Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы вызвана интересом к сюжетно-тематической концепции в изобразительном искусстве и необходимостью её подробного аналитического разбора для дальнейшего успешного применения на уроках с детьми.
Цель работы – показать всю значимость и ключевую роль сюжетно-композиционного спектра, а также возможность.
Задачи: 1) раскрыть важность сюжетно-тематической композиции и возможность ее интерпретации на уроках в школе.
2) рассмотреть сюжетно-тематическую композицию в исполнении разных художников, направлений и школ изобразительного искусства XX-XXI вв.
Объект исследования: сюжетно-тематическая композиция в изобразительном искусстве XX-XXI вв.
Предмет исследования: изучение разных подходов к исполнению сюжетно-тематической композиции в изобразительном искусстве XX-XXI вв., а также анализ методических приемов для разбора в условиях школьного обучения.
Работа над сюжетно-тематической композицией представляет собой процесс общей разработки и реализации идейного замысла.
В отличие от литературы или театра, композиция в изобразительном искусстве изображает лишь момент развития. Поэтому художник должен найти композицию, позволяющую зрителю прочувствовать необходимое время и то, что следует за обычным событием. Это необходимо для воплощения движения жизни на полотне. При переходе от предыдущего действия к следующему необходимо выбрать завершающий сегмент. Такая особенность в изобразительном искусстве необходима при разработке сюжета в эскизе композиции.
После того, как были сделаны выводы, были сделаны проработки эскизов к картине. При исполнении этюдов происходит смена композиции. В тот же день, когда композиция хранится в этом месте, на стену можно повесить одежду.
Создание образа и взаимодействие с персонажами, отражение различий в их характерах и проявлениях являются наиболее важными и содержательными в других сюжетных композициях.
Можно сказать, что основными темами многих художников являются стереотипные решения, сохраняющие и повторяющие чужие композиции, в которые импортируются образы людей в надуманных позах и движениях.
Анализируя произведения известных художников и методы их работы, мы убеждаемся, что творчество этих мастеров основывалось на пристальном изучении действительности. Секрет необычайной силы воздействия их картин кроется в развитой наблюдательности, настойчивом поиске собственного композиционного решения и глубоком изучении изображаемого события.
Таким образом, работа над композиционным творчеством должно быть сопряжено с намеренным строительством накопления чувства, пока не будет найдена интересная и актуальная тема. Идейный замысел и тема находят свое конкретное выражение в сюжете.
1.Сюжетно-тематическая композиция в изобразительном искусстве
1.1.Различные стилистические направления в живописных произведениях зарубежных художников XX-XXI вв.
Современная авторская живопись и графика в их нынешнем виде, как вид современного искусства, сформировались в 60-70-х гг. прошлого века, когда в качестве альтернативы модернизму французскими философами был введен термин «постмодернизм». К этому стилю присоединились многие европейские художники.
Французский социолог, фотограф и философ Жан Бодрийяр, «гуру постмодернизма», назвал эпоху постмодернизма гиперреальностью, отметив тем самым утрату в ней ощущения реальности. Его философия легла в основу гиперреализма — нового течения в живописи и скульптуре, появившегося в США в конце 60-х годов. 20 века и на основе «фотореализации объекта». Гиперреализм (фотореализм) – одно из модных сегодня направлений в изобразительном искусстве. Ее видными представителями были Ж. Боден, К. Клоуз, Р. Муек, Р. Петров и другие. Копируя реальность, гиперреалисты создают убедительную иллюзию, ложную реальность. Авторская живопись и графика, весь художественный опыт гиперреализма стали предвестником возникновения неомодернизма - стиля, наиболее ярко воплотившегося в архитектуре.
