Фрагмент для ознакомления
2
Опираясь на работы Я. Н. Засурского , С. Г. Корконосенко А. и др., имеются различные определения политическского дискурса с точки зрения изданий, где он представляется. Чаще всего это - общественно-политическая пресса, которую можно определить как соовкупность не специализированных изданий, т. е. универсальных — для всех обо всем.
Исходя из литературных источников, посвященных политическому дискурсу, можно сказать, что для политического дискурса характерна коммуникативная природа, оценочность, агрессивность речи, тематическая определенность (значимые общественно-политические темы).
Реализация плана общения (речевой стратегии) в рамках различных видов дискурса, в том числе, политического, допускает различные способы его осуществления. Если речевую стратегию понимать как совокупность речевых действий, направленных на решение общей коммуникативной задачи говорящего, то речевой тактикой следует считать одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии.
«Каждая речевая стратегия характеризуется определенным набором речевых тактик. Речевая тактика – это конкретный речевой ход (шаг, поворот, этап) в процессе осуществления речевой стратегии; речевое действие (речевой акт или совокупность нескольких речевых актов) соответствующее тому или иному этапу в реализации речевой стратегии и направленное на решение частной коммуникативной задачи этого этапа. Реализация совокупной последовательности речевых тактик призвана обеспечить достижение коммуникативной цели речевого общения (конкретной интеракции)» .
Рисунок 1 Схема речевых стратегий и тактик политического дискурса
При этом в современной политической коммуникации главную роль играет идеологическая составляющая, которая основывается на базе конфликтного противостояния оппонентов.
Анализ содержательной стороны информационного потока демонстрирует наличие устойчивых тематических структур, вокруг которых естественным образом организованы все средства массовой информации, или медиаконтент. Можно сказать, что СМИ организуют и организуют динамично меняющуюся картину мира с помощью стабильной системы медийных тем или регулярно воспроизводимых тем, к которым относятся, например, такие, как политика, бизнес-спорт, культура, погода, новости международной и региональной жизни и т.д. В то же время необходимо подчеркнуть важность лингвокультурного фактора, поскольку в текстах средств массовой информации происходит своеобразное наложение языковой и информационной картин мира, что закономерно проявляется в наборе постоянных тематических компонентов, характерных для конкретной страны, конкретной культуры.
Эти функции перечислены ниже.
- Медиатекст создается вполне осознанно с целью воздействия на сознание и поведение адресата, как такового рассматривается более или менее значительная масса людей или общественных институтов. Другими словами, автор текста ожидает, что его текст произведет какой-то эффект. Этот эффект может быть реализован через передачу новой, социально значимой, полезной информации, а также через формирование семиотической общности с аудиторией на индивидуально-эмоциональной основе, в тоне, характерном для расслабленного общения, когда в первую очередь реализуется фатическая (установочная) функция речи. Современные исследователи говорят о публичной фаталистической речи. Особенностью фатической речи является использование самой речи как коммуникативно-семиотической ценности. В то же время нивелируется публичное звучание речи и актуализируются структурные принципы устного текста: неподготовленность, политематичность, отношение к диалогической речи, разговорный стиль .
-Медиатекст создается в расчете на массовое восприятие и понимание. Отсюда очевидная простота содержания, форм выражения и аргументации, а также наличие большого количества стереотипов.
Выводы к Главе 1
В главе было отмечено, что изучение дискурса проявляется практически во всех дисциплинах гуманитарных и социальных наук.
В условиях различных общих установок, коммуникативных принципов реализуется аргументативный, конфликтный и гармоничный типы дискурса. По социально-демографическим критериям выделяются детский, подростковый, мужской, женский, дискурс жителей города и села и тому подобное.
Таким образом, можно говорить о политическом или, что более точно, общественно-политическом дискурсе, под которым подразумевается, прежде всего, дискурс общественно-политических изданий.
В главе также рассмотрены особенности медиатекста. Показано, что медиатекст — это совокупный продукт трех глобальных подсистем массовой коммуникации: журналистики, PR и рекламы, каждая из которых имеет свои специфические характеристики, в особенности, применительно к такой теме, как политический дискурс.
Отмечено, что исходя из литературных источников, посвященных политическому дискурсу, можно сказать, что для политического дискурса характерна коммуникативная природа, оценочность, агрессивность речи, тематическая определенность (значимые общественно-политические темы).
Показано, что медиатекст создается в расчете на массовое восприятие и понимание. Отсюда очевидная простота содержания, форм выражения и аргументации, а также наличие большого количества стереотипов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Добросклонская T. Г. Медиатекст как единица дискурса средств массовой информации // Актуальные процессы в различных типах дискурсов: политический, медийный, рекламный дискурсы и инетернет-коммуникация : материалы международной конференции. М. : Ярославль, 2009. С. 137—143.
