Фрагмент для ознакомления
2
Тема курсовой работы является актуальной и ценной с практической точки зрения. Одной из важнейших гарантий, дарованных Конституцией РФ народу является право на образование. В настоящее время, когда общество динамично и стремительно развивается, образование ориентируется на реализацию не только личных потребностей, но и интересов государства. Если еще несколько лет назад образование, в том числе высшее финансировалось за счет средств из федерального бюджета, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Система образования в условиях катастрофической нехватки средств втягивается в систему рыночных отношений.
Отношения между образовательной организацией и лицом (лицами), желающими получить эту услугу с юридической точки зрения облекаются в договор возмездного оказания услуг. Однако в данном случае образовательная услуга является весьма специфичным товаром, который обуславливает особенности при заключении договора. Кроме того, договор об оказании платных образовательных услуг регулируется не только нормами Гражданского Кодекса, но и рядом федеральных законов, Правил и Постановлений. Несмотря на наличие обширной нормативной базы, регламентирующей данный вид договора, в данной области существуют некоторые сложности и пробелы.
Актуальность изучения данной темы курсовой работы заключается в возрастающей популярности договора об оказании платных образовательных услуг и возникновении в связи с этим множества вопросов и неточностей. Нами не акцентируется внимание на конкретной форме обучения, программе или ступени. Договор может действовать как в отношении несовершеннолетнего, так и в отношении лица, достигшего возраста 18 лет. Помимо этого, существуют некоторые противоречия в определении понятия «образовательной услуги» и ее характерных особенностей.
Исходя из того, что данная тема является весьма интересной и популярной, некоторые ученые посвящают ей свои труды, стараясь определить, что такое образовательная услуга, каковы ее особенности и иные вопросы, связанные с договорными отношениями. Так, например эти вопросом занимались Сырых В.М., Степанов Д.И., Малеина М.Н., Банслова В.Б. и многие другие. Арсентьева Н.А. в своей работе «Правовое регулирование платных образовательных услуг в условиях модернизации системы образования» раскрывает понятие и характеристики образовательной услуги, а так же проводит анализ ее правовой регламентации. Нами так же проанализировано действующее законодательство и рассмотрены многие вопросы, касающиеся договора и образовательной услуги, как предмета этого договора.
Объектом исследования является образовательная деятельность, а именно образовательная услуга, которая является предметом договора об оказании платных образовательных услуг.
Предметом изучения является договор об оказании платных образовательных услуг, заключаемый между организацией и обучаемым на территории РФ и законодательство, регулирующее его.
Цель курсовой работы состоит в проведении многоаспектного комплексного исследования договора платного оказания образовательных услуг, а именно понятие, предмет, стороны, содержание и форма соглашения, а так же ответственность сторон.
Исходя из установленной цели, поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы и трудов, определяющих содержание образовательных услуг как объекта гражданских прав.
2. Изучение понятия и сущности договора о платных образовательных услугах.
3. Изучение и анализ законодательства, регламентирующего порядок составления данного вида договора.
4. Рассмотреть порядок заключения, изменения условий и расторжения гражданско-правового договора в сфере образования.
5. Оценить положения закона, регламентирующие ответственность сторон по соглашению.
6. Изучив пробелы и противоречия в законодательстве, если такие есть и дать им собственную оценку, выдвинув свою точку зрения.
Методологической основой исследования являются как общенаучные, так частно-научные методы. Среди них наиболее используемыми являются методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, а так же системно-структурный метод. Кроме того, использовался формально юридический и сравнительный способы познания.
Структура: данная работа состоит из введения, двух глав (в первой главе два параграфа, во второй три параграфа), заключения и списка использованной литературы и интернет – ресурсов.
ГЛАВА I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
1.1 Структура нормативно-правового регулирования
В гражданском праве РФ в качестве объектов гражданских прав выступают не только объекты материального мира, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага, информация, но и услуги. Об этом свидетельствуют положения статьи 128 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ) [1, ст.128].
