Фрагмент для ознакомления
2
В России принцип существенного изменения обстоятельств был впервые законодательно закреплен в 1994 году в ст.451 ГК РФ. Отдельным основанием для расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Общий подход законодателей заключается в том, что договоры являются строго обязательными для сторон . Стороны могут изменить или даже расторгнуть договор, если произошло существенное изменение обстоятельств, на которых они основывались при заключении договора.
Изменение обстоятельств считается существенным, если оно изменилось настолько, что, если бы стороны могли разумно предвидеть его, договор вообще не был бы заключен или был бы заключен на существенно иных условиях. В частности, к таким изменениям относится внезапное изменение рыночных условий, которое стороны не могли предвидеть (например, внезапное повышение цен на сырье, используемое для изготовления поставляемой продукции). В некоторых исключительных случаях суд может согласиться рассмотреть изменения в обстоятельствах, которые, хотя и находятся под разумным контролем сменяющей стороны, сделают дальнейшее исполнение договора настолько чрезмерным и обременительным для одной из сторон, что потребуется вмешательство суда.
Существенное изменение обстоятельств с точки зрения действующего российского законодательства - это изменение обстоятельств настолько, что, если бы стороны могли его разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (п.1 ст.451 ГК РФ).
Само определение изменившихся обстоятельств квалифицируется как некое необычное явление для гражданского восстановления, поскольку в этом случае договорные интересы сторон становятся существенно несоразмерными, а первоначально согласованные договорные условия и их пропорции приобретают для сторон иное значение и перестают быть экономически целесообразными или бессмысленными. Это можно определить как необычное явление для гражданской реабилитации.
Законодательное определение существенного изменения обстоятельств носит абстрактный характер и не содержит перечня конкретных явлений или событий, которые квалифицируются как такое изменение. Такой подход отвечает мировой тенденции регламентировать изменения обстоятельств, то есть на законодательном уровне точно устанавливать юридически значимые признаки изменения обстоятельств, но не их конкретный случай.
Раскрывая содержание понятия "существенное изменение обстоятельств" и регулируя основания прекращения (изменения) договора в целом, законодатели используют презюмируемое понятие очень широко. Такие законодательные меры весьма эффективны, поскольку позволяют максимально учесть специфику данной системы.
Данная норма предполагает анализ развития конкретного договорного отношения сторон и его оценку с точки зрения места и назначения в системе гражданско-правового регулирования. В случае изменения обстоятельств суд должен не только определить, имело ли место юридически значимое изменение обстоятельств, но и установить, что данное изменение является существенным для сторон конкретного договора с учетом всех его особенностей.
Использование значительного количества оценочных понятий и категорий для описания рассматриваемого режима обеспечивает достаточную гибкость для учета специфики новых договорных отношений сторон, что объективно необходимо при применении правил об изменении существенных обстоятельств.
В легальном определении существенного изменения обстоятельств нет указания на то, какого рода изменения должны произойти, чтобы возникла возможность расторжения (изменения) договора в соответствии со ст.451 ГК РФ Таким образом, они могут происходить в любой сфере - экономической, правовой, политической, социальной и т.д.
Хотя ГК РФ содержит общие универсальные нормы об изменении обстановки, тем не менее, он предусматривает специальные нормы для конкретных случаев изменения обстановки в широком смысле после заключения договора.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что действующий ГК РФ содержит достаточно подробные положения о существенном изменении обстоятельств в широком смысле и об иных изменениях обстоятельств. Однако в настоящее время в судебной практике и доктрине регулярно возникают проблемы, связанные с применением норм ст.451 ГК РФ, что свидетельствует о существовании некоторых недостаточно проясненных проблем, связанных с вышеуказанными вопросами.
Положения ст.451 ГК РФ были проверены Конституционным судом РФ на соответствие Конституции РФ. В Определении Конституционного Суда РФ от 16.02.2012 № 256-О-О суд постановил, что данные положения являются дефектными с точки зрения требований юридической техники и что договор может быть расторгнут в связи с коренным изменением обстоятельств . Суд отклонил иск против этих положений на том основании, что они нарушают Конституцию РФ, поскольку допускают расторжение договора в связи с коренным изменением обстоятельств.
Как отметил Конституционный суд РФ, ст.451 ГК РФ предусматривает возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии с установленными в нем условиями, в том числе судом по требованию заинтересованной стороны, что само по себе направлено на защиту интересов контрагента, понесшего убытки в размере существенной утраты того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора, и не может рассматриваться как нарушение Конституции РФ.
