Фрагмент для ознакомления
2
Тенденция интеграции за последнее десятилетие привела не только к изменениям в модели управления бизнес-организациями, но и привела к изменениям в модели управления государственного функционирования. Показателем развития таможенных служб в любой стране является наличие в ее потенциале развитой инфраструктуры, современных технологий, качественной правовой базы и высококвалифицированного персонала .
Под показателями эффективности в самом широком смысле понимается описательный или количественный показатель, который характеризуется результатами деятельности или достигнутым успехом в достижении установленных целей. Эксперты отметили, что под результатами следует понимать степень достижения цели и количественную взаимосвязь между результатом и затратами, а также эффект «обратной связи», то есть взаимосвязь и оценку населением деятельности государственной службы.
Ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности международной области во многих странах является создание объективной и всеобъемлющей системы показателей, отражающей выполнение функций и степень достижения поставленных целей, что позволяет сосредоточить внимание персонала на основных приоритетах органов власти. Для этих целей широко используются различные показатели эффективности.
В последнее десятилетие основной целью совершенствования системы показателей эффективности в большинстве западных стран было нахождение наилучшего баланса между установлением показателей для органов власти и установлением тесных связей между ними .
В настоящее время наиболее распространенным методом является использование комплексных показателей эффективности на уровне органов государственной власти для отражения основных политических или экономических параметров их деятельности.
Однако одна из самых больших трудностей при создании всеобъемлющей системы показателей эффективности заключается в том, что ориентация результатов, выраженных в терминах социального и экономического воздействия, затрудняет определение конечного вклада сотрудников таможенных органов международной области в достижение результатов. Необходимо разработать как можно более четкие показатели, чтобы объективно оценить его работу.
Следует также иметь в виду, что показатели эффективности в значительной степени зависят от внешнего влияния, и государственные служащие не могут оказать на это существенного влияния. На практике, если не учитывать влияние внешних факторов, трудно оценить результаты чисто формальной деятельности сотрудника таможни.
Поэтому необходимо разработать и отобрать показатели эффективности, которые максимально отражают «степень участия и вклада» персонала в определенный фактор.
Вопрос о роли, статусе и значении таможенных органов международной области в обеспечении экономической, политической и военной безопасности в последнее время приобрел большое значение. Это включает в себя необходимость обеспечения противостояния между экономической и военной безопасностью страны в случае нестабильной внешней среды и неразвитых систем (оборудования), с целью повышения эффективности (действенности) участия таможенных органов (в данном случае).
В современной ситуации одним из главных вопросов, связанных с таможенными органами, является их национальная экономическая безопасность. Их формирование и показатели возможностей, а также важность опасности играют важную роль .
Другой проблемой является выбор наилучшего количества критериев для оценки эффективности таможенной деятельности. Если их число слишком велико, сложность оценки и затраты на мониторинг большого количества показателей могут превысить выгоды от практического применения показателей эффективности.
Показатели эффективности таможенной деятельности могут представлять собой набор показателей различной природы. Они могут быть выражены как качественно, так и количественно, и их трудно четко формализовать или количественно оценить. Наиболее распространенной практикой является установление властями определенных требований к показателям эффективности.
Одним из наиболее сложных вопросов является количественная оценка и формализация показателей эффективности. Этот процесс важен для постановки целей и планирования деятельности государственных служащих, а также для оценки результатов работы и определения уровня заработной платы. Количественные показатели эффективности легче оценивать при надзоре, и они обеспечивают объективность оценки и не зависят от субъективного отношения руководителей к подчиненным.
Таможенные органы в обеспечении таможенной безопасности России могут осуществить следующие задачи :
1. В рамках внутренних угроз: уменьшение конкурентоспособности отечественных предприятий, нестабильность и плохая безопасность материальной (денежной) структуры, нарушение порядка сырьевой базы, энергетики и промышленности, экстремистские движения, а также развитие незаконных вооруженных формирований на территории России.
