Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономика представляет из себя весьма гибкую и динамичную систему, а одним из главных признаков является денежный эквивалент, призванный адекватно реагировать на все время меняющуюся рыночную конъюнктуру . Цены на продукцию постоянно меняются, тем самым отражая реальную ситуацию на рынке: объем товаров, затраты на их производство, логистику и продажу, законодательство и налоги и многое другое. С течением времени экономика лишь усложняется, в том числе и за счет новых технологий, повышающих производительность труда. В долгосрочной перспективе, вкупе с прочими особенностями вроде эффекта масштаба, это делает продукцию дешевле, однако рядовой обыватель нередко сталкивается с обратной картиной, когда цены на товары общего потребления лишь растут, чего нельзя сказать о заработной плате.
Глава 1 Сущность доходов федерального бюджета
1.1 Сущность федерального бюджета
Бюджет занимает центральное место в финансовой системе Российской Федерации и обеспечивает выполнение задач и функций, стоящих перед государством и муниципальными образованиями.
Центральное место в системе государственных финансов занимает федеральный бюджет, который имеет силу закона государственного финансового плана на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму расходов на образование и фонд средств, предназначенных для финансовой поддержки задач и функций государственного и местного самоуправления» . Таким образом, накапливая за счет средств федерального бюджета, государство через финансовые механизмы обеспечивает выполнение своей государственной политики, экономических и социальных функций, а именно государственного аппарата, правоохранительных органов, реализацию социальных программ, реализацию приоритетных задач экономической деятельности и т. д.
За счет полученных доходов финансируется народное хозяйство страны, в том числе:
- обороноспособность страны;
- содержание органов государственной власти;
- погашение государственного долга;
- социально-культурные мероприятия;
- поддержка территориальных бюджетов субъектов РФ.
На современном этапе экономического развития централизованные финансовые ресурсы, позволяющие государству обеспечивать необходимые ставки и пропорции общественного производства и стремиться улучшить его секторальную и территориальную структуру, формировать необходимый объем средств для приоритетных программ развития экономических секторов, проводить крупные социальные преобразования. В связи с централизацией финансовых средств основное внимание уделяется ключевым секторам экономического и социального развития, подготовке условий для успешного осуществления экономической и социальной политики.
Особая часть федерального бюджета по распределению стоимости выполняет конкретную социальную цель - служит для удовлетворения национальных потребностей .
1.2 Формирование федерального бюджета
Налоги по своей природе имеют двойственный характер. Во-первых, они формируют доходную часть государственного бюджета для реализации функций государства. Во-вторых, они являются частью валового внутреннего продукта, формирующиеся на всех этапах общественного воспроизводства при помощи факторов производства и принудительно отчуждаемого у субъектов экономической деятельности.
Под налоговыми доходами понимаются средства, поступающие в бюджеты различных уровней в соответствии с действующим в стране налоговым законодательством, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства. Формирование налоговых доходов осуществляется практически во всех странах мира .
В зависимости от органа, в полномочия которого относится установление налогов, различают:
- федеральные налоги. Федеральные налоги устанавливаются федеральным законодательством и действуют на всей территории РФ. К ним относятся: НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.
- налоги субъектов федерации. Устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. При определении налогов органы власти субъектов РФ имеют право: определять ставки в пределах, определенных НК РФ, увеличивать перечень льгот, устанавливать отчетные периоды, сроки уплаты, формы отчетности. К региональным налогам
относят: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес.
- местные налоги. Устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. При определении налогов органы местного самоуправления имеют те же права, что и органы власти субъектов РФ в отношении региональных налогов. К местным налогам относят: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.
Неналоговые доходы представляют собой поступления финансовых ресурсов от распоряжения государственным имуществом, либо выплату компенсации за предоставленные государством в отношении юридических и физических лиц услуг.
Налог на добавленную стоимость (НДС). НДС имеет 3 ставки:
0% - на товары, предназначенные для экспорта, услуги естественных монополий (трубопроводного железнодорожного транспорта)
10% - сельскохозяйственной продукции, детских товаров, периодических изданий и медицинских товаров.
18% - прочие товары
Нулевая ставка по экспортным товарам предназначена для избегания двойного налогообложения российского экспорта, и, соответственно, повышения его конкурентоспособности. Подобный порядок существует в большинстве стран. 10% ставка действует на социально значимые товары, способствуя реализации принципа социальной справедливости. Акцизный сбор взимается с особой группы подакцизных товаров: этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, автомобили и мотоциклы, горючесмазочные материалы . Алкогольная и табачная продукция представляет собой продукцию с отрицательным внешним эффектом потребления, таким образом, акциз на нее выполняет роль налога Пигу, сокращая ее потребление.
