Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года "О системе государственной службы РФ" (ст.18.1) и ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ) (п.2 ст.2) позволяют иностранцам служить на военной службе по контракту и в соответствии с федеральным законом.
В отличие от граждан России, иностранцы по Конституции РФ не обязаны защищать свою Родину. Однако прохождение военной службы как особого вида федеральной государственной службы, осуществляемой в публичных интересах, то есть в интересах российского государства, позволяет отнести такую деятельность к выполнению конституционно значимых функций.
Возможность поступления иностранцев на военную службу по контракту в РФ была установлена законодательством, связанным с принятием Федерального закона № 141-ФЗ от 11 ноября 2003 года "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ".
Предусматривая возможность призыва иностранцев на военную службу, российское законодательство не препятствовало иностранцам проходить военную службу в пограничных частях, которые относятся к другим частям в соответствии с п.1 ст.2 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ в редакции Федерального закона № 141-ФЗ от 11 ноября 2003 года.
Однако задача по защите и охране государственной границы в настоящее время решается Федеральной службой безопасности РФ в пределах ее компетенции в структуру которой входят пограничные органы. Упоминание же о пограничных войсках исключено из законодательства РФ, в том числе п.1 ст.2 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ, Федеральным законом от 7 марта 2005 года № 15-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам военной службы иностранных граждан и лиц с двойным гражданством", п.1 ст.2 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ, иностранные граждане могут проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях только на контрактной основе. Закон устанавливает правило, согласно которому иностранный гражданин может проходить.
Таким образом, достаточно долгое время военная служба иностранцев в сфере защиты и охраны государственных границ не была прямо урегулирована федеральным законом.
Однако Соглашение между РФ и Республикой Армения, как исключение из указанных правовых норм, предусматривает возможность оформления граждан Республики Армения на военную службу по контракту в пограничных подразделениях РФ на территории Республики Армения в соответствии с законодательством РФ (статья 3).
Таким образом, ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ с достаточной определенностью и в системной связи с нормами международного права регулирует отношения, связанные с обеспечением жильем лиц, проходящих военную службу, являющихся одновременно гражданами РФ и других государств. Вместе с тем, в действующей системе правового регулирования остается нерешенным вопрос о праве на обеспечение жильем военнослужащих, начавших военную службу в качестве иностранных граждан и продолживших или завершивших службу в качестве граждан РФ.
Неоднозначность оспариваемой нормы не позволяет данной категории граждан рассчитывать на признание добросовестной военной службы в интересах российского государства, в том числе в виде предоставления определенных социальных гарантий военнослужащим, являющимся гражданами РФ.
Разумно предвидеть последствия их поведения при прохождении военной службы в РФ гражданами другого государства.
3.Анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 18.10.2022 № 44-П
Благодаря разъяснению Конституционного суда РФ будет четко определено, засчитывается ли период военной службы иностранного гражданина, впоследствии сменившего российское гражданство, в состав Вооруженных Сил РФ для целей жилищного обеспечения.
Конституционный суд РФ фактически выходит за рамки понятия гражданства, распространяя нормы социального обеспечения на иностранцев, которые служили в вооруженных силах на равных условиях, перенося все тяготы и лишения на благо РФ.
Постановление Конституционного суда РФ не меняет существующую правовую конструкцию и не решает проблему заявителя. Это связано с тем, что неясно, как законодатель будет реализовывать формулировку Конституционного суда и как будет исчисляться общий срок службы военных мигрантов, получивших российское гражданство.
18 октября Конституционный суд принял Постановление № 44-П/2022, порядок и условия предоставления гарантий в жилищной сфере гражданам РФ, проходившим военную службу по контракту, являвшимся гражданами другого государства в течение определенного срока и не прошедшим военную службу, необходимую для предоставления этих гарантий, без учета этого срока, абз.12 п.1 ст.15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ был признан неконституционным, так как не дает четкого решения по поводу
Военная служба до получения российского гражданства не засчитывается в жилищный стаж.
С 1 июня 2005 года по 19 августа 2019 года Артур Степанян, гражданин Республики Армения, проходил военную службу в пограничных органах РФ в Армении. В 2019 году он приобрел российское гражданство.
7 февраля 2020 года в связи с получением гражданства и предстоящим увольнением Артур Степанян подал заявление в жилищную комиссию воинской части по месту прохождения военной службы о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному месту жительства в Москве (Зеленограде) была подана, но в ее удовлетворении было отказано.
Военно-жилищная комиссия пришла к выводу, что срок военной службы Степаняна после получения гражданства составляет менее одного года и что период его военной службы в Пограничной федеральной службе безопасности в качестве гражданина Республики Армения не может быть учтен для предоставления жилья в соответствии с абз.12 п.1 ст.15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ.
Впоследствии он был уволен в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Артур Степанян обратился в военный суд 5-го гарнизона с административным иском об оспаривании действий командира и решения жилищной комиссии воинской части об отказе в постановке его и его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом для постоянного проживания по избранному месту жительства.
