Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня требования к обучению в начальной школе очень высоки, и возникают новые психолого-педагогические трудности, связанные с готов-ностью детей к школе. Готовность ребенка к поступлению в начальную школу определяет его успеваемость в школе. Для детей дошкольного воз-раста, имеющих особенности развития речи (далее – ОНР), этот вопрос особенно важен и связан с проблемами адаптации этих детей.
На современном этапе исследователи отмечают, что речевые патоло-гии развиваются стремительно в силу различных неблагоприятных биоло-гических и социальных причин. Распространенным языковым расстрой-ством у детей дошкольного возраста является ОНР.
Вопросы обучения грамоте детей дошкольного возраста с ОНР изу-чали Алексеева А.Е., Журова Л.Е., Иванова Н.Н., Курнаева Е.А., Левина Р.Е., Ткаченко Т.А., Филичева Т.Б., Фомичева М.Ф., Цуканова С.П., Чир-кина Г.В. и др.
Их исследования доказали, что развитый фонетический слух является необходимым условием для обучения детей чтению и письму. В результате обучение грамоте способствует уточнению представлений об организации звуков в языке и усвоению навыков анализа звуков и составления слов.
Дети с ОНР могут иметь вторичные нарушения фонематического слуха, поскольку их речь не способствует развитию четкого слухового восприятия и контроля. Несмотря на то, что методы устранения лексико-грамматических и фонологических нарушений и развития связной речи широко исследованы и разработаны, вопрос готовности, диагностики и коррекции дошкольников с ОНР к обучению чтению и письму остается ак-туальным.
Система обучения и развития детей дошкольного возраста с ОНР включает в себя коррекцию речевых нарушений и подготовку к полноцен-ному обучению грамоте.
Цель исследования: оценить сформированность предпосылок к обучению грамоте у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня и определить методы и приемы работы по подготовке к обучению грамоте детей данной категории
Объект исследования: речевая сфера дошкольников с общим недо-развитием речи 3 уровня
Предмет исследования: сформированность предпосылок к обуче-нию грамоте у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
Гипотеза исследования: предполагается, что у дошкольников с ОНР 3 уровня наблюдаются значительные нарушения всех компонентов устной речи, что ведет к трудностям в обучении грамоте.
Задачи исследования:
• проанализировать психо-педагогическую литературы по во-просу;
• продиагностировать уровень готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР III уровня;
• составить рекомендации по планированию занятий для повы-шения уровня подготовки к обучению грамоте детей с ОНР III уровня.
В ходе исследования применялись следующие методы:
1) теоретические методы: (изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирический – «Обследование устной речи дошкольников» (О.Б. Иншакова);
3) количественный и качественный анализ данных.
База исследования: МАДОУ Детский сад № 1 комбинированного вида г. Петропавловск-Камчатский.
Участники исследования: 10 детей, 6 лет с диагнозом ОНР 3 уровня.
Теоретическая значимость работы состоит изучении и систематиза-ции теоретических основ по подготовке к обучению грамоте дошкольни-ков с ОНР 3 уровня.
Практическая значимость работы состоит в проведении экспери-ментальной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей до-школьного возраста с ОНР 3 уровня.
Структура работы. Курсовая работа выполнена на 35 страницах, со-стоит из введения, двух глав (по 3 и 2 разделов соответственно), заключе-ния и списка литературы (26 наименований).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1. Понятие о готовности к обучению грамоте
Начало обучения грамоте (чтению и письму) – самый сложный этап в жизни ребенка, собирающегося поступать в школу. Эти трудности возни-кают как на психологическом, так и на физиологическом уровне, посколь-ку многие системы организма не в состоянии справиться с новыми нагруз-ками. Понятие готовности к чтению в дошкольном возрасте включает в се-бя созревание и развитие следующих очень важных элементов: грубая и мелкая моторика, пространственное и временное восприятие, ритм, двига-тельная координация, зрительное и пространственное восприятие, звуко-вой анализ и синтез, восприятие фонем. Дефицит всех этих компонентов может привести к тому, что дети дошкольного возраста будут неудовле-творены своими навыками грамотности.
Основная цель обучения грамоте – дать дошкольникам общее пред-ставление о звуковой системе языка и научить анализировать слова, например, определять порядок звуков в словах, роль звуковой модуляции, выявлять основные качественные характеристики звуков.
Важной предпосылкой для овладения речью (устной и письменной) является развитие моторики, общей и мелкой моторики, а также вербаль-ной моторики. Исследования П.Н. Анохина, В.М. Бехтерева, А.Н. Леонть-ева, А.Р. Лурия и других показали, что ручные манипуляции влияют на нейронную активность высшего порядка, в частности на развитие речи.
М.М. Кольцова обнаружила, что уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Она пришла к выводу, что "морфологическое и функциональное формирование языковых областей происходит под влия-нием двигательных стимулов, поступающих от рук" [13, 55].
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональном созревании коры головного мозга и психологической го-товности ребенка к обучению. Игры и упражнения, направленные на раз-витие мелкой моторики, являются одним из способов поддержания тонуса коры головного мозга и работоспособности. Во время таких игр у ребенка улучшается внимание, зрительная и моторная память [15, 18].
Формирование пространственных представлений важно и при обу-чении чтению и письму детей старшего дошкольного возраста. Это касает-ся не только пространственных представлений в целом, но и последова-тельности букв и звуков слов при письме и чтении.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нару-шений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 с.
2. Алексеева А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного воз-раста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью. – М., 2007. – 194 с.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
4. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. – М.: Сфера, 2006. – 64 с.
5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ Астрель Хранитель, 2007. – 319 с.
6. Бабина Г.В. Слоговая структура слова. Обследование и фор-мирование у детей с недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2005. – 96 с.
7. Безрукова О.А. Грамматика русской речи. – М., 2019. – 111 с.
8. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 112 с.
9. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Моза-ика-Синтез, 2009. – 96 с.
10. Горфункель П.Л. Роль зрительных представлений в формиро-вании элементарных навыков письма. – М., 1953. – 392 с.
11. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. – М., 1959. – 112 с.
12. Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
13. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Академия,1998. – 116 с.
14. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с наруше-ниями речи. М.: Просвещение, 2006. – 181 с.
15. Кулешова Л. Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практиче-ское пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2005. – 390 с.
16. Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей с недостатками речи. – М.: Медицина, 1961. – 112 с.
17. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. –М.: Учпед-гиз, 1941. –121 с.
18. Лестгаф П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Ди-рект– Медиа, 2013. – 398 с.
19. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.– 208 с.
20. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физ-культминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 309 с.
21. Орфинская В. К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов. – Л.: Советский писатель, 1963. – 295 с.
22. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоле-ние у младших школьников. – М.: Владос, 1995. – 256 с.
23. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1974. – 584 с.
24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с об-щим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Альфа, 1993. – 87 с.
25. Фомичева М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звуко-произношению. – М.: Академия, 2002. – 200 с.
26. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. – М.: ГНОМ И Д. 2008. – 184 с.