Глава 2 Анализ федерального бюджета РФ: проблемы и способы их решения
2.1 Анализ доходов федерального бюджета РФ за 2018-2020 гг
Чтобы рассмотреть на практике фискальную значимость неналоговых доходов, а также выявить динамику и тенденции, проанализируем доходы федерального бюджета за период 2018-2020 гг.
НДС – полностью федеральный налог, на 100% зачисляемый в федеральный бюджет Российской Федерации в соответствии с положениями
Бюджетного кодекса РФ. Акциз является также федеральным налогом, но налоговые доходы от акцизов распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации (в зависимости от видов акцизов).
Приведем пример взаимосвязи налогов и экономического роста. Согласно данным таблицы 1 доходная часть федерального бюджета имела не стабильный характер, так как в 2020 году поступления были меньше на 1469,7 млрд. руб. (или на 6,3%), чем в 2019 г., где доходы всего составляли 20188,8 млрд. руб. Но 2021 год показал увеличение дохода на 6567,3 млрд. руб. (или на 35,1%) по сравнению с 2020 годом и составил 25286,4 млрд. руб.
В общем объеме доходов налоговые поступления и сборы изменились следующим образом:
1) НДПИ в 2020 году сократился на 36% (или на 2152 млрд. руб.) по сравнению с 2019 годом и составил 3819,7 млрд. руб., а в 2021 году наоборот увеличился на 86,2% (или на 3819,2 млрд. руб.) по сравнению с 2020 годом и составил 7110,9 млрд. руб.;
2) вывозные таможенные пошлины в 2020 году сократились на 60,3%, а в 2021 г. увеличились на 96,6% по сравнению с предыдущим годом и составили 2224,6 млрд. руб.;
3) НДД с каждым годом только лишь увеличивался, так что в 2020 г. по сравнению с предыдущим годом увеличение составило 47,4% (или 47,9 млрд. руб.), а в 2021 году 676,9% (или 859,7 млрд. руб.);
4) НДС (внутренний) так же увеличивался за анализируемый период так, что в 2020 году увеличение составило 0,3% (или 10,8 млрд. руб.), а в 2021 году 28% (или 1210,7 млрд. руб.);
5) НДС на ввозимые товары увеличился в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 3,4% (или на 96,1 млрд. руб.), а в 2021 году по сравнению с 2020 годом на 27,2% (или на 799,5 млрд. руб.)
6) акцизы, связанные с внутренним производством, за период 2020-2019 гг. сократились на 4,9% (или на 46,4 млрд. руб.), а за период наоборот 2020-2021 гг. увеличились на 7% (или на 112,5 млрд. руб.);
7) акцизы на ввозимые товары последние три года только увеличивались: в 2020 году на 13,1% (или на 11,8 млрд. руб.), в 2021 году на 29,9% (или на 30,5 млрд. руб.);
8) налог на прибыль в 2020 году сократился на 6,9% (или на 93,6 млрд. руб.), а в 2021 году по сравнению с предыдущим увеличился на 31% (или на 461 млрд. руб.);
9) налог на доходы физических лиц появился только в 2021 году и составил 90,7 млрд. руб.;
10) ввозные пошлины в 2020 году по сравнению с предыдущим сократились незначительно на 0,5% (или на 3,7 млрд. руб.), в 2021 году по сравнению с предыдущим увеличились на 20,4% (или на 145,7 млрд. руб.).
Федеральные налоги и сборы исполнялись под воздействием внешних и внутренних факторов, которые имели существенное влияние. Большим шоком для всех стран, в т. ч. и России, стал COVID-19, который вспыхнул в конце 2019 года . Коровирусные ограничения и всем неизведанный вирус навеяли панику среди населения. Люди стихийно тратили деньги на продукты питания, лекарства, различные услуги намного больше, чем обычно. Из-за этого увеличился рост доходов от НДС, но сократились иные виды налогов . Через некоторое время социальное напряжение стало менее заметным, макроэкономические отношения стали налаживаться, российская экономика стала восстанавливаться, увеличился ВВП, выросли цены на природные ресурсы, увеличился объем импорта, что объясняет увеличение налоговых поступлений в 2021 году.
2.2 Пути роста неналоговых доходов федерального бюджета
Развитие мировой экономики в 2020 г. определялось действием внешних шоков, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Объем мировой торговли сократился на рекордные 10,5%, а последующее восстановление происходило неоднородно как в секторальном, так и в географическом разрезах. Данная ситуация носит временный характер и в ближайшем будущем как абсолютное значение, так и доля доходов от внешнеэкономической деятельности в федеральном бюджете должны возрасти в связи с реализацией национального проекта «Международная кооперация и экспорт» .
