Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования связана с интересом к личности Святого Киприана Карфагенского.
Цель исследования – показать важность личности Святого Киприана Карфагенского на становление христианства на ранних этапах его распро-странения.
Св. Киприан Карфагенский принадлежит как к латинской, так и к гре-ческой патристике. Он жил в Латинской Африке, римской провинции, через Средиземное море от Италии, и писал на латыни, но его учение не содержало ничего специфически западного (такие черты появятся только у латинских отцов IV века) и было прежде всего положено в основу его богословской учение о экклезиологическом учении IV и последующих веков (несмотря на то, что его сочинения не были переведены на греческий язык).
Святитель Киприан родился и вырос в языческой семье. В зрелые го-ды, будучи еще язычником, он был очень успешным юристом. Легенды окружают его словесное искусство. В беседе, посвященной святителю Кипри-ану, святитель Григорий Богослов говорит: «Поскольку люди вообще пре-восходят животных даром языка, настолько Киприан превзошел других лю-дей в этом даре». Киприана, одной из его ранних картин была цитируемая «Разговор святого Григория», была несколько легендарной. - На востоке жизнь епископа Карфагенского соединилась с жизнью обращенного в хри-стианство колдуна - мученика Киприана (страдавшего вместе с Иустиной). Исторически два киприота — совершенно разные люди.
Только в 45 лет святой Киприан принял крещение, к которому гото-вился несколько лет. Уже на следующий год он был рукоположен во пресви-тера, а еще через год во епископа. Пострадал во время преследования импе-ратора Валериана. Поскольку римский гражданин не допускал других форм казни, он был казнен мечом 31 августа (по юлианскому календарю) 258 года. В нем исполнились слова одного из его писем: «Воины Бога и Христа не уби-ваются, а женятся» .
Святитель Киприан оставил 66 писем разного размера и 12 трактатов. Он также вдохновил, хотя и не был автором, постановлений Карфагенских соборов 250-х годов. Святитель Киприан всегда пишет — даже в, казалось бы, довольно теоретических трактатах — о практических вопросах церков-ного устройства. Это либо предписания конкретных действий, либо рассуж-дения о Церкви, но всегда необходимые для оправдания предлагаемых им действий. Мы не собираемся в св. Киприане для длительных дискуссий, например, о том, как Церковь относится к Ипостасям Святой Троицы. Его теологические творения полностью вписываются в область, которую мы те-перь называем экклезиологией, изучением того, как церковь организована на земле.
1. Учение Святого Киприана Карфагенского
Подобно Апологетам и Мужам Апостольским, святителю Киприану Созерцание Церковь есть богочеловеческий орган, живая жизнь Бога-Троицы:
«Христос молился Отцу за всех, говоря: не о них только молю, но и о верующих ради них во Меня. Поскольку вы здесь, вы здесь, где вы находитесь, где вы находитесь и где вы находитесь. Велика благость и любовь Божия в организации нашего спасения! Если он вам не понравится, он будет достав-лен вам. А если спросишь, то увидишь, чего он хотел: чтобы и мы остались в самом единстве (in ipsa unitate), в роде отца и сына одного существа» («О молитве Господней»
«В этом существе», а не в каком-то «подобном» или «подобном». В единстве, существующем между Отцом и Сыном, мы должны быть едины друг с другом как церковь.
Как не может быть другого Бога, так не может быть иной Церкви. Отсюда Ecclesia una et sola («Церковь едина»).
«Томуг, да ушел, кому Церковь не мать».
Св. Киприан все же церковь по сравнению с солнечным светом сквозь множество поместных церквей - что бывает в разных местах, но если бы не было ни единого солнца, то и света не было бы нигде. Это единственная цер-ковь среди множества местных построек.
Это сравнение солнца, доказывающего единство во множественности, стало популярным сравнением в триадологических трактатах (с 4 века), где оно относится к единству Святой Троицы. Это опять-таки сохраняло такое же внутреннее единство Церкви и единство Святой Троицы.
Святитель Киприан Карфагенский о единстве Церкви
Епископство и церковное единство по святителю Киприану Карфаген-скому
Учение св. Киприана о церковных встречах в сильной епископальной церкви идеала Христовой Церкви и безопасности единства. Единство церквей на земле есть единство иерархическое, оно соответствует иерархическому строению самих церквей.
Епископы – преемники апостолов, избранные Самим Господом и назначенные на эти должности предстоятелями и пастырями: «Апостолы же, то есть епископы и предстоятели, избраны Самим Господом.
Мысль о преемстве епископов от апостолов была раскрыта еще раньше св. Иринеем, но для него преемство епископов было историческим доводом в пользу подлинности церковного предания; Святитель Киприан переводит вопрос на чисто догматические основания и говорит о божествен-ном установлении преемственной иерархии в церкви: епископы являются преемниками апостолов не только в понимании, но и лично и именно по дару Святого Духа. Следовательно, епископ означает судить судом Бога и Христа.
Это значит не верить в Бога, это значит идти против Христа и против Его Евангелия. Достойны, конечно, того, что поставщик жрецов отомстил за них: Корей, Дафан и Авирон приняли наказание за богохульную дерзость; и все попытки нечестивых погубить божественный чин направлены против Бо-га. Этот назначенный епископ является саморекламным органом разделен-ной церкви; как было сказано, вся власть принадлежит ему. Вот почему на Кипре он неустанно говорит о послушании епископу: Нельзя поверить, что можно наследовать жизнь и спасение, не слушаясь епископов и священников. Послушание епископу необходимо для мира и непорочности Церкви:
«Если бы, по учению Божию, все братство должно было повиновать-ся ему, то он никогда не восстал бы против войска священников, ни по ника-кому божественному указу, ни по гласу народ, по суждению соархиереев, уже не сделал бы себя судьей - не епископа, а Бога, никто не разорвал бы Церковь, нарушив единство Христово; никто не стал бы раскалывать новую ересь вне Церкви ради себя и из высокомерия».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Афанасьев Н., протопресвитер. Церковные соборы и их проис-хождение. / Н. Афанасьев. – М., 2003. С. 120 – 167.
2) Киприан Карфагенский, священномученик. Письма: (К 1725-летию со дня кончины) // М. – БТ 26. 1985. – 221с.
3) Киприан Карфагенский, священномученик. Творения: Библиотека Отцов и учителей Церкви. – М.: Паломник. 1999. – 251с.
4) Иларион (Троицкий), архиепископ. Очерки из истории догмата о Церкви: Святые отцы и учители Церкви в исследованиях православных уче-ных. / Иларион (Троицкий). – Репринт издания 1912 г. – М.: Православный паломник, 1997. – 4 49 с.
5) Мейендорф И., протоиерей. Кафоличность Церкви. / И. Мейен-дорф. – Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. – 1972. – № 80.
6) Каноны или Книга Правил, святых Апостолов, святых Соборов, Вселенских и Поместных, и святых отцов. СПб., 2000.
7) Сагарда Н. Лекции по патрологии 1 – 4 веков. / Н. Сагарда. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. – 513 с.