Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы социальной адаптации подростков с асоциальным поведением
1.1. Подростки с асоциальным поведением как объект социальной работы
Стоит отметить, что одним из самых сложных и противоречивых периодов в формировании психологической составляющей человека является именно подростковый возраст - этап, на котором происходит процесс формирования характера, обособления от взрослых, развитие чувства независимости. Данные особенности взросления могут сопровождаться различными негативными реакциями, поступками, выходящими за рамки принятых норм в обществе. В связи с этим подростки нуждаются в социальном сопровождении и поддержке. [1, 110 c.]
По мнению Д.И. Фельдштейна - подростковый возраст рассматривается как переходный, кризисный период, связанный с перестройкой личности на телесном, психологической и социальном уровнях. Данные изменения наблюдаются не только в психологической составляющей подростка, но и заметные на физическом и физиологическом уровне.
По мнению Л.С. Выготского, подростковый возраст – это период открытия своего Я, со одной стороны, и возраст оформления мировоззрения, отношения к миру – с другой. Подчеркивается важность необходимости налаживания положительного коммуникационного механизма среди своих сверстников.
По мнению А.А. Реана – значительное влияние к адаптации в данном возрасте оказывает мотивация. У подростков мотивы поступков носят ситуативный, поверхностных характер, они затрудняются установить связь между поступками и своими личностными качествами.
По мнению Е.В. Змановская - типология асоциального поведения должна строиться на основе вида нарушаемой нормы и негативных последствий. В результате выделяются:
– антисоциальное (делинквентное) поведение, противоречащее
правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию
окружающих людей;
– асоциальное поведение, противоречащее моральнонравственным нормам общества, угрожающее благополучию
межличностных отношений (агрессивное поведение, сексуальные
аддикции);
– саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение,
непосредственно угрожающее цельности и развитию самой личности
(суицидальное поведение, злоупотребление психоактивными веществами).
К социально-педагогическим причинам асоциального поведения подростков, по мнению Е.С. Могилевой, можно отнести:
– отсутствие установок на ориентацию подростков на социальные, нравственные ценности в деятельности педагогического коллектива;
– асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т. п.);
– полное безразличие к ребенку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых;
– подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения;
По мнению Е.А. Загайновастоит обратить внимание на следующие факторы формирования асоциального поведения:
– биологические факторы – факторы, которые находят свое отражение в физиологической составляющей подростка (нарушения умственного развития, органические повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.);
– психологические факторы – к ним можно отнести психопатологию и акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные черты) характера. Проблемы в семье и школе являются ведущей причиной поиска психологически комфортной среды обитания вне организованных коллективов, в сфере стихийно-группового общения. Подростковые общности являются важным фактором социализации, так как именно в них подростки находят условия и возможности для самореализации и самоутверждения, к сожалению, не всегда в положительных вариантах.
– социально-педагогические факторы – в первую очередь они направлены на особенности семейного и школьного воспитания. Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в функционально несостоятельных семьях, к которым относятся криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические семьи. [2, . 160 c.] Но и в функционально-состоятельных семьях подростковый возраст создает множество проблем, неправильное решение которых приводит к отклонениям в поведении подростков. Школьная дезадаптация также является одной из причин проявления асоциального поведения подростков.
По мнению Ю.Ю. Комлева причинами появления асоциального поведения подростков в оценке научных исследований можно назвать возникновение генетических и социальных групп причин. Социально-исторические причины выступают основой развития личности и появления асоциального поведения подростков. Используя краткий исторический анализ, можно сделать вывод о том, что основной социально-исторической причиной появления и роста асоциального поведения подростков является разрушительная трехкратная смена общественных отношений в России за последние годы, приведшие к нестабильности, утрате исторических преемственных связей поколений.
По мнению Э. В. Епифанова существует следующие социально-психологические причины:
– отсутствие опыта социальных отношений делает установки на поведение и отношения подростков неустойчивыми и тем самым создаёт условия для асоциального влияния элементов окружающей социальной среды;
– в силу особенностей психофизического развития ценностные ориентации подростков становятся релятивистскими, неустойчивыми, подверженными смене под влиянием меняющейся социальной среды и развития;
– стремление подростков к самоутверждению, самоактуализации нередко приводят к выбору средств асоциального характера;
– происходит деформация общественных и личностных ценностей под влиянием неформальных объединений подростков.
Следовательно, к социально-педагогическим причинам относятся:
– не всегда позитивное влияние семьи, окружающей микросреды на поведение подростков;
– отсутствие установок на ориентацию подростков на социальные, нравственные ценности в деятельности педагогического коллектива;
– рассогласование в целях взаимодействия подростка с коллективом учащихся и педагогов;
– смена ценностных ориентаций подростков с переходом на более высокий уровень социализации личности;
– разрыв в преемственности между поколениями в ценностных ориентациях подростков;
– культивирование агрессивного стиля поведения средствами массовой информации.
По мнению. С.А. Павловой существуют следующие виды в отклонении поведения подростков:
– индивидуальные и групповые: индивидуальные отклонения предполагают такую ситуацию, когда отдельно взятый индивид отвергает нормы своей субкультуры; групповое можно рассматривать как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, которые проводят большую часть времени в подвалах) [3, С. 268 – 270.];
– первичные и вторичные. Первичное отклонение – это отклонения в поведении личности, которое соответствует установленным в обществе культурным нормам и правилам. В этом случае отклонения в поведении не особо заметны и терпимы, поэтому подросток не считает себя с отклонениями. Вторичное – это отклонение от существующих в группе норм. [4, C.362-370]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева Г. Н. Детско-родительские отношения в семьях воспитанников воскресной школы: монография / Артемьева Г. Н., Истомина И.П. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. 110 c.
2. Астапов В. М. Тревожность у детей / Астапов В. М. Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2020. 160 c.
3. Барсуков А. В., Маркелова Т. В., Широкова А. А. Анализ научных представлений на становление тревожных черт личности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №62(2). С. 268 – 270.
4. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2021. C.362-370.
5. Волков Б. С. Психология подросткового возраста: учебник / Б С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2020. 266 с.
6. Галина Г. Г. Девиантное поведение: причины, формы, виды. URL
https://infourok.ru/deviantnoe-povedenie-prichiny-vidy-formy-4458231.html
7. Гаурилюс А. В. Смысложизненные ориентации подростков // Современное общество: проблемы, идеи, инновации. 2019. № 6. С. 43-45.
8. Головей Л. А., Данилова М. В., Данилова Ю. Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми, как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2021. Т. 8. №1. С. 108 - 125.
9. Зибер А. А. Психология девиантного поведения. URL : https://www.b17.ru/blog/91025/
10. Карапетян Л. В. Исследование благополучия в отечественной психологии // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2022. № 2 (40). С. 132-137.
11. Карпович Т. Н. Психопрофилактика и психокоррекция патологических черт характера, учащихся в подростковом и юношеском возрасте: учебно-методического пособие / Карпович Т. Н. Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2021. 176 c.
12. Кемелова В. К. Проявление тревожности в различных ситуациях // Медицина Кыргызстана. 2022. №3. С. 32-33