Фрагмент для ознакомления
2
Каллиграфия как жанр изобразительного искусства имеет глубокие исторические корни и считается видом утонченных изящных искусств, основанных на национальных традициях многих стран мира. Согласно определению, понятие «каллиграфия», восходящее к греческому языку, означает «красивый почерк». Также каллиграфию называют искусством красивого письма и оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере.
Человек во все времена стремился сохранить о себе память и передать опыт потомкам, что послужило предпосылкой к созданию различных систем письменностей.
Система письменности тесно связана с языками и культурами стран. Длинный путь становления письма по определению связывает его со знаковой системой фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.
Каллиграфия отражает эмоционально-образную графическую выразительность, что, в свою очередь, создает определенная стилистика каллиграфически написанного текста. В Китае традиционно принято читать каллиграфию, одновременно анализируя несколько показательных факторов, таких как значение, сущность и правила написания графического знака (иероглифа), а также передачу мыслей и чувств каллиграфа.
Целью данной работы является рассмотрение роли каллиграфии в дальневосточном искусстве.
Задачи:
- описать сущность и эволюции искусства каллиграфии;
- изучить специфику каллиграфии на Востоке, дальневосточное искусство и каллиграфию.
1 Сущность и эволюция искусства каллиграфии
Каллиграфия – традиционное китайское искусство написания иероглифов, которое насчитывает уже более 3500 лет .
Принято считать, что находки самых ранних по времени иероглифических начертаний на костях и панцирях черепах дают право утверждать о самом начале продолжительной истории одного из ведущих национальных искусств . В эпохи Древнего Мира и Средневековья, к которым относятся династии Цинь, Хан, Тан и другие, в процессе длительной эволюции сформировалось пять основных стилей написания иероглифов на высококачественной рисовой бумаге. Первый и самый архаичный из них – чжуаньшу, возникший и распространившийся в период династии Цинь в III в. до н. э. Его отличает некоторая округлость строгих очертаний иероглифов, состоящих из вертикальных, горизонтальных, наклонных черт.
В период Хань, когда китайская древняя культура достигла высшего расцвета, во II в. н. э. берёт своё начало второй стиль – лишу. Его отличительная особенность – расширение нижних концов всех вертикальных и наклонных иероглифических линий, напоминающих «хвостики водоплавающих птиц». Стиль синшу появился в период Восточная Хань (I –III вв. н. э.). Крайние черты иероглифов при написании соприкасаются и даже сливаются друг с другом. Это позволяет очень быстро писать, почти не отрывая кисть от поверхности бумаги. Поэтому стиль называют «бегущим».
Четвёртый стиль – цаошу – возник в раннесредневековый период Восточная Цзинь (316 – 420) и получил дальнейшее развитие в период Тан (618 – 907). Он представляет собой очень свободный? «размашистый» курсив. Иероглифы пишутся без отрыва кисти от бумаги. Соответственно, при письме они постоянно соприкасаются и «перетекают» друг в друга. Название стиля имеет двоякий смысл: небрежный, быстрый, а также «травяной» (древний иероглиф «цао» переводится и как «трава») . Возникновение пятого стиля – кайшу – связано с поздним периодом династии Хань и началом периода Троецарствия (220 – 280). Он достиг расцвета в период Тан. Кайшу отличается отрывистым методом написания кистью всех черт иероглифов. Этот стиль со временем стал наиболее часто употребляемым, ввиду легкого прочтения и быстрого написания.
Историческому процессу развития письменности потребовалось пройти огромный путь становления: от трудоемкого высекания на каменных стенах пещер до искусного владения пером при Государевом дворе. До появления печатного станка рукописное написание текстов было основным способом поддержания и распространения письменности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Альбарасин Х. Каллиграфия: написанное искусство или искусное написание / Х. Альбарасин // Международная выставка каллиграфии. [Электронный ресурс] URL:http:// calligraphy-expo.com/rus/Personalities/Participants/Jaime_de_Albarracin/Article.aspx?ItemID=9 (дата обращения: 10.04.2023)
2) Ващук О. А., Развитие японского графического дизайна в 1950-1990-е годы : мастера и направления // Искусствознание. — 2011. — № 1/2. — С. 520-547
3) Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры (конец XVI – начало XX века.). М., 1986.
4) Донченко А. И., Значение традиционной китайской каллиграфии в современном обществе // Проблемы Дальнего Востока. — 2019. — № 2. — С. 167-172.
5) Куланина Е. М. Роль каллиграфии в диалоге Востока и Запада// ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ. 2015. № 8. С. 42-44
6) Николаева Н. С. Япония – Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI – начало XX века. М., 1996.
7) Петлина. Е.А., Куртова К.Г. Японская графика: от истоков к современности//ДИЗАЙН И ИСКУССТВО - СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ XXI ВЕКА. Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского форума молодых исследователей. Том Часть 3. 2019. С. 85-87
8) Тупичкина Е. А., Психолого-педагогические ресурсы китайской каллиграфии в развитии личности // Мир образования - образование в мире. — 2020. — № 1. — С. 78-84.
9) Ху Дзедун, Китайская каллиграфия как важный фактор художественного образования // Искусство и образование. — 2020. — № 2. — С. 200-207
10) Чху, Тяньшу. Каллиграфия – голос сердца / Тяньшу Чху. – Минск : Мастацкая літаратура, 2018. – 206 с