Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Основная цель преподавания ино-странного языка в школе - развить у ученика способность говорить на нем. Одним из важнейших условий использования языка как средства общения является умение правильно сочетать слова, менять сочетания в соответствии с ситуацией общения. Для этого учащиеся должны обладать сильными грам-матическими навыками владения языком. Почему это так важно?
Любые коммуникативные навыки без регулярного использования грамматики возможны только до определенного предела; без овладения грамматикой не может быть настоящего общения.
Однако практика преподавания иностранного языка в школе показыва-ет, что уровень грамматических навыков учащихся недостаточно высок. Трудно проанализировать все причины, объясняющие это, но, на наш взгляд, причина кроется в стратегии преподавания грамматики, т.е. в дей-ствиях учителя по ознакомлению учащихся с новым грамматическим явлени-ем и обучению их. Очень часто на уроках иностранного языка учащиеся по-прежнему выполняют в основном речевые упражнения, которые не могут обеспечить формирование грамматических навыков владения языком.
Таким образом, актуальность данной работы определяется теоретиче-ским обоснованием и описанием методологии функциональной стратегии преподавания иностранного языка в средней школе. Коммуникативный ха-рактер введения и преподавания грамматического материала, который мы предлагаем в работе, дает учащимся возможность узнать все правила в про-цессе речевого общения.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы иссле-дования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия проведения современного урока иностранного языка на старшей ступени обучения в СОШ.
Объектом исследования является процесс проведения современного урока иностранного языка на старшей ступени обучения в СОШ.
Предметом исследования являются основы и принципы проведения современного урока иностранного языка на старшей ступени обучения в СОШ.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для проведения современного урока ино-странного языка на старшей ступени обучения в СОШ.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть характеристику личности старшеклассника;
- изучить принципы построения уроков на старшей ступени обучения;
- детально проанализировать развитие речевых навыков у учащихся на старшей ступени обучения;
- рассмотреть работу над текстом на старшей ступени обучения.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по иностранному языку и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОШ
1.1 Характеристика личности старшеклассника
Ранняя юность характеризуется устремленностью в будущее, что ока-зывает положительное влияние на формирование личности только в том слу-чае, если присутствует удовлетворенность настоящим. Построение жизнен-ных планов требует уверенности в себе, в своих силах. Старшеклассники с большей вероятностью примут себя за подростков, их самооценка намного выше. Интенсивно развивается саморегуляция, усиливается контроль над своим поведением и проявлением эмоций. Настроение становится более ста-бильным и осознанным.
Начинает развиваться моральная стабильность. В поведении старше-классник больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, сфор-мированные на основе полученных знаний и собственного небольшого жиз-ненного опыта. Мотивация к обучению меняется. Они начинают рассматри-вать учебу как необходимую основу, предпосылку для будущей профессио-нальной деятельности. Их интересуют только те предметы, которые понадо-бятся им в будущем, они снова начинают беспокоиться об успеваемости в школе. Налицо сознательное отношение к учению. Самоопределение, стаби-лизация личности связаны с развитием мировоззрений.
14-16 лет - переходный период между подростковым и юношеским возрастом приходится на 11 класс. Поиск смысла жизни, своего места в этом мире, может стать особенно напряженным. Возникают новые интеллектуаль-ные и социальные потребности; иногда - внутренние конфликты и трудности во взаимоотношениях с окружающими. Но не все считают это время напря-женным. Напротив, некоторые плавно и постепенно переходят к поворотно-му моменту в жизни, а затем относительно легко интегрируются в новую си-стему отношений. У них нет романтических порывов, обычно связанных с молодостью, их устраивает спокойный, упорядоченный образ жизни. Их больше интересуют общепринятые ценности, они больше ориентированы на оценку других, полагаются на авторитет. У них хорошие отношения с роди-телями, они не доставляют проблем учителям.