2. Иванов В. Ф. Массовая коммуникация: Монография/ В. Ф. Иванов. - Киев: Академия Украинской Прессы, Центр Свободной Прессы, 2013. - 902 с.
3. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов по специальности «Межкультурная коммуникация» / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин; под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИТИ, 2002. 352 c.
4. Захаров О. Роскомнадзор РФ уничтожил институт общественно-политических изданий /КСТОВО.РУ [Электронный ресурс]. URL: http://kstovo.ru/pages/1001
5. Луи Альтюссер. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) [Электрннй ресурс] http://www.intelros.ru/readroom/nz/neprikosnovennyj-zapas-77-32011/10296-ideologiya-i-ideologicheskie-apparaty-gosudarstva-zametki-dlya-issledovaniya.html
6. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире:методология анализа и практика исследований. М., 2002. Сс. 131-233
7. Прозоров В. В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву. Саратов, 2004.С. 109.
8. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов /Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001.- 259 с.
9. Солганик Г.Я. К определению понятий "текст" и "медиатекст" // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-ponyatiy-tekst-i-mediatekst
10. Толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс] https://www.efremova.info/
11. Bell A. Approaches to Media Discourse. London: Blackwell, 1996. P. 3.
12. Brewer, P. R., Graf, J., & Willnat, L. (2003). Priming or framing: Media influence on attitudes toward foreign countries. Gazette: The International Journal for Communication Studies, 65, 493–508.
13. CNN Politics. “Trump Rattles NATO with ‘Obsolete’ Blast [Электронный ресурс] https://edition.cnn.com/2017/01/16/politics/donald-trump-times-bild-interview-takeaways/index.html
14. Deputy Secretary General to young professionals: NATO must continue to adapt for the future [Электронный ресурс] https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_178526.htm?selectedLocale=en
15. Elliot, M. (2007, January 22). The Chinese century. TIME, 169, 33–42.
16. Grudeva E.V., Discourse and communication; Novosibirsk: «SibAK», 2015 – P. 7-10.
17. Keynote speech by NATO Secretary General Jens Stoltenberg at the CEPA forum [Электронный ресурс] https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_178195.htm?selectedLocale=en
18. Liss, A. (2003). Images of China in American print media: A survey from 2000 to 2003. Journal of Contemporary China, 12, 299–318.
19. McQuail, D. Towards a Sociology of Mass Communications, London:Collier- MacMillan. Retrieved on November 23rd, 2017.
20. NATO Defence Ministers meet to address security challenges [Электронный ресурс] https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_178965.htm?selectedLocale=en
21. North Atlantic Treaty Organization [Электронный ресурс] https://www.nato.int/
22. Quadrennial Defense Review Report. (2006). Retrieved from http://www.globalsecurity.org/military/library/policy/dod/qdr-2006-report.pdf
23. Remarks by NATO Secretary General Jens Stoltenberg at the joint press point with the Prime Minister of Georgia, Giorgi Gakharia [Электронный ресурс] https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_178439.htm?selectedLocale=en
24. Reuters. “NATO Agrees to Reinforce Eastern Poland, Baltic States Against Russia,” [Электронный ресурс] https://www.reuters.com/article/us-nato-summit/nato-agrees-to-reinforce-eastern-poland-baltic-states-against-russia-idUSKCN0ZN2NL?TB_iframe=true&width=921.6&height=9542.7
25. Roy, D. (1996). The “China threat” issue: Major arguments. Asian Survey, 36, 758–771.
26. Speech by NATO Deputy Secretary General Mircea Geoană at the CYBERSEC GLOBAL 2020 virtual conference [Электронный ресурс] https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_178335.htm?selectedLocale=en
27. The Washington Post. “Trump Berates NATO Allies Then Asks Them To Double Defense Spending Goals,” [Электронный ресурс] https://www.washingtonpost.com/world/europe/trump-says-germanyis-captive-to-russia-in-fiery-opening-salvo-against-nato/2018/07/11/56aa7174-7f0a-11e8-a63f-7b5d2aba7ac5_story.html?utm_term=.def944cb5150
28. Virtual conversation with NATO Deputy Secretary General Mircea Geoană with the President of the Brookings Institution, John R. Allen, in the EU Defense Washington Forum [Электронный ресурс] https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_177110.htm?selectedLocale=en
29. Wanta, W., Golan, G., & Lee, C. (2004). Agenda setting and international news: Media influence on public perceptions of foreign countries. Journalism and Mass Communication Quarterly, 81, 364–377.