Гиперреализм противопоставляет себя концептуализму, другому многогранному и яркому явлению современного искусства середины 20 века, в котором идея имеет первостепенное значение по отношению к техническому совершенству исполнения. По своей эстетике натурализма и прагматизма гиперреализм ближе к поп-арту — современному направлению в живописи, истоки которого также берут свое начало с середины прошлого века.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Вандышев И.Л.. 1891—1964. Живопись, рисунок, акварель : каталог выставки к 100-летию со дня рождения / авт.-сост. Г. С. Трифонова при участии в составлении каталога Л. Н. Рябовой и О. А. Савиновой. — Челябинск, 1991. — 76 с.: ил.
2) Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г.
3) Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е. И. Игнатьев. - М.: Учпедгиз, 1961. - 224 с.
4) Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст] / С.Е. Игнатьев. - М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.
5) Казанова Р.Г. Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
6) Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
7) Качалов В. О небесном и земном. Выставка живописи /авт. вст. ст. Г. С. Трифонова. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. — 32 с.
8) Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
9) Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки [Текст] / В С. Кузин. - М.: Академия, 2004. - 232 с.
10) Ломов С.П. Дидактика художественного образования [Текст] / С. П. Ломов. - М.: Пед. академия, 2010. - 104 с.
11) Махрова Н. Дворец Победы /Н. Махрова // Злато-устовская энциклопедия : в 2 т.; ред.-сост. А. В. Козлов, Н. А. Косиков, В. В. Чабаненко. — Т. 1. — Златоуст : Златоустовский рабочий, 1994. — С. 98.
12) Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
13) Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция [Текст]: Хрестоматия / Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
14) Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
15) Трифонова Г.С. Василий Андреевич Неясов. 1926—1984. Личность и творчество : каталог-альбом творческого наследия / Г. С. Трифонова. — Челябинск, 2006. — 182 с. : ил.
16) Трифонова Г.С. Николай Русаков. 1888—1941. Жизнь и творчество. «...Я смотрел зачарованным глазом...» : монография / Г. С. Трифонова.. — Челябинск, 2004. — 160 с.: ил.
17) Трифонова Г.С. О Николае Аникине и его живописи : каталог выставки к 70-летию со дня рождения / Г. С. Трифонова; сост., авт. текстаМ. Аникина. — Челябинск, 2014. Б/п.
18) Трифонова, Г.С. О художнике и его творчестве : Вещь — образ — символ — знак. Натюрморты Валерия Якивца. Живопись из собрания Н. И. Перевозчикова. : каталог выставки /Г. С. Трифонова. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014.— С. 7—9.
19) Трифонова, Г.С. Современное искусство Урала и уральские творческие организации Союза художников России / Г. С. Трифонова. // Изобразительное искусство Российской Федерации : 9 т. — Урал ; руковод. проекта К. Б. Кузьминых. — М. : Пранат, 2013. — С. 10—29.
20) Трифонова, Г.С. Сурин Николай Федорович, художник [90 лет со дня рождения] / Г. С. Трифонова // Календарь знаменательных памятных дат. Челябинская область. 2015 ; Мин-во культуры, Челяб. гос. краевед. музей, Челяб. обл. универс. науч. б-ка, отдел краеведения / сост. И. Н. Пережогина и др. — Челябинск, 2014. — С. 185—190.
21) Трифонова Г.С. Феномен художника Зайнулы Латфулина. Творческая биография. Творческий стиль и его единство в монументальной, станковой живописи, рисунке, акварели и гравюре /Г. С. Трифонова. //Мир художника. Зайнула Латфулин. Монументальная живопись, станковая живопись, графика. — Челябинск : Редакционно-издательский центр Урала, 2012. — С. 102—107.
22) Трифонова Г.С. Художественная культура Южного Урала (1900—1980-егг.) // Г. С. Трифонова. Художественная среда. Музей. Художники : монография. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. — С. 53—54, 68.
23) Ходаев. Цветы на обочине : каталог выставки / сост. Н. Козлова, Т. Ходаева. — Челябинск : Книга, 2012. — 96 с.: ил.
24) Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
25) Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе [Текст] / Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1984. - 142 с.