1.2.Условия, необходимые для изменения и расторжения договора судом в связи с существенным изменением обстоятельств
Стороны договора могут попытаться достичь соглашения в добровольном порядке, чтобы привести договор в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или расторгнуть договор. Однако если это не удается, стороны могут обратиться в суд для расторжения договора при условии, что:
-во время заключения договора стороны предполагали, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
-изменение обстоятельств возникло по причинам, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась по характеру договора и обстоятельствам оборота; и
-исполнение договора без изменения его условий явилось бы нарушением имущественных интересов сторон в соответствии с договором и причинило бы заинтересованным лицам такой ущерб, что они в значительной степени лишились бы того, на что имели право в момент заключения договора;
-из обычая или содержания договора не следует, что риск изменения обстоятельств должны нести заинтересованные стороны.
Справедливое распределение между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением договора, расторгнутого в связи с существенным изменением обстоятельств, означает, что баланс интересов сторон, нарушенный таким изменением обстоятельств, должен быть восстановлен.
Так, если договор на строительство объекта для государственных нужд расторгнут в связи с тем, что решением государственных органов он был исключен из приемлемой инвестиционной программы, суд может оставить подрядчику сумму полученного от заказчика аванса, если сумма расходов не превышает эту сумму.
Согласно п.4 ст.451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо влечет для сторон ущерб, значительно превышающий расходы, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. Поэтому изменение договора в одностороннем порядке без обращения в суд недопустимо.
В п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 указано, что при отсутствии соглашения сторон по иным положениям п.4 ст.453 ГК РФ, если имущественное предоставление контрагента до момента расторжения в последующем расторгнутом договоре было осуществлено надлежащим образом либо если обязательства обусловлены имущественным предоставлением, произведенным сторонами в размере применяется только тогда, когда они эквивалентны (например, сумма, выплаченная авансом, соответствует договорной стоимости услуг, оказанных или поставленных сторонам) .
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 2017 год № 1 отмечено, что изменение курса иностранной валюты по отношению к рублю не может рассматриваться как существенное изменение обстоятельств, являющееся основанием для изменения договора . Это связано с тем, что в некоторых случаях в договоре указывается сумма в иностранной валюте. Поэтому резкое изменение курса (что происходило неоднократно) может привести к значительным убыткам.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301
2. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О финансовой аренде (лизинге)" // Собрание законодательства РФ. 1998. № 44. Ст. 5394
3. Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 14 (часть I). - Ст. 2028.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2012 № 256-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Щербины Евгении Николаевны на нарушение ее конституционных прав статьей 451 Гражданского кодекса РФ" // СПС Консультант плюс
5. Постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 15800/09 по делу № А40-47834/08-155-376 // Вестник ВАС РФ. 2010. № 7
6. Постановление Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35 "О последствиях расторжения договора" // Вестник ВАС РФ. 2014. № 8
7. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2017) утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017 (ред. от 26.04.2017) // Администратор образования. 2017. № 9 (Извлечение)
8. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.10.2008 № 5934/08// Вестник ВАС РФ. 2009. № 2
9. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.05.2017 № 301-ЭС16-18586 по делу № А39-5782/2015//СПС Консультант плюс
10. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 утв. Президиумом ВС РФ 21.04.2020// СПС Консультант плюс
11. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 № 305-ЭС21-12558 по делу № А40-100692/2020 // СПС Консультант плюс
12. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 (утв. Президиумом ВС РФ 30.04.2020) // СПС Консультант плюс
Научная литература
13. Бевзенко Р.С., Егоров А.В. Адаптация договора к изменившимся условиям // О договорах. Сборник статей к юбилею В.В. Витрянского. М., 2017. С. 59.
14. Велекжанина А. Адаптация условия о размере арендной платы к изменившимся обстоятельствам // Цивилистика. 2021. № 5. С.105.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Подробный постатейный комментарий с путеводителем по законодательству и судебной практике. Часть I / А.Ю. Беспалов, Ю.Ф. Беспалов, М.С. Варюшин и др.; отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.: Проспект, 2017. 800 с.
16. Гришаев С.П., Богачева Т.В., Свит Ю.П. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая // СПС КонсультантПлюс. 2019. – С.102.
17. Громов А.А. Существенное изменение обстоятельств как основание для изменения или расторжения договора // Закон. 2022. № 2. С.18.
18. Егоров А.В. Аренда и пандемия: разбор ключевых проблем на примере одного дела // Цивилистика. 2021. № 5. С. 37.
19. Интервью с Артемом Сиротой и Екатериной Ивановой // Цивилистика. 2021. № 5. С. 13.
20. Михайленко Е.М. Гражданское право. Общая часть : учебник и практикум для вузов / Е. М. Михайленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 413 с.
21. Нам К.В. Статья 451 ГК РФ и доктрина существенного изменения обстоятельств // Вестник гражданского права. 2019. № 6; СПС "КонсультантПлюс".
22. Шаблова Е.Г. Гражданское право : учебное пособие для вузов / Е. Г. Шаблова, О. В. Жевняк ; под общей редакцией Е. Г. Шабловой. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 135 с.