Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования: В настоящее время очевидна значимость музеев для культуры и общества в целом. Музеи уже на протяжении длительного времени являются неотъемлемой частью жизни общества. Духовное богатство народа зависит от того, насколько он способен сохранять свою историческую память и традиции, а так же передавать их последующим поколениям. В этой деятельности важнейшую роль играют музеи. Именно музеи собирают, сохраняют, а затем экспонируют и передают последующим поколениям важнейшие культурные, художественные, историко-бытовые ценности.
Модернизационные процессы в современном обществе затронули и социально-культурную деятельность музеев. В настоящее время происходит переоценка роли музея в культуре и в сохранении культурных ценностей.
Современный музей не может быть «мертвым» хранилищем ценностей и раритетов. Новому времени нужны новые музеи: интересные, интерактивные, умные. Музей должен органично вписаться в современную культуру, принять на себя обеспечение преемственности культурно-исторического развития, нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения, вовлечение людей в мир подлинных духовных ценностей.
В современной культуре формируется новая концепция понимания музея – коммуникационная. Коммуникационная модель музея привнесла несомненную новизну во взаимоотношения музея с его аудиторией, затронув их основу. Изменилось представление о сущности музейно-образовательного процесса и характере взаимодействия между музеем и посетителем. В настоящее время посетитель музея уже не хочет довольствоваться той пассивной ролью, которую ему предлагают традиционные формы музейной работы (экскурсия, лекция и т.п.). Он хочет стать полноправным участником диалога и музей должен предоставить ему такую возможность.
Вышеописанные тенденции проявляются в создании музеев нового типа и в новых формах социально-культурной работы музеев. В полной мере это проявилось в новом музее АРТМУЗА. АРТМУЗА это даже не музей в традиционном понимании этого слова, а творческий кластер, арт-пространство, соединяющее в себе как традиционные, так и инновационные формы социально-культурной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы: Социально-культурной деятельности в целом посвящено достаточно большое количество литературы: учебные пособия, монографии, сборники, статьи в периодических изданиях, диссертационные исследования. К наиболее фундаментальным следует отнести работы Л.А. Беляевой, М.А. Беляевой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, В.Е. Триодина и др.
Весьма обширна и библиография, посвященная социально-культурной деятельности музеев. Данной проблеме посвящены исследования Н. Белолипецкой, И.А. Макеевой, М.Е. Каулен, В.А. Рязановой, Н.А. Томилова и др.
Что касается современных музеев (творческих пространств), то их деятельности посвящены лишь статьи в периодических изданиях. Здесь следует назвать работы А.А. Антоновой, Н. Денисовой, С.А. Казаковой, А.Г. Руновой, В.А. Фьерару и др.
Однако, данных работ явно недостаточно, поэтому тема исследования остается весьма актуальной.
Цель исследования: рассмотреть организация социально-культурной деятельности в музее на примере музея АРТМУЗА.
Задачи исследования:
• Дать понятие социально-культурной деятельности, выявить ее характерные черты и основные направления;
• Рассмотреть особенности социально-культурной деятельности в музеях;
• Проанализировать историю создания музея АРТМУЗА;
• Охарактеризовать основные направления социально-культурной деятельности музея АРТМУЗА;
• Внести предложения по совершенствованию социально-культурной деятельности в музее АРТМУЗА;
Основные выводы, выносимые на защиту:
1. Социально-культурная деятельность музеев имеет важное значение в современной культуре и обществе. Она оказывает существенное влияние на формирование всесторонне развитой личности и способствует удовлетворению духовных и творческих потребностей человека.
2. Современные условия выдвигают определенные требования к социально-культурной деятельности музеев. Музеи не могут работать по старому, они должны осваивать новые виды социально-культурной деятельности, переосмыслять свою миссию в обществе, применять новые формы работы с музейным посетителем, использовать мультимедийные технологии и т.п.
3. В соответствии с требованиями к музею в современном обществе возникают музеи нового типа (арт-пространство, творческое пространство, креативный кластер и т.п.), которые предлагают своим посетителям совершенно новые формы социально-культурной деятельности.
