Фрагмент для ознакомления
2
Лингвистическая сказка «гласные-согласные» может быть ярким примером реализации сюжетно-ролевой дидактической игры как средства развития фонематического слуха первоклассников. Гласные - это согласные.
Например:
Однажды звуки отправились в лес за грибами, некоторые из них бродили по чащобе и заблудились.
Они начали кричать, звать на помощь друзей. Но, на их несчастье, в лесу жила глухая старуха. Я слышал глухие крики и был ужасно зол, потому что терпеть не мог громких звуков. Она решила зачаровать звуки, чтобы они больше не могли громко кричать. Она извлекла звуки из леса и сказала им: «с этого момента, чем больше вы хотите кричать, тем больше у вас будет закрытого рта». С тех пор звуки, которые согласились с условием глухоты старухи, стали называться согласными.
Они больше не могли кричать, потому что их рты закрылись. И те звуки, которые не затерялись в лесу, сохранили свой голос, и их стали называть гласными. Вы не верите? Затем давайте проверим, закрывается ли наш рот, когда мы произносим согласные, а когда мы произносим гласные, открывается Ли Рот.
Приложите пальцы к губам и произнесите звуки [б], [п], [м], [с]. Определите, закрываются или открываются ваши рты. Как бы вы назвали эти звуки? Теперь приложите пальцы к губам и издайте звуки [а], [о], [и], [Е]. Как бы вы назвали эти звуки?
Главная особенность этой лингвистической сказки заключается в том, что она дает активную характеристику дифференциальных характеристик гласных и согласных с точки зрения способов их образования.
Таким образом, различение и усвоение младшими школьниками гласных и согласных звуков осуществляется на основе лингвистического опыта, благодаря которому реализуется системный подход к обучению грамоте первоклассников.
С другой стороны, языковой опыт позволяет молодым учащимся глубоко понять основные понятия фонетики и способы их различения, что значительно повышает субъективность учащихся в образовательном процессе.
Языковые сказки также могут играть важную роль в эффективном формировании учебной деятельности у первоклассников, обеспечивая овладение фонетическими понятиями как «содержательными обобщениями». Такую возможность может иметь, например, Лингвистическая сказка: "судья в стрессе".
1.2. Особенности использования дидактической игры в период обучения грамоте
Учебно-познавательная деятельность-это, как известно, основная деятельность младшего школьника. Основным условием, способствующим формированию активной познавательной позиции, является гуманистический, творческий, позитивный, эмоциональный, комфортный характер образовательной среды в школе. Несомненно, очень важно соблюдать эти условия на уроках грамотности.
Основными направлениями в работе по пробуждению и развитию интереса к обучению являются создание условий, при которых дети постоянно ощущают потребность в обучении грамоте, когда им предлагаются доступные задания, выполнение которых постепенно восстанавливает утраченную уверенность ребенка в своих силах, способностях, когда у детей появляется потребность в обучении грамоте.
Овладение грамотностью требует от первоклассников сложных умственных операций, большого умственного напряжения, поэтому учитель должен в занимательной форме раскрывать ученикам сложные вопросы.
Развлекательные средства обучения могут использоваться на разных этапах обучения грамоте в начальной школе, в том числе для обобщения и закрепления знаний, навыков и умений учащихся по предмету или части изучаемого предмета. Различные развлекательные игры помогают развить познавательный интерес и обучают первоклассников русскому языку, особенно грамоте.
При использовании забавы в процессе обучения следует учитывать степень сложности вопросов и заданий, индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету.
Педагог должен тщательно подходить к подбору занимательного материала, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие - обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения втягивать изучаемый материал, пользуйтесь справочной и другой литературой. Помогают в этом разного рода дидактические игры, которые по-разному влияют на маленьких школьников.
Исходя из естественной логики детской грамотности: звук-письмо, чтение-письмо, все дидактические игры делятся на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную речь.
Воспитательной целью игр в период обучения грамоте является формирование фонематического слуха в его различных проявлениях:
1.установить изучаемый звук в словах ("чей голос"), определить местонахождение звука ("где спрятан звук?").
2.найдите слова на заданном слоге в определенной позиции.
3.составление схем слияния слогов с использованием цвета: синий (твердый согласный), зеленый (мягкий согласный), красный (гласный). А также обратная задача: по этой схеме назвать один слог.
4. Игра "Живые Письма". Детям дают буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился один слог (через опорный согласный или гласный).
5.составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога.
Например, даются картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети образуют слог по первым звукам [Т], [О], они придумывают слова с этим слогом то-пор, то-вариш. Затем поменяйте картинки местами, узнайте, какой слог теперь получается (слог из). Дети запоминают слова с таким слогом: ответ, отдых - в начале слова, кошка, пот - в конце.
6. Далее выполняется работа со словом. Детей знакомят с понятием "слово". Слова бывают короткими и длинными. Самыми короткими являются союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, и, к, б, с.
Таким образом, использование различных игр и заданий в учебном процессе, создание игровой ситуации на уроке приводит к тому, что дети становятся незаметными для самих себя и приобретают определенные знания, умения и навыки без особого напряжения.
Учитывая вариативность отдельных игр, в зависимости от способностей учащихся, учитель может выбрать необходимое упражнение для урока. Такие как:" как выглядит буква"," научиться играть", "занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и т. д.)","словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)".
"Звуковые" игры ("Кто самый внимательный?" - на подбор и определение звука, "кто самый большой?" - на составление слова с изученным звуком и т. д.) развивают фонематический слух ребенка, формируют способность осознанно выполнять задание.
В играх типа "слово в слово" учащиеся интересуются не только звуковой стороной слова (поиск ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются о его значении, выразительности.
В играх " том-Тим "(или" каменная вата") дети пытаются выполнить задание по различению твердого или мягкого согласного.
Вы можете организовать игру "звонок", предлагая встать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изученный звук. В то же время это будет небольшое физическое воспитание.
Поэтическая форма словарного материала (веселые стихи, упражнения на рифму, правила стихосложения и т. д.) благотворно влияет на выработку оптимального ритма и ритма речи, тем самым развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку.
Развивать фонематический слух и память, Как правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Необходимо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, произносить их сначала медленно и громко, затем тише и быстрее, почти шепотом.
На каждом уроке дети должны выучить одну или две скороговорки. Используя скороговорки, скороговорки, стишки, веселые стишки, педагог закрепляет правильное произношение звуков детьми, отрабатывает дикцию, способствует развитию речевого аппарата, ритмичности речи.
Маленькие школьники любят слушать сказки из приключенческих писем, сочинять свои собственные. Сказочная форма позволяет разыгрывать необычные сказочные ситуации. Благодаря сказочным элементам учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными.
Показать больше