Фрагмент для ознакомления
2
В последнее время большое внимание в нашей стране стало уделяться вопросам патриотического воспитания, сохранения исторической памяти, бережного отношения к историческому наследию. Это вполне закономерно, поскольку краеугольным камнем современного российского образования является воспитание всесторонне развитой личности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» одним из основополагающих принципов государственной политики в сфере образования называет гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности. В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденной 29 мая 2015 года, помимо институциональных форм воспитания отмечается важность отдельных его направлений: гражданского и патриотического воспитания, формирование российской идентичности, развитие культуры межнационального общения, духовного и нравственного воспитания, приобщения детей к культурному наследию, формирования здорового образа жизни, трудового и экологического воспитания [34].
Одним из проявлений патриотических чувств человека является любовь к Родине, самоотверженность и готовность служить Родине, что неразрывно связано с привязанностью человека к Родине, языку, культуре и традициям народа.
В современном обществе человеку важно установить культурно-исторические связи со своей малой Родиной, с культурно-историческим наследием предков. Процесс формирования основ патриотизма и любви к Родине должен начинаться с раннего детства через осознание ребенком своей причастности ко всем основным событиям и процессам, происходящим на его Родине, через осознание своей значимости и неповторимости. Так у детей постепенно развивается чувство времени, чувство прошлого и преемственность между разными поколениями.
Основам патриотического воспитания посвящены работы многих исследователей. Среди них: К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С. Соловьев, И. Ильин и др. Во всех работах подчеркивается особая важность воспитания ребенка в любви к Родине, своему народу, родному языку, национальной культуре и ее традициям.
Теме патриотического воспитания посвящено немало исследований, но, несмотря на это, проблема патриотического воспитания, особенно младших школьников, актуальна и сегодня. В современном мире, который постоянно развивается, нельзя забывать о накопленном опыте, который постепенно забывают новые поколения. Воспитание чувства патриотизма должно начинаться с раннего детства, в начальных классах, причем патриотическое воспитание должно занимать центральное место в организации внеурочной деятельности.
В процессе организации урочной и внеурочной деятельности образовательных учреждений можно и нужно использовать разные формы организации обучения школьников (например, экскурсии, круглые столы и беседы на интересующие детей темы, научные кружки, различные спортивные и интеллектуальные секции, олимпиады и конкурсы, исследования и др.). Все эти формы отличаются от организационных форм обязательной образовательной системы, и этот фактор может заинтересовать учащихся и повлиять как на их мировоззрение, так и на воспитание патриотических чувств, гордости и уважения к Родине. Со временем постепенно начинает проявляться интерес к проблемам патриотического воспитания, с каждым годом растет интерес к истории своей Родины. Все вышеперечисленное обусловило актуальность выбранной темы исследования: «Патриотическое воспитание у младших школьников».
В условиях, когда законодатель ставит задачу сосредоточить усилия на патриотическом и духовно-нравственном воспитании детей и молодежи, важной проблемой становится отбор наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания, в том числе у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – выявить и описать формы и методы патриотического воспитания и экспериментально доказать их эффективность в формировании чувства патриотизма обучающихся начальной школы.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания у младших школьников.
Предмет исследования - формы и методы патриотического воспитания у младших школьников.
Гипотеза исследования – чувство патриотизма у младших школьников эффективно формируется в процессе внедрения во внеурочную деятельность младших школьников специальных программ и курсов по патриотическому воспитанию.
Задачами данного исследования. являются:
1) Проанализировать понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе;
2) Охарактеризовать патриотические качества младшего школьника;
3) Выявить направления, формы и методы патриотического воспитания школьников;
4) Организовать диагностическое тестирование младших школьников и их родителей по выявлению уровня патриотизма;
5) Разработать программу внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся 2-х классов.
6) Сформулировать методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников.
Методы исследования:
В исследовании были использованы теоретические, эмпирические и математические методы исследования. К теоретическим методам относятся анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, а также нормативно-правовой документации, отражающей проблемы патриотического воспитания младших школьников. Эмпирические методы включают в себя педагогическое наблюдение, анкетирование школьников и их родителей и основанный на них анализ результатов формирования патриотических чувств младших школьников в процессе и учебной и внеучебной деятельности. Математические методы были использованы при обработке результатов анкетирования.
Практическая значимость: разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов, а также студентами при прохождении педагогической практики.
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, состоящие из трех параграфов каждая, заключение и список использованной литературы.
2. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе
Чувство патриотического долга перед своей страной и Родиной является одним из важнейших качеств человека. В словаре С. И. Ожегова слово «патриот» трактуется как «человек, любящий свою Родину, преданный своему народу и жертвующий собой во имя своего народа, на благо своей страны» [28, с. 296].
Патриотическое воспитание направлено на формирование и воспитание достойных граждан общества и истинных патриотов своей страны, и эта деятельность включает в себя социальные, нравственные, целевые, функциональные, организационные и многие другие аспекты. Патриотическое воспитание многогранно и очень сложно, поэтому оно охватывает многие аспекты культурно-исторического развития общества, а также новые черты современного общества. Это образование объединяет самые разные поколения и включает социальные, политические, экономические, духовные и культурные аспекты.
По мнению видного педагога Г. Песталоцци, патриотическое воспитание формирует «добродетельный характер и понимающее отношение к людям», а воспитание чувства долга и ответственности, по его мнению, является основным направлением патриотического воспитания, которое должно начинаться с раннего детства [39].
