Фрагмент для ознакомления
2
Понятие успешность образовано от понятия успех, который всегда соот-носится с достижением конкретной цели. Так, с точки зрения одной цели одно и то же действие может быть успешным, с точки зрения другой – неуспешным, с точки зрения третей цели – действие может характеризоваться как нейтральное (безразличное) [9].
Поскольку ведущей деятельностью студентов является учебно-профессиональная деятельность, то рассмотрим понятие учебной успешности.
Успешность обучения – это умение учащегося достигать больших резуль-татов при меньших затратах сил и времени.
Структуру успешности учебной деятельности составляют деятельностно – практический, психологический и аксиологический компоненты.
Деятельностно – практический компонент связан с достижением личност-но значимых целей обучения, которые могут существенно различаться у сту-дентов. Но они связаны с формализованными показателями, в деятельности по их достижению реализуются познавательная активность, самостоятельность, креативность, рефлексия.
Психологический компонент отражает субъективную удовлетворённость, которая может проявляться как результат соотнесения своих достижений с за-траченными ресурсами на достижение результата, с ожидаемым результатом, с достижениями других людей и т.п.
Аксиологический компонент характеризуется ценностным отношением к учебной деятельности, предполагая соотнесение результатов учебной деятель-ности с путями достижения успеха, их нравственную оценку [18].
Определяющими характеристиками понятия «успешный» или неотъемле-мыми качествами успешного обучающегося выступают [7]:
– осведомленность, то есть обладание обширными сведениями и знаниями по учебным предметам;
– компетентность – выраженная способность применять знания, соответ-ственно им подходить к решению проблем;
– способности – индивидуально-личностные свойства, обуславливающие возможность качественного осуществления определенного рода деятельности;
– мотивированность непосредственно самим результатом учебной дея-тельности, вовлеченность в данную деятельность;
– целеустремленность – активная направленность личности на достижение намеченных целей;
– успеваемость, то есть соответствие результатов учебной деятельности обучающегося требованиям действующих образовательных стандартов, учеб-ных планов и программ;
– ответственность, характеризующая положительное и сознательное от-ношение обучающегося к учению, осуществление им контроля за собственной учебной деятельностью.
Выделяют социологические, педагогические и психологические факторы успешности учебной деятельности.
К социологическим факторам относится влияние культуры, социальных институтов и групп. Например, культура может признавать в качестве ведущей ценности материальный достаток, что будет определять общественную обес-цненность учебных достижений.
Социокультурная среда территории, где обучается субъект может или предоставлять возможность совершенствования своих знаний или препятство-вать этому. Само образовательное учреждение, класс или группа также могут быть ресурсом или ограничителем формирования ценностей учебных достиже-ний. Семья играет значительную роль в формировании успешности в учебной деятельности субъекта, особенно система ценностных ориентаций в семья [4].
Педагогические факторы успешности учебной деятельности:
- комфортная социальная среда, способствующая проявлению высокого уровня познавательной активности, самостоятельности, креативности и рефлек-сии учащегося;
- развитие личности учащегося посредством включения его в образова-тельный процесс как субъекта, ответственного за результаты своего личностно-го становления и интеллектуального развития [6].
Наличие интенций – намерений к выполнению того или иного действия – существенным образом предопределяет ход мотивационной реализации и соб-ственно ее особенностей. Наряду с наличием или отсутствием интенции суще-ственным также является восприятие ее источника. Исходя из этого выделяют два типа учебной мотивации: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя мотивация сопровождается внешним локусом каузальности, т.е. причины, детерминирующие поведение человека, рассматриваются как находя-щиеся вне его. Таким образом, личность, оценивая и интерпретируя концепту-альные аспекты своего поведения, отталкивается от внешней причинности. Внешняя мотивация нередко блокирует творческий подход к действительности, провоцируя стереотипность поведения.
Детерминация посредством внутренней мотивации предполагает действие инициирующих и регулирующих мотивационных факторов изнутри Я. Такая детерминанта связана с внутренним локусом каузальности, т.е. причины, обу-славливающие поведение и, соответственно, особенности мотивационной реали-зации личности, относятся к самой личности. Таким образом, внутреннюю мо-тивацию можно определить, как свободное участие в учебной деятельности при отсутствии внешних требований и подкреплений. Внутренняя мотивация не ос-новывается на влечениях, но предполагает, что ее энергия является внутренней относительно природы организма [15].
