Фрагмент для ознакомления
2
Немалую часть нашего общества составляет такая социально-демографическая группа как молодежь, представляющая собой людей в возрасте от 14 до 35 лет, имеющих схожие социально-психологические особенности, объединенных процессом становления личности. Составной частью молодежи как особой социальной группы является совокупность людей, находящихся в периоде студенчества.
Студенчество – организованная, имеющая свою самостоятельность социокультурная общность, обладающая определенным типом деятельности, прежде всего связанным с образованием. Студенческую группу по праву можно считать достаточно динамичной, ведь именно ей присуща быстрая реакция на различные изменения, происходящие в структуре общества, на политические и экономические изменения – студенты быстро адаптируется к новым тенденциям в образовании, но и, конечно же, в культуре. Составляющими студенчества являются различные ступени профессионального образования, начиная с профессиональных технических училищ, заканчивая высшими учебными заведениями.
Студенты как социальная группа имеют свои особенности.
Первое, что стоит отметить – человек в молодом возрасте определяет свое место в жизни, к примеру, путем выбора профессии, в которой он себя видит, в которой он может реализоваться, актуализироваться. Второе это то, что в данный период у индивида формируется определенная совокупность жизненных ценностей, идеалов, строится мировоззрение. Именно в молодом возрасте человек делает первые шаги на пути к экономической независимости, находит спутника жизни, создает семью и т. д. Именно молодой разум способен быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям. Высокая степень мобильности, гибкости и динамичности положительно сказывается на личности молодого индивида – человек менее склонен к стрессам, быстрее осваивает необходимую информацию и в лучшем случае умело применяет накопленные знания на практике. Одним из главных факторов становления личности молодого индивида является массовая культура .
С течением времени проблема ценностей и культуры, которая формирует ценности студентов и молодежи в целом, становится все более актуальной. Массовая культура это, прежде всего, доступность, «конвеерность» в производстве, легкость и распространенность, будь то литература, которая по большому счету распространена в электронном формате, кино (доступ к которому не ограничен), театр, музыка и др. Стоит отметить, что таковой массовая культура представляется и в мыслях Д. Белла, М. Касательса.
Государство, как институт, ставящий перед собой задачу способствования успешному формированию личности молодого индивида, играет несколько ролей. Первая – роль «помощника» – властвующие структуры сосредоточены на поддержании и совершенствовании творчества, как с профессиональной, так и с любительской стороны. Вторая – «порох»: государство формирует, развивает, совершенствует стандарты профессионального творчества и деятельности в сфере культуры. Третья – «архитектор» – данная роль выражается не только в постоянной поддержке культуры и искусства для повышения качества жизни общества, но и во внедрении новых культурных процессов, разработок. Четвертая роль – «инженер». Власть с помощью определенных средств осуществления какой-либо культурной деятельности реализует и свою политическую цель. Ярким примером может служить формирование идеологии в СССР.
Особую роль культуры в развитии страны невозможно недооценить, поскольку она пронизывает жизнь всего общества, жизнь, наполненную смыслом, содержанием и вдохновением.
Каждое поколение стремится изучить культуру прошлых поколений, привнести в развитие культуры свое, современное видение.
Многие социологи и философы думали над понятием «культура», пытались объяснить значение этого слова. Особое внимание заслуживает определение, которое было дано крупнейшим социологом XX века П. А. Сорокиным в работе «Социальная и культурная динамика». «В самом широком смысле слова культуру можно трактовать, – пишет он, – как некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, действующих друг на друга своим поведением» .
Сегодня, все чаще мы слышим о том, что за прошедшие несколько десятилетий среди молодёжи происходили и происходят сложнейшие процессы, которые привели к переоценке преемственности культурного наследия, к искажению и неприятию культуры прошлых столетий, что оказало влияние на духовное формирование и социализацию личности. В 90-х годах прошлого столетия произошёл крупнейший политический кризис, который сказался на культурно-политическом развитии молодых людей.
Основным источником формирования культуры стали СМИ, пропагандирующие культурные ценности общества потребления.
Процесс передачи материального и духовного наследия от старшего поколения молодым наследникам практически остановился. Все ценности предшествующих поколений оказались в прошлом, не актуальные в сегодняшнее время.
Культура является одним из каналов социализации личности. Культурно-досуговая деятельность является одновременно результатом и процессом формирования личности. «Доступность духовных ценностей общества возлагает на человека функцию их приумножения и обогащения, т. е. дальнейшего развития» .
