Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время никому не нужно доказывать актуальность проблемы, связанной с изучением конфликтов. Это вызывает интерес не только у профессиональных психологов и социологов, но и у политиков, педагогов, руководителей и социальных работников - всех, кто занимается проблемами взаимодействия людей. Рост напряженности в различных сферах социального взаимодействия требует практической помощи в разрешении конфликтов. Однако наше общество не было подготовлено к этой сложной ситуации, а ориентация на "бесконфликтное" развитие привела к тому, что механизмы работы с конфликтами не были сформированы. Попытки использовать опыт зарубежных конфликтологов оказались малоуспешными. Межличностные конфликты являются самыми распространенными и охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге сводится к межличностному, поэтому знание особенностей межличностного конфликта является необходимым элементом профессиональной подготовки любого специалиста.
В учебных заведениях могут возникать конфликты между студентами, преподавателями, администрацией, которые могут негативно сказаться на обучении и настроении участников образовательного процесса. Поэтому важно, чтобы студенты и преподаватели имели знания и навыки работы с конфликтами, чтобы быстро и эффективно решать возникающие проблемы.
Кроме того, важно учитывать культурные особенности студентов, так как они могут влиять на способы проявления конфликта и его разрешения. Например, в некоторых культурах принято избегать конфликтов и сохранять гармонию в отношениях, в то время как в других культурах конфликты рассматриваются как нормальное явление и способствуют развитию отношений.
Таким образом, изучение конфликтов является необходимым элементом профессиональной подготовки любого специалиста, включая студентов высших учебных заведений. Это позволит им эффективно работать с конфликтами в будущей профессиональной деятельности и улучшить качество обучения.
Объект исследования: профилактика межличностных конфликтов в студенческой среде
Предмет исследования: межличностные конфликты
Цель исследования заключается в анализе конфликтов, возникающих между учащимися, выявлении их особенностей, причин, форм проявления и способов их преодоления. Для достижения этой цели необходимо проанализировать литературу по данной теме и провести исследование, направленное на выявление особенностей конфликта между учащимися, а также причин и способов его преодоления.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- выявить специфические особенности, факторы, причины и типы конфликтных ситуаций, возникающих среди студентов;
- определить этапы процесса управления конфликтом и различные стратегии управления конфликтами, которые могут использоваться в различных ситуациях;
- описать основные стратегии и методы разрешения конфликтных ситуаций и проанализировать их эффективность;
- выявить конструктивные возможности переговоров и посредничества в управлении конфликтами и исследовать их эффективность.
Таким образом, работа направлена на выработку рекомендаций по эффективному управлению конфликтами среди студентов, на основе анализа факторов и причин их возникновения, различных стратегий и методов управления и возможностей переговоров и посредничества.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
1.1.Понятие о конфликте
Конфликт - это острый спор, который возникает из-за противоположных интересов, стремлений или серьезных разногласий. Изучение конфликтов в малых группах может быть представлено как внутриличностное психологическое явление, социально-психологический феномен или механизм социализации индивида.
Существует несколько подходов к анализу конфликтов в малых группах, таких как логический, психоаналитический, экзистенциональный, социотропный, групповой динамики, социометрический, интеракционистский и необихевиористский. Благодаря активной работе психологов, эти подходы были разработаны и применяются в настоящее время.
В теории конфликтов одним из основных вопросов является вопрос о первопричинах конфликтов. Различные авторы видят их во врожденной агрессивности индивидов, функции инстинктов и аффективных влечений, способе адаптации, а также в таких понятиях, как свобода, безопасность, индивидуальность, садизм, мазохизм, деструктивизм, конформизм и агрессивность.
Изучение конфликтов между учащимися является важным направлением исследований в области психологии образования. Понимание особенностей конфликтов и способов их преодоления может помочь учащимся лучше понимать друг друга и находить конструктивные решения при возникновении конфликтных ситуаций.