В успешности учебной деятельно учащихся ведущую роль играют лич-ностные факторы: познавательная активность, самооценка своих учебных воз-можностей, уровень интеллекта, исполнительность, дисциплинированность, са-моконтроль [2].
Учебная активность, мотивация, личностные характеристики учащегося, выступая в качестве фактора формирования адаптивных установок, определяют результативность и эффективность деятельности, а также ее успешность. Лич-ностные характеристики и развитые адаптационные возможности позволяют успешно осуществлять учебную деятельности и иметь высокие академические результаты. Ведущим фактором успешности учебной деятельности студента яв-ляется позиция, занятая личностью по отношению к учебной, т.е. актуальной для нее деятельности и к профессиональной, т.е. перспективной деятельности. Личность студента развивается при наличии учебно-профессиональной ведущей деятельности, а само развитие предполагает переходный период от самоопреде-ления до прояснения специфики профессии, становления образа Я профессио-нала.
1.2. Психологические типы личности
В психологии категория «личность» относится к числу базовых понятий . Личность (personaliti; от лат. persona –маска актера; роль, положение; лицо) – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процес-се совместной деятельности и общения [16].
В основном, личность понимается как интегрированная совокупность психических свойств, при наличии которых человек обретает сознание и само-сознание (чувство - Я), становится субъектом деятельности и партнером соци-альных взаимодействий.
Важнейшим компонентом психологического склада личности является ее характер. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк Г. Как измерить личность / Г. Айзен, Г. Вильсон. Пер. с англ. – М.: "Когито-центр", 2000. – 281с.
2. Габай Т.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Т.Ф. Габай. – М., 2003. – 156 с.
3. Гайирбекова Д.Г. Интроверты и экстраверты / Д.Г. Гайирбекова // Мировая наука. – 2020. – № 2(35). – С. 42-44.
4. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис... д-ра психол. наук / Т. О. Гордеева. ‒ М., 2013. ‒ 444с.
5. Государев Н.А. Психодиагностика. Методологии и методики исследования психологических типов: учебное пособие / Н.А. Государев. – М.: Ось-89, 2009. – 141с.
6. Дубровина И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.
7. Канашевич Т.Н. Общая характеристика понятия «учебная успешность» обучающихся / Т.Н. Канашевич, В.Н. Синькевич // Непрерывная система образования "Школа - Университет". Инновации и перспективы: сборник статей ІІІ Международной научно-практической конференции, Минск, 31 октября – 1 ноября 2019 г. / Белорусский национальный технический университет; редкол.: О. К. Гусев [и др.]. – 2019. – С. 107-109.
8. Коверец Е.С. Профессионально-познавательная активность студентов / Е.С. Коверец // Социальная психология здоровья и современные информационные технологии : сб. науч. ст. ‒ Брест: БрГУ, 2019. ‒ С. 56‒62.
9. Кузнецов Ю.Ф. Деятельности подход к учению и основные категории педагогики / Кузнецов Ю.Ф // Народное образование. Педагогика. 2006. – №6. – С. 21–35.
10. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544с.
11. Макарова В.Ф. Психологическая характеристика экстравертов и интровертов. В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Т.А. Василенко. – 2019. – С. 38-39.
12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 582с.
13. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: КноРус, 2020. – 631с.
14. Псядло Э.М. Темперамент и характер в истории медицины и психологии: учебно-справочное пособие. – Изд. 4-е, доп. / Э.М. Псядло – Одесса: Феникс, 2019. – 394 с.
15. Реан А.А. Психология личности / А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2016. – 286 с.
16. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙН-ЕВРО-ЗНАК, 2009. – 486с.
17. Чилимская А.А. Интроверты и экстраверты: заблуждения об особенностях психотипа. В сборнике: Актуальные вопросы науки и практики: сборник научных трудов по материалам XXIX Международной научно-практической конференции. – Анапа, 2021. – С. 70-73.
18. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов / М.Р. Шабалина: дис. … канд. пед. наук. – М., 2009. – 229 с.
19. Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2014. – 256 с.
20. Юнг К.Г. Отношения между эго и бессознательным / К.Г. Юнг. Пер. с нем. – М.: АСТ, 2021. – 320 с.