Фрагмент для ознакомления
2
Совершенствование навыков мышления учащихся - одна из основных задач школьного образования. Учащиеся учатся сравнивать, анализировать, классифицировать и обобщать, используя специальные учебные материалы. Овладение функциями мышления напрямую связано с успешным обучением детей разного возраста, особенно детей начальной школы. Этот возраст открывает большие потенциальные возможности для разностороннего развития детей и определяет, что этот возраст очень чувствителен.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО) указано, что знание математики и информатики является одним из результатов изучения предмета: "формирование основ логического и алгоритмического мышления". Кроме того, универсальные учебные действия (далее УУД), определенные стандартом, относятся к активному развитию мыслительных навыков учащихся начальной школы [2,56].
Сегодня главным вопросом в образовании является развитие учащихся как личности и как объекта деятельности. Это связано с растущей потребностью в людях, способных быстро адаптироваться к занятиям и работе, проявляющих инициативу и предприимчивость.
Начальные школьные годы — это период, в течение которого формируется личность ребенка. Все когнитивные структуры, сформированные в этот период, имеют решающее значение для развития ребенка и сохраняют свои основные характеристики на протяжении последующих периодов, оказывая значительное влияние на последующее развитие ребенка. Одной из таких когнитивных структур является мыслительно развитие учеников, которое оказывает значительное влияние на успешность их обучения. Поэтому современные школы стремятся не только преподавать различные предметы, но и создавать учебную среду, способствующую мыслительному развитию учащихся.
Мыслительные способности детей различаются с самого начала. Условия, предъявляемые к ученикам в школе, не всегда учитывают эти способности. Это приводит к трудностям в обучении и в выполнении учениками учебной деятельности, что влияет на все аспекты развития характера, включая эмоции, мотивацию, инициативу и развитие личности. Приобретение знаний происходит в основном через умственный процесс мышления. Все знания приобретаются в процессе мышления детей. Различные методы обучения направлены на применение психологических закономерностей развития личности учащихся, в том числе и мышления, что делает вопрос о развитии мышления актуальным.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие мышления у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: провести диагностику особенностей развития мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературы по теме исследования для определения сущности понятия «мышление»;
2. Рассмотреть основные особенности мышления младших школьников;
3. Провести констатирующий эксперимент для определения уровня мышления младших школьников;
4. Сформулировать рекомендации по развитию мышления младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, констатирующий эксперимент.
База исследования:
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 27 источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
Мыслительные процессы интриговали людей с незапамятных времен. Древние философы также размышляли о роли мышления в жизни человека. Например, греческий философ Сократ рассматривал мышление как способ познания мира и самого себя и говорил, что в процессе познания человек совершенствует себя [10].
Аристотель связывал сознательное мышление с органами чувств как отправной точкой познания. Он считал, что в процессе мышления происходит обобщение знаний и продвижение от конкретного к абстрактному.
В 17 веке известный французский философ и математик Рене Декарт [11,67] также подчеркивал важность мысли и существования в жизни человека: "Я мыслю, следовательно, я есть".
Голландский философ-рационалист XVII века Бенедикт Спиноза в своей работе "Трактат о развитии разума и наилучшем способе познания вещей" [11,90] говорил о четырех формах мышления. В [10,56] он определяет четыре типа познания. Он различает познание отдельных вещей, доступных разуму через органы чувств, познание через память и познание через рассуждения, основанные на общих представлениях о вещах и знании их общей природы.
Немецкий мыслитель XVIII века Иммануил Кант создал типологию мышления, разделив мышление на формальное и диалектическое, конкретное и абстрактное, практическое и диалектическое [30].
Психологические исследования мышления начались в 17 веке, когда считалось, что способность мыслить является врожденной, а мышление приравнивалось к разуму. В 20 веке эмпирические исследования мышления разделились на две группы: первая группа, которая утверждала, что человеческий интеллект является врожденным и не может быть развит, и вторая группа, которая утверждала, что эти способности формируются и развиваются в течение жизни. Также существовала вторая группа, которая утверждала, что эти способности могут быть сформированы и развиты в течение жизни. Представители реляционной и эмпирической психологии считали, что мышление — это процесс случайных ассоциаций.