За последние три десятилетия в зарубежной социальной психологии был смещен акцент в исследованиях конфликтов на прикладные программы, которые ориентированы на конкретных потребителей. Создаются центры подготовки специалистов, организации оказывают посредническую помощь, выпускаются периодические издания. Эта тенденция имеет положительное значение для общества и науки. В отечественной литературе можно найти несколько подходов к классификации направлений исследований по проблеме конфликтов. Одни авторы предлагают считать тип противоречия и объект конфликта, другие — объекты и методы исследования конфликтного взаимодействия. Направления исследований так интегрированы, что требуется многомерная классификация этих направлений на основании специфики предмета научного исследования, направлений и способов коррекционной работы, методов моделирования и др. В отечественной литературе основное внимание уделяется описанию характеристик конфликта в молодежной среде. Разработана определенная система взглядов на причины возникновения, структуру, содержание, динамику поведения участников и способы разрешения конфликтов[1].
Согласно А. Л. Свснцицкому (1986), конфликт представляет собой обособленное противоречие, возникающее между людьми и сопровождаемое острыми эмоциональными переживаниями. А. А. Ершов (1994) определяет конфликт как действие одновременно примерно равной силы, но противоположных, несовместимых тенденций, мотивов, интересов, типов поведения индивидов в определенной ситуации. При этом для анализа конфликтности важно учитывать характеры, эмоциональный настрой и переживания субъектов, участвующих в конфликте. Конфликт характеризуется его возникновением и протеканием при непосредственном взаимодействии людей.
Важно различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация". Конфликтная ситуация включает описание системы факторов, определяющих элементы объективных условий взаимодействия субъектов, участвующих в конфликте, и их субъективные характеристики, создающие предпосылки перехода конфликтной ситуации в конфликт[2]
В исследованиях конфликта существенную роль играет субъективная значимость противоречия, лежащего в его основе. Анализ субъективного восприятия конфликта показывает, что субъекты воспринимают ситуацию как конфликтную, если ощущают угрозу хотя бы для одного участника и преследуют несовместимые интересы. Влияние на конфликт оказывает также внешний контекст, в рамках которого он возникает и развивается.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология. Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Питер, 2015. - 528 c.
2. Анцупов, А. Я. Российская конфликтология. Указатель 1555 диссертаций отечественных ученых (1949-2012 годы) / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов. - М.: ТАСТ, 2013. - 244 c.
3. Бахур, В. Т. Эмоции. Плюсы и минусы / В.Т. Бахур. - М.: Знание, 2014. - 294 c.
4. Ванханен, Тату Этнические конфликты / Тату Ванханен. - М.: Кучково поле, 2014. - 288 c.
5. Вуйчич, Н. Будь сильным. Ты можешь преодолеть насилие (и все, что мешает тебе жить) / Н. Вуйчич. - М.: Эксмо, 2014. - 256 c.
6. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - М.: Питер, 2008. - 172 c.
7. Дэвид, Д. Бернс Ругаться нельзя мириться. Как научиться разруливать и предотвращать конфликты / Дэвид Д. Бернс. - М.: Эксмо, 2009. - 288 c.
8. Зайцев, Андрей Социальный конфликт / Андрей Зайцев. - М.: Academia, 2016. - 464 c.
9. Кеннеди, Г. Переговоры. Полный курс / Г. Кеннеди. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 521 c.
10. Конфликтология для XXI века: наука-образование-практика. Материалы Санкт-Петербургского международно. - М.: Философский факультет СПбГУ, 2015. - 772 c.
11. Крюкова, Т. В. Основы теории принятия решений в конфликте. Учебное пособие / Т.В. Крюкова. - М.: Фонд развития конфликтологии, 2016. - 148 c.
12. Лефевр, В. А. Алгебра конфликта / В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян. - М.: КомКнига, 2009. - 831 c.
13. Литвак, Михаил Психологический вампиризм. Учебное пособие по конфликтологии / Михаил Литвак. - М.: Феникс, 2015. - 416 c.
14. Ломанн, Фридрих Разрешение конфликтов с помощью НЛП / Фридрих Ломанн. - М.: Издательство Вернера Регена, 2013. - 200 c.
15. Макграт, Хелен Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми / Хелен Макграт , Хейзел Эдвардс. - М.: Попурри, 2014. - 336 c.
16. Мельниченко, Р. Г. Медиация. Учебное пособие / Р.Г. Мельниченко. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 192 c.
17. Новосельцев, В. И. Системная теория конфликта / В.И. Новосельцев, Б.В. Тарасов. - М.: Майор, 2011. - 336 c.