Фрагмент для ознакомления
2
История взаимодействия музея и школы насчитывает неодно десятилетия, но только сейчас государство уделяет большое внимание развитию этого вопроса. Образовательная деятельность сегодня встала в один ряд с основными функциямимузея. Активно используется потенциал музейно-педагогической среды в образовательном процессе. Ведь именно она помогает педагогу осуществлять такиевиды профессиональной деятельности, как учебно-воспитательная и культурно-просветительская.
Действительно, за счет активного использования уникальной предметной среды музейных экспозиций, растет внедрение в работу музеев информационных и коммуникационныхтехнологий, интерактивных форм работы роль музеев в сфере образования растет. Музейно-образовательная среда, насыщенная достоверной информацией, визуализированнымиобразами прошлого, становится полноправным помощникомучителю и ученику в усвоении и осмыслении культурно-исторической информации, с целью формирования ценностногоотношения к историческому и культурному наследию своегогорода, округа, региона, страны.
Формально не являясь образовательным учреждением,музей выступает в качестве постоянного партнера учебных заведений всех уровней, реализуя разнообразные проекты в сфере основного и дополнительного образования, или самостоятельно разрабатывает и предлагает образовательные услуги вобласти науки и искусства.
Но музей не просто транслируетсвои знания и ценности с позиции авторитетного института.Современные формы работы позволяют выстроить системумузейной коммуникации, отталкиваясь непосредственно отпотребностей образования. В связи с этим в музее за последнее время произошел существенный количественный и качественный рост музейных программ, направленных на патриотическое, эстетическое, естественно-научное и техническоепросвещение и воспитание.
Сегодня приоритетным направлением в работе музеев являются проекты, направленные на создание тесной интеграции музея с учреждениями системы образования.
В настоящее время мы можем с полной уверенностью говорить о начале процесса успешной интеграции музея и образовательных учреждений. Это стало возможным в связи спониманием музея как культурно-исторической пространства,в котором не только собираются, хранятся и исследуются памятники истории и культуры, но который также является образовательной средой, ориентированной на целостное развитие личности. Общие цели музея и учреждений образования,а также специфика их достижения, заложили фундамент нашего успешного сотрудничества, которое в настоящее времяразвивается в различных направлениях.
Музейная педагогика является перспективной сферой деятельности,она в полной мере отвечает требованиям современности и включена в рядприоритетных направлений в рамках «Стратегии развития воспитания вРоссийской Федерации на период до 2025 года».Вопрос разработки эффективных механизмов взаимодействия музеяи образовательного учреждения является актуальным для современнойнауки.
Цель исследования: изучение вопросов взаимодействия музея и школы.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить сущностьмузейно-педагогических традиций на различных исторических этапах взаимодействия школьного образования и музея;
• Выявить способы взаимодействия музея и школы в реализации образовательнойдеятельности;
• Определить роль музейной педагогики в воспитании и развитии обучающихся;
• Проанализировать опыт работы с обучающимися начальной школы в школьном музее.
Объект исследования: музейная педагогика.
Предмет исследования: проблемы и перспективы взаимодействия музея и школы.
Методы исследования. Анализ литературы по теме исследования.
Теоретическое значение курсовой работы. Выделен понятийный аппарат исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начального и дополнительного образования.
Обзор литературы
В последние годы все больше подчёркивается важность художественно-эстетического воспитания детей разного возраста, всестороннего развитияличности. Одним из достаточно новых и эффективных средств можно выделить — музейную педагогику.
Данное средство выступает, как инновационная педагогическая технология, которая основывается на интеграции общественно-гуманитарных наук, таких как: как история, музееведения, искусствоведения, лингвистики, социологии, психологии, философии. Музейная педагогика активно способствует процессу воспитания личности, формированию нового образа мышления, повышению мотивации к учебной деятельности, включает технологии, соответствующие современным тенденциям образования. В условиях сотрудничества академического и неформального образования вполне закономерным является обращение к идеям музейного образования и музейной педагогике, которые позволяют эффективно реализовать методику проведения занятия в новом контексте — музейном пространстве.