2. Ввиду внешних угроз: санкции против России, условие падения на зарубежных рынках, плохие размеры внешнеторгового оборота России, связанные с продукциями обрабатывающей промышленности, международный терроризм, незаконная миграция, региональные конфликты и наркотрафик.
Одной из главных положений в деле обеспечения экономических интересов государства относят к таможенной службе, осуществляя фискальную функцию и, участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, она постоянно обогащает государственный бюджет, способствуя разрешению экономических проблем. Вклад таможенных органов международной области в течение нескольких лет превосходит (преобладает) 50% в доходную часть материального бюджета.
Задачи таможенных органов на территории ЕАЭС:
1.Защита национальной безопасности государств-членов, жизни и безопасности человека, животного и окружающей среды;
2.Развитие средств для изменения и приближения транспортировки товаров через таможенную границу ЕАЭС;
3.Предоставление проведения международных договоров и актов, связанных с таможенным регулированием.
Основные мероприятия комплексной программы развития ФТС России :
1.Открытие центров электронного декларирования;
2.Создание электронных сервисов межведомственного взаимодействия;
3.Предоставление последующего введения субъектно-ориентированной модели СУР;
4.Создание правовой базы для развития приема подконтрольности для повышения информационного взаимодействия ФТС и ФНС России;
5.Пересмотр списков товаров с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС для формулировки надобности получения необходимых документов при совершении таможенных операций с товарами.
На данный момент экспертизы (расследования), осуществляемые в сфере экономической безопасности внешнеэкономической деятельности, имеют субъективный (исключительный, узкий) характер, не способствует установлению (получению) управленческих решений и использованию правоохранительных механизмов по завершению экономических запросов (заинтересованности) российских товаропроизводителей в области внутренней и внешней торговли.
Существуют различные способы количественной оценки эффективности таможенных служб. Один из подходов заключается в том, чтобы рассматривать таможню как производительную деятельность, связанную с предоставлением услуг по таможенному оформлению и контролю.
По аналогии с оценкой эффективности хозяйствующих субъектов, этот метод основан на методе сравнения результатов и затрат. Здесь особую роль играют именно международные договоры и конвенции в области таможенного дела.
1.2. Роль основных международных договоров в области таможенного дела России
Поскольку международное таможенное право является частью международного права, источник международного таможенного права совпадает с источником международного права с точки зрения его правовой природы.
Следовательно, источником права является форма выражения и формулирования правовых норм. Источником международного таможенного права является способ выражения и закрепления таможенных норм международного права.
Методом выработки правил в международном таможенном праве является соглашение его субъекта. Такие соглашения могут иметь четкую форму и служить источником международных таможенных правил .
Источники международного таможенного права подразделяются на:
1.Международные договоры по таможенным вопросам;
2.Международные правовые обычаи;
3.Особые принципы международного таможенного права.
Договоры и обычаи являются наиболее важными и распространенными источниками международного права. Международные договоры имеют письменные формы выражения, а также неписаные привычки.
Основной правовой формой источника международных таможенных правил являются международные договоры.
Международный договор - это соглашение, заключенное государством и/или другим субъектом международного права, которое регулируется международным правом.
Статус международного договора не зависит от его конкретного названия: соглашения, конвенции, уставы международных организаций, протоколы - по сути, все является международным договором.
Международный договор может быть составлен в одном документе или в нескольких документах (например, обмен нотами).
Договор должен быть сформулирован на языках всех договаривающихся государств или на одном или нескольких языках, согласованных между ними. Договоры, заключаемые в рамках международных организаций, должны быть сформулированы на официальных языках этих организаций. Например, официальными языками Всемирной таможенной организации являются английский и французский.
