Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В последние годы личностный подход быстро завоевал педагогические ориентиры России. Большое ко-личество педагогических составов страны инициативно изучают теорети-ческие основы и практику реализации указанного подхода в процессе об-разования.
Личностный подход - это методологическая направленность педаго-гической деятельности, позволяющая организовать процессы узнавания себя и реализации своих желаний личностью ребенка, а также развития его индивидуальности на основе системы взаимосвязанных понятий, идей и методов действий.
При реализации этого подхода процессы обучения и воспитания вза-имно координируются на основе механизмов познания, психологических и поведенческих характеристик учащихся, а взаимоотношения между учите-лем и учеником основываются на правилах сотрудничества и свободы ли-ичности.
Идеи по развитию личностного подхода были рассмотрены Сокра-том в древности и продолжились в эпоху Возрождения. Значительный вклад в формирование теоретико-методологических базисов этой концеп-ции внесли такие видные ученые, как Бондаревская Е.В., Якиманская И.С. и другие.
Основываясь на разработки педагогической и философской антропо-логии и преподавательские труды российских и заграничных ученых, ко-торые представляют гуманистическое направление в педагогике и психо-логии (Амонашвили Ш.А. и др.), они постарались развить теорию и прак-тику индивидуума в России в сер. 90-х годов 20 века -целенаправленная педагогическая деятельность.
Актуальность и важность личностного подхода характеризуется тем, что быстрое совершенствование российского общества требует создания индивидуальной, практичной, свободной личности, которая способна адекватно рассматривать себя в быстро меняющемся обществе.
В то же время сущность личностного подхода по-прежнему является предметом споров между теоретиками и практиками.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия использования методик и приемов личностного подхода к учащимся в обучении.
Объектом исследования является процесс применения личностного подхода к учащимся в обучении.
Предметом исследования являются основы и принципы использо-вания личностного подхода к учащимся в обучении.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для использования личностного подхода к учащимся в обучении.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть историю развития личностного подхода;
- изучить понятие личностного подхода;
- детально проанализировать исследование влияния личностного подхода на развитие личности в процессе воспитания;
- рассмотреть рекомендации педагога-психолога по реализации про-цесса воспитания на основе личностного подхода.
База исследования: Исследование проводилось учащихся 4 Б класса МБОУ СОШ №34 г. ______________________ (вписать свой город). В классе обучается 25 человек.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по преподаванию, статистику и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХО-ДА
В ПЕДАГОГИКЕ
1.1 История развития личностного подхода
Истоки идеи индивидуального подхода в образовании уходят кор-нями в древние времена. По словам А.Н. Джуринского, основателем идеи был Сократ, и ее развитие продолжили его ученики, которые считали, что при обучении следует учитывать личные склонности ученика.
В эпоху Возрождения индивидуальный подход к ученику развивался в рамках гуманистических воззрений.
В наше время идея развития личности и ее способностей как неотъ-емлемой части образования и воспитания находит оттиск во взглядах Ж.Ж. Руссо и других. Он утверждал, что в каждом человеке есть бездонные спо-собности для совершенствования. Задача состоит в том, чтобы взрастить человека, ни от кого не зависящего, который живет плодами своего труда, ценит и способен охранять свои права и свободы. По его мнению, детей, конечно, следует воспитывать в гармонии с природой. Это означает, что в воспитании необходимо следовать характеру ребенка с учетом его лич-ностных особенностей [4].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. Изд. «Академия Естествознания», 2010
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования/ Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д.: Изда-тельство Ростовского университета, 2000. – 352с.
3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: Владос, 2003
4. Гончарова С.Б. Зарождение личностного подхода в русской классической педагогике и культуре 18-19 веков / С.Б. Гончарова // Стан-дарты и мониторинг в образовании.-2002.-№ 2.-С.27-29.
5. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003
6. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманист. издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
7. Капустина Н.П. Методика оценки уровня воспитанности уча-щихся Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., 2003
8. Личностно-ориентированный подход в педагогической дея-тельности / // Воспитание школьников. – №2 2003. – с. 2-5
9. Мудрик А. В., Личность школьника и её воспитание в коллек-тиве, М., 1983
10. Павлова Л.В. Развитие гуманитарной культуры студентов вуза: Монография. – Издательство «Академия Естествознания», 2010 Педагоги-ческий словарь [электронный ресурс] Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с
11. Подласый И.П. Педагогика: Теория и технологии воспитания. ВЛАДОС, 2008 – 610 с
12. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
13. Сериков В.В.О разработке личностно-развивающих педагоги-ческих технологий// «Творческая педагогика» — 2006, №1
14. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф.
15. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ. Высш. И сред. Учебн. завед. 4-е изд. – М.: ИЦ «Академия», 2001
16. Степанов П.В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. –– М.: Педагогиче-ское общество России, 2002.
17. Требенкова Л. Статья «Личностно-ориентированный подход в воспитании школьников», 2012
18. Ушинский К.А. Человек как предмет воспитания// Собр. Соч. в 11 т. – М., 2003. Т 8
19. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в со-временной школе / И.С. Якиманская. — М., 2000.