Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ РАДИАЦИОННЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ
1.1.Понятие, значение, история социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф
Для более точного и детального анализа социальной поддержки людей, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, необходимо точно определить непосредственное понятие этой категории людей. Поэтому во многом эта необходимость обусловленатем, что эффективность регламентируемых стандартов зависит от ясности и конкретности содержащихся в них понятий и терминов.
Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ " (далее - ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ) определено понятие "граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф". Стоит отметить, что законодатель при этом решил, что данное понятие и все вытекающие из него права распространяются только на граждан РФ.
ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ распространяются на всех лиц, законно находящихся на территории РФ. Согласно Федеральному закону от 26.11.1998 № 175-ФЗ право на социальное обеспечение и защиту распространяется не только на самого гражданина, который получил неизлечимое или тяжёлое заболевание, но и на его нетрудоспособных членов семьи. Согласно данному закону, граждане, пострадавшие в результате аварий в поле техногенных или радиационных самолетов, следует считать совокупность лиц, понесших имущественный, физический, психологический или иной косвенный и прямой ущерб в результате аварии техногенного или радиологического характера. Также данную категорию граждан отличают специфические потребности в таких сферах, как социальное обеспечение и социальная защита, особенно психологическая и финансовая поддержка.
Социальное обеспечение является методом социальной политики, направленным на предоставление пособий или пенсий, медицинской помощи гражданам в ситуациях, неблагоприятно влияющих на их материальное, психологическое или иное состояние. По сути, в этом случае происходит компенсация за потерю возможности приобретения товара или непосредственно самого товара.
Социальное обеспечение - это правоотношения, возникающие между гражданами и государством в сфере предоставления различных видов выплат, прежде всего пенсий и пособий. Стоит отметить, что социальное обеспечение может осуществляться как за счет федерального и местного бюджетов, так и за счет государственных учреждений.
Необходимо сформулировать понятие социальной защиты. Социальная защита является более общей концепцией, чем социальное обеспечение. Она сочетает в себе больше аспектов социальной помощи, чем социального обеспечения. При определении понятия социальной защиты стоит опираться на мнения ученых - правоведов.
Так, по мнению В.Ш. Шайхатдинова, социальная защита представляет собой совокупность правовых, социальных, экономических, организационных и иных мер, направленных на установление достойного уровня жизни, установление минимальных стандартов качества жизни. В результате синтеза научных мнений, нормативных правовых актов можно сделать вывод, что социальное обеспечение является неотъемлемой частью социальной защиты, в том числе комплекс мер, направленных на установление достойного уровня жизни, установление минимального стандарта качества жизни .
Следует отметить, что система социальной поддержки и защиты граждан, пострадавших от техногенных или радиационных аварий, очень похожа на регулирование правового положения граждан, пострадавших от терроризма или стихийных бедствий.
Поэтому, чтобы социальное обеспечение работало более эффективно, необходимо создать единый нормативный закон, содержащий нормы, регулирующие правовое положение вышеуказанных категорий граждан, так как методы социальной поддержки и защиты аналогичны.
Граждане, погибшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, умершие от лучевой болезни и других заболеваний, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, а также потерявшие кормильца из числа граждан-инвалидов, членов их семей, пострадавших от лучевой болезни, других заболеваний, возникших в результате радиационного облучения в результате аварии на производственном кооперативе «Маяк» в 1957 г., и сброс радиоактивных отходов в реку Теча, предусмотрены следующие меры социальной поддержки:
-предоставление временной жилплощади нуждающимся в улучшении жилищных условий;
-покрытие 50% расходов на оплату ЖКХ;
-в случае ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения или организации право преимущественного продолжения работы при сокращении численности работников или численности работников и преимущественном трудоустройстве;
- внеочередное вступление в ЖСК и ГСК;
-предоставление специальных земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов (при необходимости улучшения жилищных условий), приобретение земельных участков для садоводства и огородничества;
-исключительная служба в организации бытового обслуживания, технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, в организации связи и междугородного транспорта;
-предоставление специальных мест для детей в дошкольных учреждениях, лечебно-профилактических и профессиональных детских учреждениях, дома престарелых и выплата ежемесячной денежной компенсации за питание детей;
-льготное предоставление мест в организациях социального обслуживания, оказывающих социальные услуги на фиксированной основе.
Кроме того, таким членам семьи выплачивается единовременная и ежемесячная денежная компенсация.
Дополнительные меры социальной поддержки семей граждан, подвергшихся облучению в результате радиационной опасности, могут быть предусмотрены местным законодательством.
1.2.Категории пострадавших от радиационных или техногенных катастроф и источники права, регулирующие отношения в сфере их социальной защиты
Рассмотрим источники права, регулирующие отношения в сфере социальной защиты пострадавших от радиационных или техногенных катастроф.
В РФ используются три вида источников правовой информации.
Первый тип источников - судебная практика.
Вторым источником информации являются непосредственно законы и подзаконные акты.
Третьим источником информации являются договоры и законы, подписанные на международном уровне.
Поэтому, уточняя источники первого типа, стоит сказать, что социальная поддержка и защита населения осуществляется, в том числе, путем обращения в судебные органы.
Большинство дел, связанных с социальной защитой, находятся в районных судах, причем большинство дел касается признания права на досрочную пенсию.
Среди прочего, категории граждан, пострадавших в результате аварий на атомных станциях и других промышленных объектах, чаще всего выигрывают судебные процессы и реализуют свои права, предусмотренные законодательством РФ.
Вторым видом источника социальной поддержки и защиты граждан, пострадавших в результате аварий на атомных станциях и других промышленных объектах, являются нормативные акты, принимаемые на государственном уровне.
Поэтому Конституция РФ может считаться льготным законом в сфере социальной политики в силу того, что в ней закреплены основные принципы социальной поддержки граждан. Кроме того, стоит отметить, что именно Конституция РФ напрямую влияет на правовую систему в целом и социальное обеспечение в частности . Рассматривая правовые аспекты в сфере социального обеспечения граждан, пострадавших при авариях на атомных станциях и других промышленных объектах, необходимо разделить составляющие данной нормативной базы на несколько видов:
-нормы, регулирующие такие отношения на международном уровне;
-нормы, устанавливающие принципы социальной политики по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате аварий на атомных станциях и других промышленных объектах;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831
3. Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 48. - Ст. 5850
4. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2022) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, N 21, ст. 699.
Специальная литература:
5. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 428 с.
6. Какие существуют виды пенсий? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
7. Какие налоговые льготы имеют чернобыльцы? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
8. Какие льготы и социальные гарантии предусмотрены при потере кормильца? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
9. Корсаненкова Ю.Б. Право социального обеспечения и семейное право: межотраслевые связи // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 22 - 27.
10. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022.
11. Менкенов А.В. Особенности снижения пенсионного возраста для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС // Социальное и пенсионное право. 2020. № 3. С. 22.
12. Спор о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об аресте счета в рамках исполнительного производства (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2022.
13. Чупрова Е.В. Пенсионное обеспечение граждан в РФ: учебное пособие // СПС КонсультантПлюс. 2017.