Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Структурная организация грамматического строя речи
Грамматика — это структура языка, наука о законах. Для него характерно словообразование, морфология, комбинированный синтаксис.
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушакова и др. Синтаксическая структура предложения работает только на основе стадии познавательного развития ребенка.[11,45]
Каждая форма грамматики описывает одно и то же значение. Отвлекаясь от точного значения слов и фраз, курсорная грамматика приобретает большую абстрактную силу. Можно описывать языковые процессы. Дети, изучающие грамматику, имеют параллельное мышление. В этом первостепенное значение грамматики в развитии речи и настроения ребенка [46].
Грамматический строй языкового гена является важным условием совершенствования мышления, так как грамматические формы родного языка являются физической основой мышления. «Они правильно поняли свои идеи. Грамматический строй является зеркалом интеллектуального развития ребенка. Овладение грамматической структурой оказывает огромное влияние на развитие ребенка и переход к изучению языка в школе.[5]
Развитие грамматического строя речи – это произношение системы языка, что является залогом успешного общеязыкового образования, дающего практические знания на морфологическом и лексическом уровнях. Формирование грамматических навыков положительно влияет на развитие волевого фактора в детских высказываниях, создавая условия для процесса планирования речи по внедрению терминологического критерия.[23]
Ребенок, сформировавший грамматический строй речи, психически здоров. «Они не стесняются в общении со сверстниками», — сказал он. сказал. Не стыдись, не стыдись разных разговоров; не бояться высказывать свои мысли и не бояться «чувствовать себя полноценным и равноправным участником коллективного действия».[29]
А. Н. Гвоздев выделяет три периода формирования грамматического строя речи:
Первый период (1 год 3 месяца 1 год 10 месяцев) – время рождения. Он делится на два этапа:
Фаза одного предложения (1 год 3 месяца, 1 год 8 месяцев) На этой фазе ребенок использует отдельные слова как предложения. Используются слова, не имеющие грамматической формы ребенка и не видимые;
Основную часть слов составляют существительные, обозначающие имена людей, предметов, звукоподражания[21].
B. Фразы из нескольких слов, в том числе: уровень использования фраз из двух слов (1 год 8 месяцев 1 год 10 месяцев).
В этот момент в речи ребенка появляется фраза. Между словами нет грамматической связи.
Имена употребляются в костном отростке человека или в искаженном виде. Глаголы описываются нечетко или образуют 2. Люди с нужным количеством наклонений[21].
Второй период (1 год 10 месяцев 3 года) – это период контроля над грамматической структурой предложения, связанный с формированием грамматических типов и их внешним выражением. Различают три стадии:
А. Этапы формирования первых форм: число, время случая (1 год 10 месяцев 2 года 1 месяц). Дети начинают замечать разные отношения между словами в предложении.
В речи ребенка первая грамматическая связь между паролем. Ла совпадение существительных в имени прилагательном лица; глагол настроения указывает на некоторые формы вербального контроля. Однако в детской речи много грамматических понятий[21].
Этап использования системы спряжения русского языка для описания синтаксических связей (2 года, 1 месяц, 2 года, 3 месяца)
Здесь много грамматических ошибок в речи. Некоторые грамматики заменены другими поворотами, имеющими такое же грамматическое значение.
В детской речи можно различать одиночные и многоформы глаголов-индикаторы настроения и щипковые изменения лица.
В это время в устной речи детей появляются некоторые семантически простые приставки: Б, На, И, Ц. Однако приставки часто изменяются; имеется смесь суффиксов[21].
Объедините уравнение условий обслуживания, чтобы выразить синтаксические отношения (2 года, 3 месяца, 3 года). Когда ребенок учится пользоваться браслетом, показывается следующая точка: предлог [8].
Во-первых, это появление приставок, описывающих поземельные отношения. Затем предлоги вставляются в другие значения: время, цель, причина[10].