Мышление — это совокупность психических процессов, лежащих в основе познания, включая такие активные аспекты познания, как внимание, восприятие, ассоциативные процессы и формирование понятий и суждений. Мышление в узком логическом смысле состоит исключительно из суждений и рассуждений посредством анализа и синтеза понятий [10,54].
Мышление — это процесс индивидуальной познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным опосредованным отражением в сознании человека связей и отношений между предметами и явлениями [9,78].
Мышление является функцией человеческого мозга и представляет собой особую форму рефлекторной, аналитической и синтетической деятельности, основанной на выраженной вторичной сигнальной системе.
Процесс мышления осуществляется с помощью мыслительных операций - сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации - с целью выявления всех существенных связей и отношений между предметами, явлениями и фактами.
Мышление — это процесс понимания мира, который работает благодаря другим психологическим процессам, таким как память, внимание, воображение и рассудок. Понятие "мышление" используется в различных науках, таких как философия, психология, логика, физиология, социология и кибернетика.
Важный вклад в изучение мышления внесли российские ученые А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др., а также зарубежными исследователями: Ж. Пиаже, Э. Сеген, К. Данкер и др.
По мнению И.В. Дубровиной, мышление — это опосредованное и обобщенное восприятие окружающего мира.
В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается "процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщением и опосредованным рассмотрением реальных предметов и явлений с точки зрения их основных свойств, связей и ассоциаций".
Р.С. Немов определяет "мышление" как: "психологический процесс познания, субъективно связанный с открытием новых знаний, решением проблем и творческим преобразованием действительности"[18,75].
По мнению М.И. Еникеева, мышление — это психический процесс обобщения и отражения устойчивых и закономерных свойств и отношений, необходимый для решения познавательных задач.
З. Фрейд определял "мышление" как - "процесс, направленный на поиск способов реализации.
Д. Уотсон называл мышление умственной речью и утверждал, что мышление — это вид действия [4,76].
В.В. Давыдов трактует понятие "мышление" следующим образом: "психический процесс, отражающий действительность, внешняя форма творческой деятельности человека".
О.К. Тихомиров утверждает, что мышление — это процесс познавательной деятельности, продукт которой характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности (мысли, отражающие существенные признаки, характеризующие предметы и явления).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулина О.А. Педагогика. -М.: Просвещение, 2015. 400 с.
2. Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова – Обнинск, 2013. 456 с.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось. 2016. 272 с.
4. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. 256 с.
5. Божович Д.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Д.И. Божович – М., 2019. 345 с.
6. Вершинин М.А. Технологическое обеспечение формирования логического мышления учащихся в условиях дополнительного образования: Дис. канд. пед. наук / М.А. Вершинин Волгоград, 2016. 247 с.
7. Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2014. - 144 с.
8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. – 328 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. 378 с.
10. Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным / С.В.Герасимов. – М., 2003. 478 с.
11. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М., 2013. 277 с.
12. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления: перевод с англ. Н.М. Никольский. - М.: Лабиринт, 2018. - 192 с.
13. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. психол. труды в 2-хт. Т.1 / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. 289 с.
14. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург, 2015. – 192 с.
15. Карпова, Е.В. Дидактические игры /Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 180 с.
16. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания / Е. И. Кикоин. – М., 2003. 278 с.
17. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития /И.Ю. Кулагина М.: Эксмо, 2019. - 176 с.
18. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст/Н.С. Лейтес - М.: Педагогика, 2017. - 279 с.
19. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М., 2017. 455 с.
20. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. 453 с.
21. Обухова Л.В., Детская психология: теории, факты, проблемы., М., 1995. 488 с.
22. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – второе издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 512 с.
23. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. // Вопросы психологии. 1965. 149 с.
24. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей / С.Л. Рубинштейн. – М., 1996. 678 с.
25. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2018. 220 с.
26. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М., 2001. 453 с.
27. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М., 2018. 578 с.