Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся начальной ступени
1.1. Требования федерального государственного образовательного стандарта и программы по иностранному языку при обучении учащихся начальных классов монологическому высказыванию
Активная деятельность – это форма существования человека. Все, что совершает индивид, и есть проявление его активности в разных формах. Главной из них является речевая активность, и благодаря речевым действиям, человек может удовлетворять свои потребности, возникающие в процессе жизнедеятельности, а также развиваться в обществе, при этом индивиду важно быть во взаимодействия с другими его членами.
Исследователями детской речи (У. Пенфилд, Э. Леннеберг) было установлено, что способность к изучению иностранных языков с возрастом понижается. Наиболее активно она проявляется в первые годы жизни, а потом к 10-12 годам уровень несколько снижается.
Умение поддержать беседу предполагает освоение устной речи на иностранном языке, а именно создание навыка говорения. Язык, как средство речевой активности, обеспечивает коммуникацию между обучающимися. Одной из ведущих форм речевого общения является монологическая речь. Развитие у школьников способности реализовать устное общение на английском языке в различных ситуациях является главной особенностью обучения говорению.
Каждый человек в процессе устной речи может быть, как слушателем, так и говорящим. В данном случае речь будет иметь ряд логических высказываний по содержанию и последовательных речевых образцов, которое объединены в диалогические единства. Таким образом, монологической речью считается восприятие ее слушателем в устной или письменной форме, а диалогическую форму приобретает при обсуждении [Ахматова, С. 15].
В диалогической речи люди обмениваются высказываниями в определенной последовательности, придавая им эмоциональную окраску и смысловой контекст, опираясь на предыдущие реплики собеседника, тем самым реализуя речевые намерения.
Монологическое высказывание считается индивидуальным и имеет характерные черты, но оно всегда зависит от структуры, созданной человеком. Оно связано с личностью говорящего и имеет определенный темп, а также с общей деятельностью человека и его коммуникативным мышлением.
Важной частью отечественной науки является сопоставление диалога как формы речевого общения с монологом. Л.П. Якубинский утверждал, что монолог и диалог при общении не могут существовать по отдельности, они создают последовательность переходных явлений, чередуясь между собой. Например, диалогическая речь выступает в соединении с монологической в формате письменного общения. Или при беседе в неформальной обстановке, когда разговор имеет медленный темп и разнообразие речевых образцов.
Диалог представляет собой быстрый обмен высказываниями на обыденные или деловые темы, обмен информации происходит вне структурированной последовательности высказывания суждений. Но при этом, для монолога в этом случае будет характерно более длительное и логическое высказывание, построение речевых оборотов. Также есть ряд промежуточных упражнений, где диалог может перейти в обмен монологами, например, при рассказе о впечатлениях от путешествия.
Для получения полноценного связанного между собой по смыслу монологического высказывания, важно соединить предложения между собой, опираясь на определенные грамматические, лексические и стилистические нормы английского языка. Исходя из этого, монолог строится на сильных коммуникативных признаках независимых предложений.
По мнению Н.Д. Гальсковой, монологическая устная речь – это один из типов деятельности, к которому ученики подготовлены за счет школьного опыта. Характерно чертой диалога является использование вербальной информации, но для монолога, как развернутого вида речевой деятельности, это не востребовано [Гальскова, С. 61].
Монологическая речь включает в себя множество функций и особенностей. Е.И. Пассов рассмотрел и выделил ряд основных характеристик монологической речи:
1. Смысловое структурирование то, что выявляется при развитии ключевой цели, доносящей информацию. При обучении важно понимать, как раскрываются закономерности суждения.
2. Безостановочный вид высказывания. Когда оно состоит из сверхфразового единства ограниченного объема. Этот признак изображает как человек настроен психологически, а также умение структурировать мысли за ограниченное время [Пассов, С. 25].
3. Логическое законченной сообщения.
В процессе обучения в начальной школе закладывается фундамент общения на иностранном языке в письменной и в устной форме. При проведении уроков иностранного языка часть учебного времени тратится на формирование грамматических, лексических, произносительных, графических, орфографических навыков. Специальные исследования показали, что успешность формирования лексических навыков в начальной школе может быть различными в зависимости от того какая используется технология обучения.
В тоже время, изучение английского языка в начальной школе является многогранным. Освоение этого предмета помогает и в освоении других предметов гуманитарного профиля, при этом учебный процесс становится более интересным. Самое главное преимущество при изучении иностранного языка является компетентно общаться, грамотно и правильно формировать свою речь.
Если учитель будет обучать этому детей с самых первых лет обучения в начальной школе, то это пойдет им только на пользу.