Для начала необходимо отметить, что такое услуга. В юридической науке сложилось мнение, что услуги, это специфичные объекты гражданских прав, они кардинально отличаются от товаров, вещей и работ. Услуги могут выступать только в качестве объекта относительных обязательственных правоотношений. Услуги не существуют как отдельные постоянно действующие объекты, что можно сказать об объектах материального мира. Обязательственное правоотношение, это правоотношение, в котором один участник (должник) совершает в пользу другого (кредитора) определенное действие, либо воздерживается от совершения этого действия. Кредитор вправе требовать от должника исполнения обязательства. Соответственно, услуга как предмет обязательства всегда должна быть исключительно активной. Вместе с тем, если услуга всегда является действие, то не каждое действие можно назвать услугами. Так, Степанов Д.И., Кудрявцев В.Н. считают, что услуга, это операция, то есть последовательность действий, которые сменяют друг друга и ориентируются на достижение определенной цели [9, с.213]. Услуга должна производиться и потребляться одновременно, исключений быть не должно.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
I. Законы, нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 г., // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598,
4. О защите прав потребителей: Федеральный Закон от 07.02.1992 года № 2300-1 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
5. Об утверждении Правил оказания платных услуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 года № 706 город Москва // Российская газета - Федеральный выпуск №6163 (187).
II. Книги, монографии, учебники и учебные пособия
6. Белозёров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг. Диссертация канд. юрид. наук. М., 2000. С 72. Режим доступа: HYPERLINK https://search.rsl.ru/ru/record/01000252846 свободный.
7. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017. Режим доступа: HYPERLINK https://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/gongalo_bm_grazhdanskoe_pravo_t2/ свободный.
8. Кудряшов А.В. Гражданско-правовые отношения в сфере образовательных услуг : диссертация канд. юрид. наук. М., 2008. С 69. Режим доступа: HYPERLINK https://www.dissercat.com/content/grazhdansko-pravovye-otnosheniya-v-sfere-obrazovatelnykh-uslug свободный.
9. Российское предпринимательское право : учебник / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М. : Норма, 2014. 349 с. Режим доступа: HYPERLINK https://search.rsl.ru/ru/record/01005108206 свободный.
III. Статьи, публикации
10. Арсентьева Н.А. Правовое регулирование платных образовательных услуг в условиях модернизации системы образования // Международный академический вестник. 2015. №4. С. 41. Режим доступа: HYPERLINK https://www.elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D24172567 свободный.
11. Белькова Е.Г., Живаева Я.В. Ответственность исполнителя по договору оказания образовательных услуг // Проблемы и перспективы современного права. № 1. 2015. С. 10-13. Режим доступа: HYPERLINK https://www.elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D23208255 свободный.
12. Блинкова Е. А. Проблемы правового регулирования договора возмездного оказания образовательных услуг / Е. А. Блинкова, А. А. Вишнякова // Вестник ВИЭПП. – 2021. – № 1. – С. 126-130. Режим доступа: HYPERLINK https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46566889 свободный.
13. Кива-Хамзина Ю.Л. Гражданско-правовой договор в сфере образовательных услуг: некоторые особенности правового регулирования // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. № 1(11). 2017. С. 61-64. Режим доступа: HYPERLINK https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29161811 свободный.
14. Лабурина Н.Ю. Особенности договора на оказание платных образовательных услуг по действующему законодательству и ответственность за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание платных образовательных услуг // Вестник магистратуры. 2016. № 12-4 (63). С. 220-222. Режим доступа: HYPERLINK https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-dogovora-na-okazanie-platnyh-obrazovatelnyh-uslug-po-deystvuyuschemu-zakonodatelstvu-i-otvetstvennost-za-neispolnenie свободный.
15. Муталиева Л.С., Маслова Ю.С. Актуальные проблемы правового регулирования договора оказания платных образовательных услуг // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2015. № 3 (28). С. 10–16. Режим доступа: HYPERLINK https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26694697 свободный.
16. Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права. 2016. № 3. С. 15–21. Режим доступа: HYPERLINK https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-deyatelnost-i-obrazovatelnye-uslugi-sootnoshenie-ponyatiy свободный.
17. Скалина А.Н. Правовые основы оказания образовательных услуг // Вестник Восточно-экономической гуманитарной академии. № 2(88). 2017. С. 92-102. Режим доступа: HYPERLINK https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29004371 свободный.