Культурно-исторический опыт духовного развития общества нельзя потерять, поскольку, разрыв связей с предшествующими поколениями не будет способствовать и развитию общества. Изменения в отношении к культуре, приобщение к культуре, должны исходить из активного доступа и реализации возможности каждого человека к участию в культурной жизни общества. В связи с чем, Правительством РФ было принято решение по вопросам социально-культурного воспитания среди граждан в возрасте от 14 до 22 лет.
Сфера культуры для студентов выполняет немало важных функций. В первую очередь это воспитательная и образовательная – формирование личности подрастающего поколения. Молодой индивид становится «своим» в каком-либо обществе лишь посредством социализации – освоением языка, символов, социальных норм, обычаем, ценностей окружающих его людей.
Какие же внедрения в культурной сфере Российского государства существуют в настоящее время, которые напрямую находят свое отражение в формирующейся личности молодого студента? Ярким примером может служить такая инновация, как Пушкинская карта. С 2021 г. молодые граждане РФ имеют возможность бесплатного посещения праздников, фестивалей, спектаклей, мюзиклов, опер, кинотеатров, концертов, музыкальных вечеров, экскурсий в музеях, галерейных выставок и т. д.
Можно сделать вывод о том, что культура является одним из главных составляющих формирования личности студенческой молодежи. Молодому студенту в силу его возраста, психологических особенностей свойственна эмоциональность, чувствительность по отношению к культуре. Государство пытается стимулировать положительное влияние массовой культуры на разувающуюся личность молодого поколения разными способами, в том числе, и введя в оборот такую инновацию, как Пушкинская карта . Конечно же, студентов в силу их психологических особенностей, возраста и других факторов привлекают те учреждения, посещая которые можно максимально расслабиться и не поддаваться смысловой нагрузке, ведь большую часть времени они включены в образовательную, научную деятельность. Как показывает практика, в юношеской, молодой психологии кроется центральная причина того, почему студенты выбирают зрелищные виды искусства (театр, кино) – глубокая культура воспринимается молодежью неинтересной. Со временем этот порог преодолевается.
В следующем параграфе подробнее рассмотрим особенности программы «Пушкинская карта».
1.2. Нормативное регулирование федеральной программы «Пушкинская карта»
В сентябре 2021 года Правительство РФ запустило федеральную программу социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет «Пушкинская карта». Целями данного проекта названы повышение доступности организаций культуры, формирование гармоничной, социально ответственной и патриотичной личности через научное и культурное просветительство, воспитание молодежи.
Организаторами программы выступили Министерство культуры и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Участники проекта – федеральные казенные учреждения, организации культуры, билетные операторы, федеральные и региональные экспертные советы, а также молодое поколение российских граждан в возрасте от 14 до 22 лет.
«Программа позволит миллионам молодых граждан нашей страны получить доступ к культурным мероприятиям и произведениям искусства», – отметил М. Мишустин. По его словам, такая мера социальной поддержки не только позволит молодежи приобщиться к культурным ценностям, но и придаст новый импульс всей отрасли .
«Пушкинская карта» – это специальная банковская карта для молодежи, которой можно будет расплачиваться только при покупке билетов на культурные мероприятия.
Деньги на счет таких карт будет направлять государство. В 2021 г. на каждую карту зачислено по 3 тыс. руб. В 2022 г. сумма увеличена до 5 тыс. руб.
Всероссийский национальный проект «Пушкинская карта» – благое дело. Это вклад в развитие и воспитание растущего поколения и мощная поддержка учреждений культуры. Он позволит молодым людям чаще посещать культурные мероприятия, так как материальная составляющая теперь не будет препятствием к приобщению к культуре. Как известно, цена билетов в театр иногда не по карману даже взрослым. В Москве средняя цена на премьеру спектакля составляет 10–15 тыс. руб. Такой же цены достигает билет и в регионах в период высокого спроса, например, в новогодние каникулы, при средней зарплате в регионах 35–40 тыс. руб.
Задачей проекта является дать равные возможности детям и молодежи всех регионов РФ разного социального положения, а также сделать доступными объекты культурного наследия и национального достояния, популяризировать искусство, культуру. Однако многие дети и подростки не смогут воспользоваться картой, так как в их населенных пунктах попросту нет культурных центров, театров, музеев и галерей, а поездка в столицу или региональный центр может быть неподъемной для семьи с низким достатком. Однако и это не все. Неотъемлемой частью проекта является сотрудничество лишь с одним банком-партнером – Почта-Банком .