К концу второй половины ребенок усваивает многие грамматические формы, но морфологический строй языка еще не усваивается.
Третий период (от 3 до 7 лет) - это морфологическая структура русского языка, связанная с типом и составом направления[8].
Ребенок с нормальным речевым развитием создает грамматические категории в 5-летнем возрасте; усваивает основные формы выражения, говорит длинными предложениями. К концу детсадовского периода он полностью владел грамматической структурой языка.[9]
Отмечается следующая последовательность, в которой сочетаются грамматические формы детского русского языка. Число существительных, аббревиатура существительных, повелительный тип наклонения; тип падежного времени, лицо глагола.[8]
1.2. Этапы развития предложно-падёжных конструкций в онтогенезе
По мнению В.П. Глухова (2005), чтобы проследить формирование предложно-падежных конструкций в речи, необходимо выяснить, на каком этапе речевого развития появляются первые предпосылки для их усвоения ребенком [3].
Исследователи выделяют разное количество этапов формирования речи детей, по-разному их называют, указывают на их разные возрастные рамки (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, Г. Л. и др.)
А. Н. Леонтьев выделяет четыре этапа формирования детской речи:
1) подготовительный – до 1 года;
2) дошкольные – до 3 лет;
3) дошкольное – до 7 лет;
4) школьный возраст – от 7 до 17 лет [3].
Развитие грамматического строя речи происходит на третьем этапе параллельно развитию словаря. Ребенок 4. В возрасте в дискурсе используются простые и сложные словосочетания. В среднем одно предложение содержит 5-6 слов. Прилагательные существительные, числа: падеж для сопоставления существительных с числами, заменить слова числами; род, люди, правильно использовать приставки при разговоре. Однако увеличилось количество грамматических ошибок, например, неправильная маркировка многих геномов существительных; глаголы неправильно сочетаются с существительными, поэтому структура предложения нарушена.
При создании грамматического строя речи дошкольников учат сложному комплексу грамматических закономерностей на основе анализа чужой речи, а на практическом уровне они выделяют общие правила грамматики, включают эти правила и закрепляют их в своей речи. [3]
Н. В. Автор сказал, что у детей с нормальным речевым развитием речь идет о числах, следует отметить, что грамматическая единица употребляется синтаксически правильно в значении людей.[5]
Согласно программе, программа обучения кейс-моделей будет происходить по указанной программе в соответствии с возрастными рамками детей.
В школьном возрасте ребенок владеет всей сложной грамматической системой. Благодаря этому ребенок знакомится с грамматическими конструкциями при изучении русского языка[21].
Порядок образования падежных форм (по А. Н. Гвоздеву):
1 год 10 месяцев – 2 года:
-винительный падеж объекта;
- Винительный падеж с предлогом для обозначения места (предлог в речи опускается);
2 года -2 года 2 месяца:
-Родительный падеж частичного объекта;
-Именительный падеж, дательный падеж для обозначения лица,
- Дательный падеж с предлогом для обозначения лица, к которому направлено движение (предлог опущен),
-созидательный падеж цели (с предлогом за, который опускается), орудия действия, а также с предлогом, обозначающим сочетаемость (предлог опускается);
-Предложный падеж для обозначения места;
2 года 2 месяца – 2 года 4 месяца:
-Родительный падеж с предлогом для обозначения места (употребление предлога Y);
2 года 4 месяца – 2 года 6 месяцев:
- Винительный падеж с предлогом для обозначения места (употребление предлогов В и НА);
2 года 6 месяцев – 2 года 8 месяцев:
-Родительный падеж с предлогом для обозначения места (использование предлогов У, ИЗ, ОТ, С);
2 года 8 месяцев – 2 года 10 месяцев:
-Дательный падеж с предлогом К для обозначения лица, на которое направлено движение;
2 года 10 месяцев – 3 года:
-Творительный падеж с предлогом С для обозначения сочетаемости, с предлогом ЗА для обозначения цели, с предлогом ПОД для обозначения места;
-Творительный падеж без предлога для обозначения материала (который используется в действии), для обозначения предметов действия, времени действия, подлежащего в страдательном причастии;
