Фрагмент для ознакомления
2
«Официальное» определение устойчивого развития было впервые разработано в Докладе «Наше общее будущее» в 1987 году Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР), главой которой была премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд (отсюда и второе название комиссии – Комиссия Брундтланд) .
Задача Доклада Брундтланд состояла в том, чтобы исследовать многочисленные опасения, которые были высказаны в предыдущие десятилетия, а именно, что деятельность человека оказывает серьезное и негативное воздействие на планету, и что модели роста и развития будут неустойчивыми, если их не остановить. С 1987 года идея устойчивого развития стала частью политической повестки дня и распространилась в научном сообществе повсеместно. Переломным периодом развития концепции устойчивого развития стали годы после Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году (другие названия конференции – Рио-92, Саммит Земли). Была изменена фундаментальная основа традиционной экономики - неограниченный экономический рост. В главе 4 (часть 1) главного документа Саммита, «Повестка дня на XXI век», рассматривался «поиск новых схем производства и потребления с учетом потребностей общества». Другим важным документом стала Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, (или - Декларации Рио), где были прописаны основные принципы нового маршрута, а также принципы экологического права.
В 1995 году учрежденная Комиссия по устойчивому развитию ООН утвердила Программу работы по показателям УР (социальным, экономическим, экологическим и институциональным) . Кроме того, были указаны 5 основных противоречий устойчивого развития, требующих решения посредством использования разнообразных подходов. Данные противоречия актуальны на сегодняшний день.
1) Противоречие между жизнью в гармонии с природой и реальной жизнью человека, где акцент ставится на плодотворную и здоровую жизнь человека в гармонии с окружающей средой.
2) Противоречие, основанное на корреляции между реальным развитием и окружающей средой. В данном случае процесс развития должен включать в себя экологическую составляющую как его неделимую часть.
3) Противоречие интересов и взглядов современного и будущего поколений. Каждое поколение должно учитывать сохранение окружающей среды, удовлетворяя потребности.
4) Противоречие между бедными и богатыми странами и людьми (актуальная сегодня проблема «Север-Юг»). В этой связи ликвидация нищеты, голода и неравенства.
5) Внутриэкономические противоречия, что предполагает уменьшение или исключение моделей производства и потребления, не способствующих реализации концепции устойчивого развития.
Значимое событие состоялось в 2002 году в Йоханесбурге – Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, результатом которой стало принятие Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию, где был определен план действий по реализации «Повестки дня на XXI век». Основной упор был сделан на концепцию мира, стабильности и безопасности, уважения прав и свобод человека. Необходимо было также содействовать созданию динамичных и благоприятных экономических условий для сотрудничества во всех сферах общества в связи с неравенством между развитыми и развивающимися странами. Кроме этого, были выдвинуты рекомендации по активизации деятельности Организации объединенных наций, Всемирной торговой организации, и других международных организаций с целью помощи развивающимся государствам. С 2010 по 2020 год, согласно мнению российского учёного Н.Н. Моисеева , процесс перехода к устойчивому развитию должен был носить целенаправленный и планомерный характер, а не стихийный, как ранее. Во-вторых, изменения должны были идти на национальной линии путем реформ «из центра».
Одним из важных ориентиров для человечества отечественный исследователь В. И. Вернадский определяет «ноосферную перестройку», где «ноосфера - состояние биосферы, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека как новая геологическая эпоха». Ноосфера – ориентир будущего общества с рациональным потреблением ресурсов. Человечество, согласно данной позиции, стоит перед экологическим кризисом и неизбежностью перестройки общепринятых норм. Н.Н. Моисеев приходит к важному выводу в этой связи: «Современное состояние биосферы близко к границе того канала эволюции, в котором возник и развивался род человеческий». Важность ноосферной концепции состоит в неизбежности будущей катастрофы и необходимости принятия срочных мер по ее предотвращению с акцентом на устойчивое развитие. Такое направление должно развиваться быстрыми темпами, где ориентир образования включает в себя знания о будущем не в ущерб фундаментальным ценностям, но в пользу ноосферной культуре, базисом которой является выживание цивилизации, ее сосуществование с биосферой и устойчивое развитие в целом.
2.2 Роль Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности в поддержании принципов безопасности на национальном и межгосударственном уровнях
Говоря о проблемах безопасности в условиях глобализации современной экономики, нельзя не сказать о роли ООН - как инструмента поддержания и укрепления международного мира и безопасности на основе совместных действий государств.