4. Совершенствование социально-культурной деятельности музеев приведет к увеличению их популярности, а следовательно и посетителей.
Глава I. Теоретические и исторические аспекты организации социально-культурной деятельности в музеях
1.1. Социально-культурная деятельность: понятие, характерные черты, направления
Социально-культурная деятельность понятие достаточно широкое. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профсоюзных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей. Широкая вариативность видов социально-культурных институтов общества создает условия для этой деятельности, которая реализуется в институциональных и неинституциональных формах.
Социально-культурная деятельность предполагает сохранение, трансляцию, освоение и развитие традиций, норм, ценностей в сфере исторической, художественной, духовно-нравственной, политической и экологической культуры, осуществление научно-методической, научно-исследовательской, производственно-практической, учебно-педагогической и экспертно-консультационной работы.
Социально-культурная деятельность является междисциплинарным понятием. Осмыслить его можно лишь на стыке таких наук как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика.
Социально-культурная
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонова А.А. Формирование публичного-пространства-трансформера. // Европейский журнал искусства. - 2015. - №2. – с.54-56
2. АРТМУЗА. Творческий кластер. Официальный интернет-сайт. Режим доступа: http://artmuza.spb.ru/skoro/ Дата обращения: 15.05.2018
3. Белолипецкая Н. Миссия музея в условиях информатизации общества. // Мир музея. – 2012.- №1 (293). – с.22-25
4. Беляева Л.А., Беляева М.А. Социально-культурная деятельность: структурно-функциональная модель. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2013.- №1(33). – С.68-74
5. Денисова Н. Завод не кончился. // Бизнес –журнал. – 2015. - №4(229). – с.73-75
6. Десятниченко Д.Ю., Запорожан А.Я., Куклина Е.А. Рекреационное пространство как объект управления инновационным развитием территорий города. // Управленческое консультирование. – 2017. - №9. – с.64-73
7. Казакова С.А. Концептуальные средства размещения как элементы креативных кластеров. // Сервис в России и за рубежом. – 2015. – с.158-162
8. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. – М.: МГИКИК, 2004. - 539 с.
9. Макеева И. А. Социализирующие аспекты социально-культурной деятельности музея [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. — С. 127-129. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2873/ (дата обращения: 16.05.2018).
10. Музейное дело России. Под ред. Каулен М.Е., Косовой И.М., Сундиевой А.А. – М.: Издательство «ВК», 2003. - 614с.
11. Рунова А.Г. Арт-бизнес-кластеры в мире. // Концепт. – 2017. - №55. – с.29-32
12. Рязанова В.А., Сергеева А.А. К вопросу о коммуникативном потенциале музейного пространства. // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2017. – Том 22. - № 4. – С.696-702
13. Смирнов А.В. Современный музей: коммуникация или коммеморация. // Международный журнал исследований культуры. - 2016. - №3(24). - С.17-24
14. Суминова Т.Н. Творческое предпринимательство в контексте формирования креативной экономики и региональной политики в сфере культуры и искусства. //Культура и образование: научно-информационный журнал вузо культуры и искусств. – 2014. - №. – С,103-107
15. Томилов Н.А. Социальная роль музеев: современное состояние (по материалам Омской области) // Культурологические исследования в Сибири. - 2014. - №2. - С. 111-119
16. Триодин В.Е. Социально-культурная деятельность: pro et contra. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2012. - №3(12). – С.40-45
17. Фьерару В.А. Трансформация городского пространства: креативные кластеры как новый инструмент повышения туристической привлекательности Санкт-Петербурга. // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2016. - №4(100). – 184-186
18. Чебаненко Т. А. Социальные функции музея на современном этапе исторического развития общества. //[Электронный ресурс] Режим доступа: http://kukiit.ru/docs/ts/no3/4.pdf Дата обращения: 05.05.2018
19. Челышева И.В., Мышева Т.П., Черевик К.С,. Организация социально-культурной деятельности с школьниками и молодежью/ под ред. И.В. Челышевой. - М: МОО «Информация для всех», 2016. - 189 с.
20. Шола Т. Вечность здесь больше не живет. Толковый словарь музейных грехов. – Тула: Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», 2013. - 356 с.