Музейная педагогика ставит перед собой такие задачи, как:
• привитие любви к Родине, уважения к культурному наследию страны и мира;
• формирование сознания, самосознания;
• развитие творческих способностей;
• освоение новых знаний;
• обогащение представлений о музее;
• формирование восприятия прекрасного;
Для музеев художественного профиля, музейная педагогика- это практическая деятельность музея по передаче культурного опыта средствами современной педагогики в пространстве музея.
Прежде чем говорить о целях и задачах музейной педагогики, стоит разобраться с методологией, системой принципов способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, которая интегрирует в себе общую педагогику и музееведение.
Музейно-педагогический процесс представляет собой системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, ориентированное на формирование в условиях музейной среды творчески развитой личности. Обеспечивая единство развития, воспитания и обучения.
Музейно-педагогический процесс опирается на следующие принципы: принцип личностной ориентации, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей, принцип развития личности в действии, принцип координации деятельности участников музейно-педагогического процесса.
Музейно-педагогический процесс сложно представить без музейного педагога, музейного зрителя и музейного предмета.
Музейный предмет- подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейной педагогической деятельности брать в руки, рассматривать, манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образсимвол определенной эпохи, культуры, определенной позиции творца. Б.А. Столяров дает следующую классификацию музейного предмета: движимые объекты природы, результаты материальной деятельности человека, предметы среды бытования и свидетельства исторической эпохи. Для музейного предмета важно все: из чего он сделан, какой имеет цвет, объем, запах, в какую среду он помещен. Музейный предмет- это знак. Американский ученый Ч. Пирс выделил три вида музейных знаков, те что характеризуют материальные предметы, процессы восприятия-эмоциональный фон и символы в художественных памятниках. Изучая музейный предмет, мы изучаем и его информационное поле: физические характеристики, биологические, культурологические, эстетические.
Музейный зритель- это понятие сложное, это ребенок, пришедший наэкскурсию вместе с классом, это простой турист, который волей случая оказался на экспозиции, это ученый- профессионал, который пришел сконкретной целью. Все они музейные зрители, люди, посещающие музей с запланированной целью или нет, это все посетители музея, которые в ходе своего взаимодействия с ним, становятся субъектами музейной педагогики и развивают в себе интеллектуальные, личностные, творческие качества.
Музейный педагог — специалист, обладающий педагогическим мастерством и глубоко осведомленный в психологии художественного творчества и психологии активного сотворческого восприятия искусства, знающий множество фактов и умеющий живо оперировать ими и в классе, и в музейной среде, понимающий, сколь близки и различны эти две учебные аудитории.Это человек который организует общение зрителя с музейным
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Л.Л. Национальное культурное наследие и воспитание человека: противодействие вызовам информационной эпохи / Л.Л. Алексеева // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2020. – № 4. – С. 93-105.
2. Бакиева Д.А. Новая модель образовательной деятельности музея в условиях ХХI века / Д.А. Бакиева // Педагогический журнал Башкортостана. – 2020. – № 1. – С. 64–72.
3. Бакиева, Д. А. Взаимодействие школы и музея в современных социокультурных условиях: особенности модели и этапов проектирования и реализации / Д. А. Бакиева // Молодежная наука: тенденции развития. – 2022. – № 3. – С. 41-46.
4. Бакиева, Д. А. Взаимодействие школы и музея как средство социализации подростков / Д. А. Бакиева // Ямальский вестник. – 2022. – № 4(28). – С. 41-47.
5. Бакиева, Д. А. Модель интегрированной коммуникации как основа образовательного взаимодействия школы и музея / Д. А. Бакиева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2021. – Т. 7 (73), № 2. – С. 40-47.
6. Бакиева, Д. А. Социокультурное партнерство как механизм выстраивания образовательного взаимодействия Школы и Музея / Д. А. Бакиева // Х Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: Запад и Восток, воспитательные идеалы : Материалы Всероссийской научной конференции, Тара, 25 марта 2021 года / Отв. редактор О.Р. Каюмов. – Омск: Амфора, 2021. – С. 28-31.