К.Д. Ушинский писал в своих трудах, что патриотизм и патриотические чувства являются очень важным элементом в воспитании подрастающего поколения, а также являются одним из педагогических приемов, с помощью которых можно донести нужную информацию. Он писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к своей Родине, и эта любовь дает воспитанию надежный ключ к сердцу человека и крепкую опору в борьбе с его дурными природными, личностными, семейными наклонностями» [38, с. 160]
В.Г. Белинский считал, что одной из главных задач воспитания является воспитание у детей чувства Родины: «Всякий благородный человек глубоко сознает свое кровное родство, кровную связь с Родиной… Любить свою страну — значит страстно стремиться видеть в ней осуществление идеалов человечества и по возможности способствовать этому» [6, с. 25].
Одним из примеров патриотического воспитания является программа, разработанная Н.К. Крупской, которая впоследствии стали основой патриотического воспитания в истории советского государства. Сущность советского патриотизма основывалась на высокоразвитом чувстве долга перед Родиной и полном отказе от религии, что выражалось в сбалансированности форм, средств и методов патриотического воспитания с учетом возрастных и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа / Н.Г. Аверина // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 68–71.
2. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Айрис пресс. – 2002. – 212 с.
3. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: ВАКО, 2006. – 368 с.
4. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. – 2005. – №4. – С.23.
5. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской федерации. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/580629/ (Дата обращения: 15.04.2023).
6. Белинский, В.Г. О воспитании умственном и нравственном: посвящается родителям и наставникам / В.Г. Белинский; сост. А.Н. Сальников. – СПб.: Губинский, 1898. – 160 с.
7. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков: методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М.: АЙРИС ПРЕСС: АЙРИС дидактика, 2006. – 189 с.
8. Бех, И.Д. Концептуальные основы формирования у школьника личностных ценностей / И.Д. Бех // Воспитание патриотизма у детей и молодежи в современных социально-экономических условиях. Матер. отчетной научно-практической конференции. – К., 1999. – С. 4–8.
9. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. –М.: Энциклопедия, 2003. – 527 с.
10. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2014. – 464 с.
11. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Глав. ред. А.М. Прохоров. – Изд. 3- е. – М.: «Советская энциклопедия», 1975. – Т.19. – 648 с.
12. Бублик, Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. пособ. для. студ. пед. институтов / Л.А. Бублик. – М.: Просвещение, 1988. – 115 с.
13. Быков, А.А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе / А.А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – №5. – С.4–7.
14. Вырщиков, А.М, Кусмарцев, М.Б. Учет возрастных особенностей учащихся в процессе гражданского и патриотического становления: механизмы диагностики / А.М. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев // Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. – М.: Глобус, 2007. – 330 с.
15. Ефремова, В.Е., Буримская Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников как одно из приоритетных направлений воспитания учащихся / В.Е. Ефремова, Н.А. Буримская // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – №9. – С. 54–56.
16. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников / Г. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. – №8. – с. 17.
17. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н.А. Ивашкина. – М., 2008. – 24 с.
18. Исмаилов, Ш.И. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации / И.И. Исмаилов // Педагогика. – 2006. – №4. – С. 99–103.
19. Караковский, В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности –основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. – М.: Творческая педагогика, 1993. – 80 с.
20. Крупская, Н.К. Коммунистическое воспитание детей и подростков // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10-ти т. / Н.К. Крупская. – Т. 4. М.: АПН, 1959. – С. 237–249.
21. Лихачев, Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. – М.: Искусство, 2000. – 438 с.
22. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Российская академия государственной службы при Президенте РФ ИЦ «Москвоведение» / В.И. Лутовинов. – 2006. – № 5. – С. 52-59.
23. Мазыкина, Н.В., Монахов, А.Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков / Н.В. Мазыкина, А.Л. Монахов. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004. – 190 с.
24. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина: [Сборник] / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 301 с.
25. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников: Пособие для учителя / В.И. Максакова. – М.: Просвещение, 2005. – 254 с.
26. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников / Т.М. Маслова // Начальная школа. – 2007. – №4. – С. 11–12.
27. Мещанова, Л.Н. Особенности патриотического воспитания школьников: учебное пособие / Л.Н. Мещанова; ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», Ин-т искусств. – Саратов, 2016. – 59 с.
28. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
29. Омаров, О.Н. Внеурочная деятельность школьников как средство гражданско-патриотического воспитания / О.Н. Омаров // Кант. – 2020. – №3 (36). – С. 350.
30. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 348 с.
31. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / И.П. Подласый. М.: ВДАДОС, 2005. – 400 с.
32. Реан, А.А. Педагогика: Учебное пособие / А.А. Реан, Н.В. Бордовская. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005. – 304 с.
33. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.
34. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 996-р. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (Дата обращения: 15.05.2023).
35. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В.А. Сухомлинский. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979. – 396 с.
36. Титов, В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций. – М.: Приор, 2005. – 224 с.
37. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Издательство Академии наук РФ, 2000. – 461 с.
38. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Педагогические сочинения: В 6 т. – Т.2 – М.–Л., 1988. – 492 с.
39. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2005. – 516 с.
40. Юнусова, Э.А. Методические особенности воспитания у младших школьников патриотических чувств во внеклассной работе / Э.А. Юнусова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №1 (65). – С. 323–325.