являются:
1. Развитие концепций и идей, которые непосредственно связаны с миром профессий.
2. Усиление стремления к самосовершенствованию и развитию с целью получения желаемой профессии.
3. Формирование у учащихся навыков определения ключевых качественных профессий.
4. Развивать более глубокие представления о специальности, а также о подготовке к ней.
Программа ориентации для старшеклассников, которая берет свое начало в 9 классе, предполагает, что к концу учебного года у детей будут развиты ключевые навыки.
К ним относится умение познать себя, свой характер, темперамент, различать особенности эмоционально-волевой сферы. Для этого учащиеся предлагают составить план развития воли и самоконтроля. Этот метод позволяет научить старшеклассников строить свою жизнь по собственному усмотрению.
Следующим этапом профессионального самоопределения является ознакомление с основными требованиями определенных профессий. Вы можете использовать квалификационные характеристики.
На последнем этапе учащиеся должны принять конкретные решения о своем будущем и начать подготовку к поступлению в высшее учебное заведение с целью получения специального образования.
Профессиональное самоопределение в старшей школе подразумевает знакомство учащихся с психологией определенного вида труда. Знакомясь с основными направлениями различных видов деятельности, учащиеся усваивают суть работы, начинают понимать, какие качества для нее важны и анализировать себя, сравнивая свои возможности с какими-либо профессиями.
План профориентации должен знакомить детей с этими понятиями.:
1. Деятельность как таковая, ее мотивы, цели, значение.
2. Успехи и неудачи в работе, оценка и уровень достижений.
3. Знания, умения и человеческие поступки.
4. Мотивы, особенности и виды труда.
5. Профессии с их психологическими особенностями [11, c. 76].
В первую очередь школа должна создать все условия для комфортного проведения профориентационных занятий. Для этого должно быть выделено просторное помещение, а также ученики и преподаватели должны быть обеспечены необходимой литературой. Желательно, чтобы все материалы были в библиотеке в свободном доступе.
В первую очередь, успех таких мероприятий будет зависеть от учителя, который проводит эту работу. Главная задача учителя - вдохновить детей и пробудить в них желание разобраться в предложенной теме. То есть учитель должен обладать знаниями и талантом, чтобы каждый ребенок хотел разбираться в мире профессий и уметь раскрыть свой потенциал. Систематическая внеклассная работа позволит старшекласснику изучить мир труда со всех сторон. И это поможет ему выбрать ту серу, в которой он достигнет полной реализации.
Показать больше