-творительный падеж для указания причины или источника явления,
- Винительный падеж с предлогами ОБ и ОБ для обозначения предмета (о котором идет речь), с предлогом ПОД для обозначения места, с предлогом ЗА для обозначения прикосновения к части предмета, с предлогом ЧЕРЕЗ для обозначения предмета или пространства;
- Винительный падеж без предлога вместе с прилагательным для обозначения времени;
Родительный падеж с предлогом У для обозначения принадлежности, с предлогом БЕЗ для обозначения отсутствия, с предлогом НА для обозначения места, с предлогом О для обозначения места, с предлогом ПОСЛЕ для обозначения времени, с предлогом У для обозначения лица или предмета (которому что-либо принадлежит), с предлогом ОФ для обозначения материального, с предлогом ЗА для обозначения лица или предмета (в интересах которого совершается действие)
- Предложный падеж с предлогом В и НА для обозначения места;
- Дательный падеж без предлога для обозначения лица, в интересах которого что-то делается [32].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов.
2.Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия - М.: ВЛАДОС, 2003.
3.Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В.В.
Виноградов. Уч. пособие для вузов по спец. «Русский язык и литература». – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 1986.
4.Волкова, Селиверстова В.И Хрестоматия по логопедии, том 2 [Текст] /В.И.Волковой - М., 2000.- 656 с.
5.Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с
общим недоразвитием речи III уровня./ Новое в логопедии,№1,2004.
6.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие.
7.Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык: в 2 частях. – М., 1973.
8.Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М., 2005.
9.Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1940.
10.В.П. Глухов «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием». М., 2004 Г
11.Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.
12.Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М.,Филичева Т.Б. «Логопедия» [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева – Екатеринбкрг: 2004.-320с
13.Ковайкина Е.В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи. –– М., 2007.
14.Кондратенко, И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. / Сост. [Текст] / И.Ю. Кондратенко, - М.: Айрис- пресс, 2005.-224с
15.Короткова, А.В, Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи третьего уровня./ Логопед [Текст] / А.В.Короткова, Е.Н Дроздова. - М: 2004.-287с
16.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей.
17.Лыков, В.М. Речевые расстройства у детей [Текст] / В.М. Лыков - М.: ЦНИИСП-2000. - 35с.
18.Лекант, П.А., Современный русский язык / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков. –– М. : Юрайт, 2014.
19.Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез реч. коммуникации). – М., 1997.
20.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).
21.Лалаева, Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. [Текст] / Р.И. Лалаева - СП.: Союз,2001.- 218с ЛАЛАЙ
22.Логопсихология. Учебно-метод. пособие / авт. - сост. С.В. Лауткина. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,2007. с. 55-66
23.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967 ЛЕВИНА ГЛАВЫ
24.Розенталь, Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д.Э. Розенталь - М.: Айрис – Пресс, 2006.-432с.
25.Рудакова Н. П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2007. №5 С.12.-19.
26.Современный русский язык /Под ред. Лекант П.А., Клобуков Е.В., Маркелова Т.В., Монина Т.С., Самсонов Н.Б. – М., 2001.
27.Седых Н.А. воспитание правильной речи у детей. – М: АСТ.
28. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М., 2008.
29.Современный русский язык /Под ред. Лекант П.А., Гольцова Н.Г., Жуков.
30.Ушинский, К.Д. Собр. соч./ К.Д. Ушинский М.: АПН РСФСР. Т.2.- 2008г.
31.Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.
32.Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями.
33.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелева «Основы логопедии». М., «Просвещение», 1989
34.Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Дети с проблемами в развитии НОУ «СОЮЗ».№1. [Текст] / Т.Б. Филичева- М: - 2004.-5-7с.