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» должен расширить присутствие российских товаров и услуг на мировых рынках с помощью инструментов государственного регулирования, отраслевых и корпоративных программ, в том числе экспортного и акционерного финансирования, лизинга и долгосрочных мер поддержки. Обеспечить конкурентоспособность российских товаров за рубежом предполагается за счёт специальных инвестконтрактов и механизма поддержки «первой поставки». В сегменте экспорта услуг Россия будет конкурировать в IT, строительстве, финансах, туризме. Бюрократические барьеры будут устраняться за счёт актуализации правил для прямых, смешанных и комбинированных грузов и введения электронного документооборота.
Нацпроект состоит из пяти проектов федерального уровня: «Промышленный экспорт», «Экспорт продукции АПК», «Экспорт услуг», «Логистика международной торговли», «Системные меры содействия международной кооперации и экспорта». По каждому из них предусмотрено бюджетное финансирование, всего на сумму 956,8 млрд. руб. Наибольшее финансовое обеспечение выделено на федеральные проекты «Промышленный экспорт» (423,8 млрд. руб.) и «Экспорт продукции АПК» (406,8 млрд руб.). Кроме того, на проекты «Логистика международной торговли» запланировано 21,6 млрд. руб., «Экспорт услуг» – 5,8 млрд. руб., «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» – 98,8 млрд. руб.
2.3 Направления увеличения налоговых доходов и федерального бюджета РФ и проблема поступления таможенных платежей
В 2021 году можно наблюдать достаточно большое количество изменений налогового законодательства в РФ.
Изменения были аргументированы различными факторами. Это и стремление государства посодействовать экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление государства извлекать устойчивый доход с налогов.
Во минувшие годы степень налоговой нагрузки на экономику (расценивается как отношение поступлений налогов также подобных им платежей, в том числе таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имела четкую тенденцию по увеличению. Согласно сведениям Минфина, в случае если в 2018 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2020 году – уже 32,6% ВВП. Увеличение налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в ближайших годах, ведь инновационные средства контроля над налогоплательщиками гарантируют высокую собираемость налогов в том числе и на фоне падения деловой активности .
Не секрет, что подобная «перезагрузка» во многом обязана попыткам сгладить текущую бюджетную ситуацию – минимизировать дефицит бюджета. Однако итоги такого рода налоговой политики для экономики имеют все возможности быть куда более серьезными, нежели просто повышение выплат со стороны тех или иных групп налогоплательщиков. Весьма немаловажно, что вся обстановка с изменением налоговой политики предоставляет обществу четкий сигнал: налоговая политика непредсказуема, и в текущей ситуации она только обостряет общую нестабильность в экономике.
В 2021 году были утверждены основополагающие направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы.
Они разрабатывались с учетом сформировавшийся экономической ситуации и направлены на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения. Минфин подготовил законопроект с рядом нововведений. «Законопроект содержит как меры поддержки некоторых пострадавших отраслей, так и меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы и собираемости налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Предлагается ряд инноваций по совершенствованию налогового администрирования и междунаодного налогообложения, получение больших результатов от инвестиционных налоговых льгот. Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур».
Таким образом, предлагается освобождение от предоставления 3-НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии, то что сумма налоговых вычетов от продажи (250 тысяч рублей или 1 млн рублей) превышает доходы.
Помимо того, предлагается аннулировать с 2023 года налоговое декларирование объектов, налоговой базой по которым выступает кадастровая стоимость.
Также Минфин предлагает ввести беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для немногочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это должно облегчить администрирование. Детей-инвалидов (или их представителей) предлагается освободить от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции либо получении нотариальных услуг.
Вплоть до 2023 года может сохраниться низкая налоговая ставка на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, а с 2022 года будут уточнены условия для получения обратного акциза на этан и СУГ. В 2024 году имеют все шансы быть скорректированы индикативные стоимости топлива и дизельного горючего с целью расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%.
Предлагается осуществлять ежегодную плановую индексацию акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4%. Согласно, предложению регионов вплоть до 2024 года способна сохраниться действующая 50%-ого ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит увеличить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога в федеральный бюджет из регионального.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Значительную долю в структуре доходов федерального бюджета всегда занимали налоговые доходы, что автоматически делало их более интересными, значимыми, а их изучение и анализ более актуальными.
Под налоговыми доходами понимаются средства, поступающие в бюджеты различных уровней в соответствии с действующим в стране налоговым законодательством, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства. Формирование налоговых доходов осуществляется практически во всех странах мира.
Неналоговые доходы представляют собой поступления финансовых ресурсов от распоряжения государственным имуществом, либо выплату компенсации за предоставленные государством в отношении юридических и физических лиц услуг.