Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Нельзя не отметить такое явление, как рост в последние годы интереса общества к массовым праздникам, фестивалям, театральным постановкам, пейзажным спектаклям, различным формам зрелищного искусства. Спектакли позволяют получить наиболее доступные знания, соответствующие потребностям, образу жизни современного человека.
Актуальность темы очевидна - развивается рынок социальных и культурных услуг, качество которых постоянно меняется. Направления развития или экономики предприятий социально-культурной сферы в целом отражаются на состоянии культуры, образования и, следовательно, на интеллектуальной жизни общества.
На современном этапе перед государством стоит важная задача возрождения культурных ценностей человека, способного гармонично развиваться, социализироваться в обществе. А также отвлекать население от вредных привычек, учить правильно распределять свой досуг, направлять людей в нужное, полезное русло, совершенствовать личность, воспитывать на положительном примере.
В свою очередь, задача учреждений культуры как социального института заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организация различных форм досуга, создание условий для полной самореализации в сфере досуга. Для населения существуют различные формы досуга.
А именно: молодежная дискотека, культурно-досуговые программы, кружки в культурно-досуговых учреждениях, кружки художественной самодеятельности, кружки художественного творчества.
Праздники занимают очень важное место в нашей жизни, они влияют на нашу культуру, наше развитие, воспитывают в нас патриотизм, национальный дух, учат уважать и передавать традиции следующим поколениям.
Объект исследования – массовый праздник
Предмет исследования – особенности массового советского праздника
Цель исследования – раскрыть особенности массового советского праздника
Задачи исследования:
- раскрыть понятие «массовый праздник»
- изучить специфику организации массовых праздников
- рассмотреть особенности режиссуры массового праздника
- раскрыть сущность общественно-политических праздников
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и список литературы.
ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА
1.1.Понятие «массовый праздник»
Массовые праздники имеют свои исторические, социальные и культурные истоки. Массовый праздник-это венец народного творчества для народа.
Развитие массовых гуляний в любой стране показывает, что их содержание и характер всегда обусловлены конкретной социальной ситуацией, одни виды массовых зрелищ развиваются, утверждаются в культурной жизни общества, другие, четко определяемые конкретными особенностями, получили дальнейшее развитие.
Сегодня в постановке массовых праздников четко определены такие формы театральных и концертных представлений; театральный концерт, театральные представления разных типов. Они являются основными составляющими массового праздника, каждый из которых имеет свою специфику. Массовый праздник отличается от концерта и зрелища.
Первое, что их отличает, - это производственные условия организации и ведения бизнеса. Таким образом, стадион отличается от концертного или театрального зала, а технические условия массового празднования в городском парке отличаются от технических возможностей стационарной сценической площадки.
Вторая - художественная организация прострнства, поскольку производственная площадка является важным элементом общей драматургической структуры массового спектакля.
Одно дело-организация театрального концертного пространства в концертном зале, другое-организация праздничного пространства на площадях, улицах, в парке, на стадионе. Если пространство в театре или концертном зале двумерное, а точка зрения в театр-это тот, который создается рампой, положением сцены и зрительного зала, пространство стадиона трехмерное, а вид круговой. На стадионе зрелище воспринимается со всех сторон, поэтому действие, а значит и художественное оформление, его оформление строится с учетом этой особенности.
При постановке спектакля на стадионе режиссер и художник учитывают не только производственное пространство стадиона, но и особенности окружающего пространства, их соотношение, что влияет на общее решение массового действа.
Большое пространство и сферичность стадиона диктуют режиссеру и художнику необходимость создания как центральной точки действия, так и отдельных опорных точек, которые впоследствии могут стать основой для основных эпизодов массового действа. Режиссер и артист не должны забывать, что удержать внимание десятков тысяч людей на стадионе сложно.
Необходимо заранее продумать, как и на чем сосредоточиться — точно определить игровые моменты, визуальные изюминки. Лучше всего сделать это с художником по макету.
Если режиссер и художник «проиграют " в верстке всего массового действа, выстроят его динамику, композицию массовых эпизодов, их пластический образ, определят основные точки привязки— это значительно облегчит весь творческий процесс постановки массового праздника.
И, наконец, третье, что отличает массовый праздник от концерта, - это организация и распределение внимания публики. Если в театральном концерте или спектакле необходимо сосредоточить внимание зрителя на месте сцены, то массовый праздник, напротив, требует полицентричности, с созданием нескольких центров зрелищ, каждый из которых самостоятельно организует внимание людей, пришедших на представление.
Полицентричность массовых праздников приобретает особое значение на карнавалах с их четким ритмом, танцами, аттракционами, свободным передвижением людей в карнавальных костюмах, проездом разукрашенных автомобилей — всем, что составляет карнавальное движение.
Это необходимо, во-первых, для максимального эмоционального воздействия на зрителя, для создания праздничного настроения, а кроме того, для предотвращения несчастных случаев при такой концентрации людей. Все это предполагается сценарием массового праздника, в котором четко определены все коммуникации, соединяющие различные составляющие праздника.
Четвертое отличие касается организации и проведения репетиционного процесса.
В отличие от других форм театрального и концертного представления, оно проводится только один раз, а если повторяется, то это совершенно другой праздник-другой сценарий, другая постановка и организация, другие зрители, другое настроение.
И несмотря на то, что массовые гуляния, театральные концерты и спектакли имеют свои особенности, их объединяет монтажная структура драматургии.
Другое дело-драматургия массового праздника. Создавая ее, сценарист и режиссер-постановщик учитывают:
- суперзадача на отпуск;
- местоположение (город, населенный пункт, деревня, парк, стадион, площадь, улица).[1]
-масштаб и границы празднования (общегородского, общенационального);
-возможности (материальные и творческие) Дворца культуры, стадиона, города.
Написание сценария массового праздника предусматривает определение:
- жанровые особенности массового зрелища;
- основные идеи для отдыха;
- основные драматургические " ходы»;
-органическое объединение художественных и документальных материалов;
- общий ритм вечеринки;
- содержание отдельных эпизодов (с разными номерами); - объединение эпизодов в единую драматургическую структуру.
Все эти компоненты (они составляют сам сценарий), средства их монтажа должны быть построены в стройную историю, каждый элемент которой связан с другими.
Следует отметить, что действие массового спектакля (в отличие от театра) лишено однострочной последовательности и предусматривает отступления, паузы, задержки, повторы, смену словесного материала на пластический, пластически-музыкальный, музыкально-на словесный и т. д.
На начальном этапе работы определяется ход, стиль, ритм, а также общий характер будущего праздника. Сюжетная линия должна быть пронизана основной темой, которая цементирует как сюжетную линию, так и вечеринку в целом.[2]
Раскрытие темы начинается с пролога. Этому способствует художественное оформление праздника, в том числе музыка, которая объединяет некоторые его части, диктует ритм. Слово, особенно поэтическое, является определяющим в массовом спектакле.
Подготовив таким образом сценическую основу праздника, режиссер и сценарист затем художественно воплощают главную идею, привлекая к этому сложному творческому процессу исполнительские и актерские способности. В частности, одним из способов привлечения зрителя к массовому празднику является его непосредственное вовлечение в действие.
И если тема праздника, его основная мысль близки, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на творческую идею. Это, как правило, выражается аплодисментами, разными восклицаниями, смехом, переживаниями.
Показать больше