Обучение младших школьников иностранному языку обладает своими особенностями. При обучении детей разговорной речи педагог в первую очередь должен использовать игровые приемы. Ведь игра, которую учитель организует для детей на уроке, всегда имеет мотив и цель. Для того, чтобы мотивировать детей используя иностранный язык на уроке можно использовать персонаж (игрушка, кукла), которая будет сопровождать детей весь учебный год.
Для того, чтобы уроки иностранного языка стали более плодотворными, необходимо чтобы новый материал для детей был интересным, тогда они будут эффективно усваивать и запоминать изучаемый материал. Ведь школьники младшей школы очень коммуникабельны и впечатлительны. Если учитель применяет на уроке элементы новизны, использует современные технологии — это привлекает детей и оставляет в его памяти эмоциональное впечатление. Учебный материал, который преподносится детям в такой форме, лучше запоминается.
Младший школьный возраст привлекает к себе огромные возможности, для того чтобы познать окружающий мир, в том числе и средствами иностранного языка.
Изучение иностранного лучше всего осуществляется в возрасте 7-11 лет, когда дети уже достаточно хорошо используют родной язык. У обучающихся такого возраста быстрое запоминание и более гибкое изучение языкового материала, отсутствует языковой барьер. Используя игровую деятельность на уроках в начальных классах, которая наиболее распространена на ранней ступени обучения, делает коммуникативно-ценными практически все языковые единицы [Беляева, С. 104].
На начальном этапе обучения является самым важным преподавание иностранному языку, так как именно на этом этапе обучения необходимо изучить систему операций, которые необходимы для благополучной работы на последующих этапах. На первом месте задача по формированию положительного отношения к изучению нового языка, к людям, которые говорят на этом языке и их культуре.
В школьной программе определено основное содержание раннего обучения иностранному языку. На таком этапе дети должны овладеть основными произносительными навыками, овладеть лексическим материалом, навыками техники чтения и письма.
При осуществлении освоения иностранных языков очень важна сама организация процесса обучения. При организации обучения иностранного языка в начальных классах — это обучение нужно построить так, чтобы найти возможность заинтересовать детей и не отбить у них желание изучать новый для них язык. Необходимо уточнить продолжительность и частоту занятий, структуру построения урока, психофизиологические особенности детей младшего возраста, взаимопонимание учителя и учеников.
Для становлений умений монологической речи у младших школьников наиважнейшим является того, что свою позицию, свое отношение, свое уникальное знание он может передать с помощью нескольких фраз, а не с помощью жеста или восклицания, и таким образом, стать понятнее и интереснее для окружающих. Постепенно мы формируем мотивацию к устной речевой деятельности, имеющую следующие характеристики: познавательную, личностно-ориентированную, информационную, коммуникативную и побудительную [Габеева, С. 42].
Содержательно и процессуально обучение иноязычной монологической речи в начальной школе должно быть сонаправлено такому обучению на родном языке. Коммуникативное развитие школьников 1–2 класса характеризуется становлением тематического, контекстного типа речи, отличного от ситуативной речи, которая являлась характерным типом речи предыдущего, дошкольного периода развития [Зимняя, С. 37]. Доказано, что развитие контекстной устной речи у детей 7–8 лет идет с большой задержкой, с большими сложностями в становлении, если отсутствует специальное обучение данному типу речи [Бубнова, С. 9]. Задержка в коммуникативном развитии приводит неизбежно к пробуксовке в когнитивном развитии и общем личностном развитии ребенка. Иноязычное начальное образование предоставляет равные для коммуникативного развития ребенка возможности, но, по сравнению с родным языком, в пределах меньшего количества часов по программе обучения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 811 с.
2. Абубикирова Р.Р. Понятие и особенности обучения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку / Р. Р. Абубикирова, А. В. Борисов // VII Авдеевские чтения: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников, Пенза, 17 апреля 2019 года / Под редакцией Ю.А. Шурыгиной. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2019. – С. 191-193.
3. Ахматова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахматова. Москва: Советская энциклопедия, 1966. – 1204 с.
4. Беляева Е. Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе / Е. Б. Беляева // Современная школа. -2010. - № 3 (5). -С. 104- 109
5. Бубнова И.А. Обучение устной монологической речи младших школьников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 . – Санкт-Петербург, 2009. – 124с.
6. Габеева К.А. Развитие умений монологической речи на иностранном языке в основной школе / К.А. Габеева // Иностранные языки в школе. – 2017. — № 12. – С. 41–45
7. Гак В.Г. Языковые преобразования: Некоторые аспекты лингвистической науки в конце XX века. От ситуации к высказыванию / В.Г. Гак. – Москва: ЛИБРОКОМ, 2009. – 368 с.
8. Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. - Москва: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
9. Гальсков, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2006. – 325 с.
10. Егорова Л. О. Использование опор как средство обучения монологической речи на уроках иностранного языка / Л. О. Егорова, С. В. Иванова // Теория и практика современной науки : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Минск, 29 октября 2019 года. – Минск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. – С. 87-92.
11. Жумагулова Н. С. О некоторых проблемах обучения монологической речи на иностранном языке / Н. С. Жумагулова, Л. А. Ахриева, Е. В. Жумагулова // Вестник Омского регионального института. – 2019. – № 1. – С. 175-180.
12. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – Москва: Московский психологосоциальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 642 с.
13. Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса / Г.А. Золотова. – Москва: Наука, 1988. – 440 с.
14. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка / И.П. Иванова, В.В. Бурлакова, Г.Г. Почепцов. – Москва: Высш. школа, 1981. – 285 с.
15. Каменский А. И. Краткий курс методики преподавания английского языка как иностранного (на английском языке) : учеб. пособие / А. И. Каменский. - 4-е изд., испр. и доп. - Евпатория : КФУ, 2019. – 602 с.
16. Каменский А. И. Основы интенсификации обучения иностранным языкам : [учеб. пособ. для студ. филол. спец.] / А. И. Каменский. - [5-е изд., стереот.]. - Евпатория : ЕИСН КФУ, 2019. – 422 с.
17. Кодификатор метапредметных результатов обучения. Начальное общее образование. Составлен на основе требований к метапредметным результатам обучения освоения программы НОО, Примерной образовательной программы начального общего образования [электрон. текстовые данные]. – Режим доступа: http://gboy23.minobr63.ru/wpcontent/uploads/2016/03/metapredm-kodifikator.pdf
18. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А. В. Конышева. – Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 524 с.
19. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - Москва: Смысл, Академия, 1999. - 288 с.
20. Луканичева М. А. Обучение монологической речи на иностранном языке в начальной школе / М. А. Луканичева // Студенческий Universum : Сборник тезисов VII Международного научного диспута магистрантов, Коломна, 01 января – 31 2021 года / Под общей редакцией И.И. Саламатиной. Том Выпуск VII. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2021. – С. 108-111.
21. Матюхина М. В. Психология младшего школьника / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. П. Патрина. - Москва: Просвещение, 1976. - 208 с.
22. Никитенко З.Н. Как обеспечить коммуникативное развитие младшего школьника при овладении иностранным языком в начальной школе / З.Н Никитенко // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 8. – С. 11–17.
23. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - Москва: Просвещение, 1991. – 325 с.
24. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: пособие для учителей / С.И. Пассов. - Москва: Лексис, 2003. – 136 с.
25. Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - Москва: Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.
26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - Москва: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.
27. Примерная основная образовательная программа НОО [электрон. текстовые данные]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programmanachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/
28. Салмина Н. Г. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах / Н. Г. Салмина, О. Г. Филимонова. - Москва: МГППУ, 2002. - 71 с.
29. Селезнева О.Н. Дифференциация средств выражения будущего времени в современном английском языке: Дис. … канд. филол. наук. - Тверь, 2015. - 171 с.
30. Селезнева О.Н. Философское и грамматическое понятие времени, асимметричность временной системы английского языка / О.Н. Селезнева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 1. - C 388-391.
31. Сергеева Н. Н. Классификация мотивов к изучению иностранного языка / Н. Н. Сергеева, С. В. Угрюмова // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 3. - С. 114-119.
32. Сурова Н. В. Развитие умений и навыков устной речи на уроках английского языка в начальной школе / Н. В. Сурова // Жизненно важные навыки 21 века: новые подходы к иноязычному образованию и переводу : Материалы II международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Борисовой Людмилы Михайловны, Коломна, 03–04 декабря 2020 года. Том Выпуск 2. Часть 1. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2020. – С. 55-60.
33. Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. Л.: Наука, 1990. 264 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издание 6. – М.: Просвещение, 2018
35. Филатов В.М., Филатова Г.Е. Раннее обучение иностранным языкам: Книга для учителя. Ч. 1 / Под общей ред. В.М. Филатова. - Ростов-на-Дону: АНИОН, 1996. – 258 с.
36. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С.Ф. Шатилов: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностранный язык». 2-е изд. дора- бот. - Москва: Просвещение, 1986. – 128 с.
37. Широкова Е. Н. Темпоральный код языка и его эмотивный субкод / Е.Н. Широкова. - Н. - Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2010. - 189 с.
38. Cambridge English Qualifications. PreA1 Starters [электрон. текстовые данные]. – Режим доступа: https://www.cambridgeenglish.org/exams-and-tests/starters/test-format