Суд отклонил это, но в то же время установил, что заявитель не был обеспечен жильем как в России, так и в Республике Армения. Высокий суд оставил это решение в силе. Апелляция отклонила решение судьи, а заместитель председателя Верховного суда не нашел причин согласиться с этим решением.
Конституционный суд обнаружил пробелы в законодательстве
Артур Степанян обратился в Конституционный суд РФ.
Он утверждал, что абз.12 п.1 ст.15 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ не учитывает продолжительность военной службы в целом для российских граждан, нуждающихся в жилье в связи с увольнением с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или по специальным организационным мероприятиям общей продолжительностью 10 лет и более, в рамках действующей системы правового регулирования, поскольку не соответствует Конституции, так как не обеспечивает жилищную гарантию.
Изучив материалы дела, КС РФ считает, что основанием для решения вопроса о предоставлении жилищной гарантии, обеспеченной военной службой гражданина РФ, проходившего военную службу по контракту, который на определенный период своей военной службы является гражданином другого государства и не имеет необходимого срока военной службы для обеспечения такой гарантии, если этот срок не учитывается выразил мнение, что данное правовое положение подлежит рассмотрению постольку, поскольку.
КС РФ подтвердил, что военная служба иностранцев по защите и охране государственных границ уже давно прямо не предусмотрена в законодательстве о воинской обязанности и военной службе.
Однако между РФ и Республикой Армения о порядке призыва и прохождения военной службы гражданами Армении в российских пограничных частях, расположенных на территории Армении, заключено в соответствии с "Соглашением между РФ и Республикой Армения о статусе российских пограничных частей, расположенных в Республике Армения, и условиях их функционирования". Соглашение Республики предусматривает, что граждане Армении в порядке исключения могут поступать на военную службу по контракту в российские пограничные части, расположенные на территории Армении.
Таким образом, согласно Соглашению, в системной связи с российским законодательством, граждане Армении сохраняют возможность прохождения военной службы в пограничных органах ФСБ даже после изменений в российском законодательстве. В соответствии со ст.5 Соглашения порядок прохождения военной службы гражданами Армении, состоящими на учете для прохождения военной службы по контракту и призыву в пограничных подразделениях РФ, расположенных на территории Армении, определяется законодательством РФ.
При этом они имеют те же права и обязанности, что и российские военнослужащие. В то же время ст.6 и другие статьи Соглашения уточняют правовой статус этого вида военнослужащих, и на них распространяется российское законодательство о военной службе лишь в той мере, в какой иное не предусмотрено Договором и Соглашением между РФ и Республикой Армения о статусе пограничных подразделений РФ в Армении.
В соответствии со ст.9 Договора военная служба в пограничных подразделениях РФ засчитывается гражданам Армении как военная служба в вооруженных силах Республики Армения и дает им и членам их семей права и льготы, предусмотренные законодательством Республики Армения. Страховое, пенсионное и жилищное обеспечение данной категории военнослужащих осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Армения.
Таким образом, КС РФ отметил, что законодательство о военной службе и статусе военнослужащих с достаточной определенностью, в системной взаимосвязи с нормами международного права, регулирует отношения, связанные с обеспечением жильем военнослужащих, являющихся гражданами как России, так и других государств.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 22. - Ст. 2331.
4. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. - Ст.3032
5. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 24.09.2022) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 13. - Ст.1475
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.10.2022 № 44-П "По делу о проверке конституционности абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина А.А. Степаняна" // Собрание законодательства РФ. – 2022. - № 44. - Ст.7654
II. Литература:
7. Кинашенко И.А., Корякин В.М. Конституционный Суд Российской Федерации восстановил жилищные права детей, родившихся после смерти военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2022. № 2. С. 42 - 50.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
9. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
10. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
11. Комкова, Г. Н. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 449 с.
12. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
13. Набиев А.С. О некоторых проблемных вопросах, возникающих при реализации прав участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2022. № 8. С. 54 - 58.
14. Нидер С.А. Дифференциация жилищных прав военнослужащих в зависимости от доступной им в соответствии с законодательством формы их реализации // Право в Вооруженных Силах. 2020. № 4. С. 23 - 29.
15. Нидер С.А. Проблемы реализации конституционных гарантий права на жилище военнослужащим - участником накопительно-ипотечной системы при признании его арбитражным судом несостоятельным (банкротом) // Право в Вооруженных Силах. 2020. № 11. С. 27 - 36.
16. Нидер С.А. Конституционное право на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации: проблемы правопонимания, толкования и реализации // Право в Вооруженных Силах. 2019. № 12. С. 39 - 44.
17. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 527 с.
18. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 256 с.
19. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020.
20. Чашин, А. Н. Конституционное право РФ : учебное пособие для вузов / А. Н. Чашин. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 262 с.