7. Белых И.Л. К вопросу о структуре нравственного самоопределения личности // Вестник КрасГАУ. 2018. № 1. С. 187–190.
8. Иванова С.В. Музейная педагогика как область педагогической науки: сборник научно-методических трудов / С.В. Иванова, К.Ю. Милованов, Е.Е. Никитина, О.В. Иванова. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. – 72 с.
9. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
10. Коник М. А. Музей и школа: размышления художника / М. А. Коник / / Эстетическое воспитание и экология культуры. –М.: Сов.художник, 1988. - 432 с.
11. Кульчинская Н.Л. Ребенок в музее: книга для педагогов и родителей. - М., 1999
12. Левыкин Л. Г. Музееведение. Музей исторического профиля: учебное пособие для вузов по спец. «История» / Левыкин Л. Г., Херост В. – М. Высшая школа, 1988. – 498 с.
13. Липкина А. И. Проблема организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с Концепцией и программой духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник Пермского ГУ. 2019. № 2. С. 16–19
14. Максимович В.Ф. Развитие Художественно-педагогического Музея игрушки как фактор совершенствования образования и культуры России / Музей - универсальное культурно-образовательное пространство: теория и практика. Монография / Общая научная редакция Л.М. Ванюшкиной. – СПб: ВШНИ, 2015. – С. 7-10.
15. Мышева Т. П. Становление музея и музейной педагогики обучения / Т. П. Мышева. - URL: https://cyberleninka.ru(дата обращения: 11.05.2023).
16. Олесина, Е. П. Взаимодействие музея и школы: новый взгляд на проблему / Е. П. Олесина, Е. Н. Полюдова // Педагогика искусства. – 2019. – № 4. – С. 120-128.
17. Олесина, Е. П. Педагогическое музееведение как система учебного взаимодействия школы и музея / Е. П. Олесина, Е. Н. Полюдова // Педагогика искусства. – 2020. – № 3. – С. 70-76.
18. Резолюция съезда «Принципы и формы массовой политпросветработы в музее» / / Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков : сб. документов и материалов / отв. ред. Э. А. Шулепова. –М.: Этерна, 2010. - С. 665-669.
19. Светлов, А. Музей и школа: пути продуктивного взаимодействия / А. Светлов // Музей. – 2021. – № 7. – С. 27-39.
20. Столяров Б. А. Музейная педагогика. - М.: Высшая школа, 2004
21. Тебиева А.Б., Темираева Э.А., Тимошкина Н.В. Музейная педагогика в естественнонаучном образовании младших школьников //Международный студенческий научный вестник. №6. 2018
22. Троянская С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие .- Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2019
23. Университетские музеи за рубежом - прошлое и настоящее обучения. - URL: http://www.ifapcom.ru.pdf (дата обращения: 11.05.2023).
24. «Урок в музее»: проект единого образовательного ространства музея и школы / сост. М. Мацкевич. –М.: Московский центр музейного развития, 2016. - 110 с.
25. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. / Федоров Н. Ф. Соч.: В 4 т. Т.П. - М.: Наука, 1995
26. Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама - 100 лет / О.В. Озерова, В.А. Полякова, Л.М. Ванюшкина, Т.Е. Лончинская, Н.М. Александрова // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2018. – № 3. – С. 7-13.
27. Цуканова, А. А. Взаимодействие школы и музея как ресурс воспитания / А. А. Цуканова // Развитие личности в образовательном пространстве : Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Бийск, 26 мая 2022 года. – Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина, 2022. – С. 472-476.
28. Шакирзянова, Л. А. Формы взаимодействия музея и школы / Л. А. Шакирзянова, И. Н. Емельянова // Инновационные научные исследования. – 2021. – № 1-3(3). – С. 130-136.
29. Шляхтина Л.М. Музейная педагогика: учебно-методическое пособие / Л. М. Шляхтина. – СПб: СПбГИК, 2021. – 61 с.
30. Юренева Т. Ю. Музееведение : учебник для высшей школы / Т. Ю. Юренева. - 2-е изд. –М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.
31. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей : учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. –М.: Российский институт культурологи, 2001. - 154 с.