Поддержание мира и безопасности в системе ООН выстроено на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Их компетенция строго разграничена: Генеральная Ассамблея обладает общей компетенцией по решению общих (любых) вопросов поддержания международного мира и безопасности, на Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24) .
Уникальность данного органа ООН в том, что именно он является единственным органом в структуре ООН, который, выступая от лица международного сообщества в целом, обладает правом осуществлять превентивные и принудительные действия, в том числе объединенными вооруженными силами.
Современная концепция поддержания мира в условиях глобализации, реализуема в рамках ООН, исходит из комплексной роли ООН в сферах превентивной дипломатии, миротворчества, поддержания мира, миростроительства. А средствами обеспечения международной безопасности выступают правовые, политические и иные методы, направленные на предотвращение вооружённых конфликтов. Деятельность по защите мира и обеспечению безопасности на международном уровне в рамках существующей практики включает в себя: международные соглашения и программы контроля, в том числе за производством вооружений и торговлей им; запрет на продажу оружия, а также эмбарго на экспорт или импорт стран – участниц конфликтов; предоставление финансовой помощи на определённых условиях и др.
Для достижения указанных целей Устав ООН (гл. VIII) допускает возможность создания международных региональных систем коллективной безопасности для поддержания международного мира и безопасности на региональной основе.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды [Электронный ресурс] – URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml дата обращения: 16.04.2023
2) Концепция устойчивого развития. Энциклопедия Всемирная история [Электронный ресурс] - [Сайт] – URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kontsieptsiia_ustoichivogo_razvitiia (дата обращения: 16.04.2023)
3) Устав ООН// https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения 16.04.2023)
Статьи, монографии, учебники
4) Белобрагин В.Я. Новый проект концепции развития системы стандартизации в России // Стандарты и качество. — 2018. — No 4. — С. 28—29.
5) Герчикова И. Н. Международные экономические организации: Регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. – М.: Консалтбанкир, 2001. – 621с.
6) Говорова Н.В. Качество экономического роста в контексте целей устойчивого развития ООН. - Стандарты и качество. - 2019. - No 7. - С. 70-73
7) Говорова Н. В. Качество экономического роста в контексте целей устойчивого развития ООН// УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ. Сборник научных трудов. под ред. Е.А. Горбашко, В.Я. Белобрагина. Санкт-Петербург, 2020. С. 82-89
8) Дробот Г. А. Мировая политика. – М.: Юрайт, 2014. – 476 с.
9) Камашева М. Г. Концепция устойчивого развития: история и определение понятия//ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 7. С. 1786-1789
10) Карцан П. И. Участие Российской Федерации в международных экономических организациях//АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ. 2021. № 9. С. 198-203
11) Кортунов А. В. Россия и реформы ООН – М., 1995. - 111с.
12) Лебедева М.М. Мировая политика. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 365с.
13) Мельянцев В. А. Долгосрочные тенденции, контртенденции и факторы экономического роста развитых и развивающихся стран. – М.: ИСАА МГУ, Ключ-С, 2015. – 80с.
14) Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Дерен. - 2-е изд., испр, и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019 - 588 с.
15) Мировая экономика и международные экономические отношения (в схемах и таблицах): учебное пособие / А.Б. Мельников [и др.]. - Краснодар: КубГАУ, 2020 - 240 с.
16) Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума - М.: Языки рус. культуры, 2000. - 224 с.
17) Паламаренко Р. Ю. Подходы к анализу взаимосвязи политики и экономики в глобальном социально-экономическом развитии мира и роль ООН// V Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы глобальных исследований: ценности глобального мира», Москва, 8-10 июня 2018 г. С. 144-150
18) Савченко М. С. Роль Совета Безопасности ООН в условиях глобализации современной экономики и перспектива его реформирования// «Инновационные процессы в условиях глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы» (IPEG-2021): сборник научных трудов / под ред. П.А. Неверова, Б.А. Аманжоловой – Прага. Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2021. С. 169-172
19) Стратегия устойчивого развития в контексте политических процессов XXI столетия: Коллективная монография/ Под ред. А.И. Костина – М.: Издательство Московского университета, 2018 – 6 с.
20) Шульга С. В. Исторические, политические и правовые предпосылки основания Организации Объединенных Наций//ГЛОБАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ О ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Материалы Международной научно-практической конференции (к 75-летию образования ООН). Москва, 2020. С. 29-33