Договор может вступить в силу с даты подписания или предусматривать дополнительные внутренние процедуры (ратификация и т.д.). Во втором случае он вступит в силу после обмена документами об исполнении таких программ. Многосторонний договор обычно вступает в силу, когда определенное число стран сдает на хранение депозитарию документы, касающиеся соблюдения внутренних процедур (Министерство иностранных дел страны, указанной договором, или секретариат соответствующей международной организации) . Впоследствии он вступит в силу для каждой будущей страны после сдачи на хранение этих документов.
Договоры могут быть заключены в письменной или устной форме. Устные договоры очень редки, поэтому наиболее распространенной формой является письменный контракт. Подавляющее большинство норм международного таможенного права - это правила, сформулированные и закрепленные странами в международных договорах.
Структура договора включает в себя его компоненты, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, а также подписи сторон.
Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто выражается цель договора. Кроме того, преамбула используется для толкования договоров. Основное содержание ее разделено на статьи, которые могут быть разделены на части, главы или фрагменты. Последняя часть содержит условия вступления в силу и прекращения действия договора, формулировки составления текста договора и т.д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил и т.д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020). (Дата обращения: 20.03.2023).
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) (Дата обращения: 20.03.2023).
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). (Дата обращения: 20.03.2023).
4. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.08.2022). (Дата обращения: 20.03.2023).
5. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» от 20 октября 2010 года. (Дата обращения: 20.03.2023).
6. Федеральный закон «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года» от 03.11.2010 № 279-ФЗ. (Дата обращения: 20.03.2023).
7. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства (Заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006) (ред. от 03.03.2015)
8. Приказ ФТС России от 02.03.2007 г. № 250 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России». (Дата обращения: 20.03.2023).
Литература
9. Вагин, В.Д. Теория и методология таможенного дела. Сборник научных трудов в двух частях / В.Д. Вагин. - М.: Наука, 2020. – 413 с. (Дата обращения: 20.03.2023).
10. Вагин, В.Д. Деятельность таможенных органов в международном праве Беларуси / В.Д. Вагин. - М.: Наука, 2021. – 206 с. (Дата обращения: 20.03.2023).
11. Друкер, П.Ф. Международно-правовые аспекты таможенной политики / П.Ф. Друкер. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2019. – 407 с. (Дата обращения: 20.03.2023).
12. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей таможенной деятельности Беларуси. От стратегии к действию / Р.С. Каплан. – М.: Олимп-Бизнес, 2021. – 154 с. (Дата обращения: 20.03.2023).
13. Кнышов, А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения / А.В. Кнышов. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2019. – 188 с. (Дата обращения: 20.03.2023).
14. Кнышов, А.В. Совершенствование научно-методического аппарата и практических рекомендаций по разработке и применению системы показателей оценки деятельности таможенных органов Беларуси / А.В. Кнышов. - М.: Наука, 2019. – 264 с. (Дата обращения: 20.03.2023).
15. Косенко, В.П. Международно-правовой аспект таможенной деятельности России по пресечению контрабанды в международном праве / В.П. Косенко. – М.: РИО РТА, 2021. – 255 с. (Дата обращения: 20.03.2023).
16. Косенко, В.П. Некоторые вопросы совершенствования форм и направлений деятельности правоохранительных органов исполнительной власти в рамках международных договоров межведомственного характера / В.П. Косенко. – М.: РИО РТА, 2021. – 166 с. (Дата обращения: 20.03.2023).
17. Сафоненков, П. Н. Производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов Беларуси / П. Н. Сафоненков. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 251 с. (Дата обращения: 20.03.2023).
18. Сидоров, В. Н. Совершенствование основных направлений международного таможенного сотрудничества в международном праве / В. Н. Сидоров. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с. (Дата обращения: 20.03.2023).
19. Юсупова, С.Я. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг / С.Я. Юсупова. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2020. – 198 с. (Дата обращения: 20.03.2023).
Электронные ресурсы
20. Официальный сайт Таможенной статистики - Федеральной таможенной службы. Электронный ресурс: https://customs.gov.ru(Дата обращения: 20.03.2023).