По мнению экспертов, старшеклассники становятся более критичными, независимыми, прагматичными, амбициозными. Они ничего не принимают на веру, не спешат соглашаться с мнениями, суждениями, оценками других людей и нуждаются в доказательствах. Современные старшеклассники более пессимистично оценивают возможности своего вклада в общество, но более оптимистично смотрят в свое будущее и верят в возможность своего личного жизненного успеха, который они связывают с необходимостью получения образования как средства профессионального развития [12].
Такие ценности, как «общественные знания» и «активная жизнь», не утратили своего значения.
Современная молодежь особенно остро воспринимает равнодушие, настороженность, агрессивность, жестокость. Молодым людям постоянно не хватает доброты, доброжелательности, уважения, тактичности в отношениях и искреннего доверия к ним со стороны взрослых.
Если за 15 лет жизнь кардинально не изменилась и подросток остался в школе, то он отложил вступление во взрослую жизнь на 2 года, выбрав са-мый дальний путь. За это короткое время должны быть решены вопросы профессионального самоопределения и личного или морального самоопре-деления.
В выпускном классе наблюдается сосредоточение на профессиональном самоопределении. Оно включает в себя самоограничение, отказ от подрост-ковых фантазий, в которых ребенок мог бы стать представителем любой привлекательной профессии. Приходится ориентироваться в разных профес-сиях, что непросто, потому что отношение к профессии - это не наш соб-ственный, а чужой опыт - информация от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т. д. Этот опыт обычно абстрактен и не переживается через опыт. Необходимо правильно оценить свои объективные способности и со-трудников [16].
Сейчас одним из наиболее важных факторов является материальный фактор (возможность в будущем много зарабатывать). Творчество, знания и «интересная работа» не свойственны большинству старшеклассников.
Престиж выбранной профессии или университета зависит от уровня притязаний. Чем ближе к окончанию школы, тем чаще пересматриваются жизненные планы, тем меньше притязаний. Это может быть результатом ра-зумного отказа от необоснованных надежд, но это также может быть прояв-лением безумия, страха перед решительным шагом.
Профессиональное и личностное самоопределение становится цен-тральным новообразованием ранней молодежи. Это новая внутренняя пози-ция, которая включает в себя осознание себя членом общества, принятие сво-его места в нем.
Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систе-матизацией знаний о мире, интерес к личности и рефлексия являются осно-вой, на которой строятся идеологические взгляды.
Процесс познания окружающего мира имеет свои особенности в раз-ные возрастные периоды. Подросток во многом идет к познанию реальности через свой опыт. Ученик старшей школы, узнающий об окружающем его мире, возвращается к себе и задает идеологические вопросы: «Что я значу в этом мире?». «Какое место я в нем занимаю?». Он ищет ясных, определен-ных ответов и категоричен в своих взглядах, недостаточно гибок. Максима-лизм характерен не только для подросткового возраста, но и для юношеско-го возраста.
Идеологические проблемы решаются не раз и не два в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы приведут к пересмотру позиций молодежи. Взрослый вернется к «вечным» вопросам и откажется от предыдущих реше-ний. В процессе самоопределения и выбора жизненного пути учащийся ис-ходит из своих существующих жизненных позиций, убеждений и ценностных ориентаций. В то же время он «примеряет» их на свою будущую жизнь и становится более осведомленным о них. Происходит окончательное форми-рование жизненного мира.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аркусова, И. В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы и практика применения) / И.В. Аркусова. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2014. - 128 c.
2. Беликова, Л. Г. Современный кабинет иностранного языка / Л.Г. Беликова. - М.: Дрофа, 2014. - 224 c.
3. Белкова М.М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. - № 4. - 2012.
4. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возмож-ности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - №4. - 2008.
5. Бим, И. Л. Иностранные языки. Предпрофильная подготовка школьников. 8-9 классы / И.Л. Бим, А.В. Щепилова. - М.: Дрофа, 2013. - 626 c.
6. Бим, И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на стар-шей ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы / И.Л. Бим. - Л.: Просвещение, 2014. - 168 c.
7. Ваторопина Е.В. Языковой портфель как средство обучения и ин-струмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку// Совре-менная система языкового образования в России и инновационные техноло-гии в методике преподавания иностранного языка: требования стандартов нового поколения. - Екатеринбург, 2011.- С.21-26.
8. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Симкин В.Н. Методические ре-комендации для учителей, подготовленный на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по английскому языку. - М., Федераль-ный институт педагогических измерений, 2016. - 28 с.
9. Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом. - Л.: Просвещение, 2015. - 192 c.
10. Воронова Е.Н. Современные технологии и методы обучения ино-странному языку в вузе // Перспективы науки и образования. - №1. - 2014. - С. 189-194.
11. Задачи лингвистических олимпиад. - М.: МЦНМО, 2015. - 576 c.
12. Замяткин, Николай Вас невозможно научить иностранному языку / Николай Замяткин. - М.: Иваново, 2014. - 272 c.
13. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Книга для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. - 160 с.
14. Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным язы-кам. Теория и практика / Г.А. Китайгородская. - М.: Высшая школа, Школа Китайгородской, 2014. - 280 c.
15. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справоч-ник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - М.: Дрофа, 2014. - 432 c.
16. Конышева, А. В. Игра в обучении иностранному языку. Теория и практика / А.В. Конышева. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 288 c.
17. Кошель Л.Н. Технология «Языковой портфель» как инструмент оценки и средство повышения уровня субъектности учащегося в интегратив-ной модели основного и дополнительного языкового образования при пере-ходе на ФГОС нового поколения // Современная система языкового образо-вания в России и инновационные технологии в методике преподавания ино-странного языка: требования стандартов нового поколения. - Екатеринбург, 2014. - С.49-55.
18. Кукушин, В. С. Иностранные языки. Сценарии творческих уро-ков / В.С. Кукушин. - М.: МарТ, 2014. - 128 c.
19. Масловец, О. А. Методика обучения китайскому языку в средней школе / О.А. Масловец. - М.: Восточная книга, 2015. - 184 c.
20. Мелентьева, Т. И. Обучение иностранным языкам в свете функци-ональной асимметрии полушарий мозга / Т.И. Мелентьева. - М.: Кра-санд, 2015. - 176 c.
21. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Каро, 2014. - 224 c.
22. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения ино-странным языкам. - М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2012. - 448 с.
23. Никитина, Л. К. Методическое сопровождение урока иностранно-го языка. Практикум для учителей немецкого языка. Рабочая тетрадь / Л.К. Никитина. - М.: РГГУ, 2014. - 112 c.
24. Никитина, Л. К. Технологии подготовки к аттестации по ино-странному языку / Л.К. Никитина. - М.: Каро, 2015. - 256 c.
25. Никуличева, Д. Б. Как найти свой путь к иностранным языкам. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов / Д.Б. Никуличева. - М.: Флинта, Наука, 2014. - 304 c.
26. Обучение иностранным языкам. - М.: Каро, 2015. - 320 c.
20. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностран-ному языку. - М.: Дрофа, 2013. - 160 c.
27. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 2015. - 223 с.
28. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 2015. - 216 c.
29. Развитие речевой активности на уроках иностранного языка. - Л.: Просвещение, 2014. - 244 c.
30. Современный урок иностранного языка. Рекомендации, разра-ботки уроков. - М.: Учитель, 2014. - 112 c.
31. Сысоев, П. В. Методика обучения иностранному языку с исполь-зованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - М.: Феникс, Глосса-Пресс, 2014. - 180 c.
32. Чиркова, Е. И. Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку / Е.И. Чиркова. - М.: Ка-ро, 2014. - 272 c.
33. Шубин, Э. П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам / Э.П. Шубин. - Л.: Просвещение, 2014. - 352 c.
34. Щерба, Л. В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы ме-тодики / Л.В. Щерба. - М.: Филологический факультет СПбГУ, Акаде-мия, 2015. - 160 c.
35. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2013. - 480 c.
36. Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2014. - 188 c.