Фрагмент для ознакомления
2
Эмоции играют важную роль в жизни человека: они служат призмой наших чувств, являются каналом для их передачи. Очень часто возникают ситуации, когда эмоции невозможно выразить при помощи привычных жестов и мимики, тогда на помощь приходит язык.
Исторически эмоции отражали культурные традиции народов, его внутреннее отношение к окружающему миру, к самому себе. Все что мы осознаем, можно подразделить на две составляющие: ощущения, связанные к внешним объектам мира и ощущения, связанные с субъективным восприятием этого мира – внутренние переживания.
Категория эмоции выполняет две основополагающие функции – коммуникативную и эмоциональную. Этим, во многом, и объясняется интерес к данной языковой категории.
Психологи всегда интересовались эмоциональными процессами их влиянием на человека. Некоторые исследователи считали, что именно эмоции играют главную роль в жизни человека, определяют поступки и чувства человека [4], [7].
Исследованиями эмоций и эмоциональных процессов в разное время занимались многочисленные психологи, а именно В. Вундт, В. К. Вилюнас, У. Джемс, У. Макдауголл, Ф. Крюгер.
Несмотря на широкую географию и глубину психологических исследований до сих пор многие аспекты эмоциональных процессов не раскрыты. Поэтому тема настоящего исследования не теряет своей актуальности и требует изучения.
Целью данной курсовой работы является исследование различных подходов к сущности, классификации и проявлению эмоций и эмоциональных процессов в психологии.
Объектом исследования являются эмоциональные процессы.
Предметом исследования являются основные подходы к исследованию эмоциональных процессов в психологии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия эмоции и эмоциональные процессы;
2. Описать классификации эмоций и эмоциональных процессов;
3. Рассмотреть теории эмоций;
4. Представить подходы к исследованию эмоций зарубежными психологии.
Теоретическую базу исследования составили труды таких исследователей, как
В работе использовались следующие методы исследования:
- общенаучные – подбор научной литературы, ее анализ и обобщение полученной информации в виде глав и параграфов работы.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе была проанализирована и систематизирована информация из литературных первоисточников, раскрываются сущность понятия эмоции и эмоциональные процессы.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе представлен анализ разных подход к изучению эмоциональных процессов ведущими зарубежными психологами.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоциональных процессов и состояний в психологии
1.1 Понятие об эмоциональных процессах, эмоциональных состояниях
Как известно, здоровье человека характеризуется тремя составляющими – физическим, психическим и социальным благополучием. Психическое состояние является важным элементом психической регуляции, которая отвечает за поддержание душевного равновесия.
Многие ученые разных научных областей обращались к исследованиям психических процессов у людей. Дадим определение понятию «психические процессы».
Базовое определение данному термину было дано Н.Д. Левитовым, который под психическими процессами понимал целостную характеристику деятельности психики, характеризующая особенности протекания психических процессов в течении определенного временного периода [12].
Еще одно рассмотренное нами определение принадлежит Ю.Е. Сосновиковой. Исследователь считает, что психические процессы человека представляют собой устойчивые взаимоотношения всех аспектов психики индивида, которые выражают степень уравновешивания человека с окружающей его средой [1].
А.В. Родионов под психическими процессами рассматривает целостную характеристику психической деятельности человека в определенный период времени, которая связана с определенной динамикой психических процессов и психофизиологических функций. По его мнению, психологические процессы отражают реакцию людей на взаимодействие факторов внутренней и внешней среды [1].
Таким образом, приведенные определения понятию «психические процессы» приводят к выводу, что, в сущности, под психическими процессами понимается ответная реакция психики человека на условия окружающей среды, которые проявляются внешними выражениями.
Эмоциональные процессы - это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека.
Отмечается, что психические процессы способны повторяться, в результате чего они приводят к формированию определенных качеств личности. Однако по сравнению с особенностями личности, волевыми качествами, психические состояния ситуативны. Закономерные психические процессы могут повторяться, они могут быть цикличными.
Внешним проявлением психических процессов являются эмоции. Любой психический процесс включает в себя эмоции как основную составляющую.
Эмоциональные процессы всегда однонаправленны, имеют начало и конец, они могут изменяться во времени, но при этом имеют целостность содержание и устойчивость.
Если ссылаться на то, что эмоциональные процессы рассматриваются как отдельные психические состояния, то можно сказать, что эмоциональные процессы позволяют определить доминирование той или иной эмоции при различных психических состояниях. Помимо эмоциональных процессов в структуру психических состояний входят активационные, тонические, тензионные и другие состояния [11].
Эмоциональные процессы (явления) делятся на аффекты, стрессовые состояния, настроения, собственно эмоции и чувства.
Аффект - особый вид переживания возникает к концу действия и отражает сум¬марную, итоговую оценку ситуации.
Собственно эмоции, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Это реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или воспоминаемые. Если раздражение воспринимается как угроза или вызов, то за ними следует эмоциональное возбуждение.
Чувство - эмоциональный процесс переживания человеком своего отношения к кому-либо или чему-либо. Чувство обязательно имеет предмет или объект - что-нибудь или кого-нибудь, по отношению к которым и испытывается то или иное чувство.
Следовательно, возникновение и зарождение эмоции, чувства, аффекта - это процесс, а результат этого процесса, протекающего с очень большой скоростью, - эмоция, чувство, аффект - это состояние. Поэтому психические процессы и состояния отличаются динамикой - у психических процессов она есть, а у состояний - практически нет. Можно сказать, что эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только энергетический уровень функционирования, но и направленность поведения. К ним относятся: удовлетворение, веселье, апатия, печаль, депрессия, агрессия, озлобленность, тревога, испуг, любопытство, презрение, брезгливость и др. Нередко понятия эмоциональные процессы и эмоциональные состояния используются как синонимы [3], [7].
Рассмотрим эмоциональные процессы как отдельный процесс. Для этого представим некоторые ключевые характеристики. В первую очередь, необходимо отметить, что эмоциональные процессы имеют кратковременное воздействие на поведение человека. Такая особенность определяется временными различиями в степени выраженности эмоциональных процессов, с течением времени они могут как усиливаться, так и угасать. Также эмоциональные процессы человека зависят от
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бутузова, Ю.А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности [Электронный ресурс] / Ю.А. Бутузова // ОНВ. - 2011. - №5 (101). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-suschnost-emotsionalnogo-sostoyaniya-lichnosti (дата обращения: 23.04.2023).
2. Верхотурова, Н.Ю. Эмоциональное реагирование: функции, компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования [Электронный ресурс] / Н.Ю. Верхотурова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2012. -№1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-reagirovanie-funktsii-komponenty-harakteristiki-problemy-i-perspektivy-issledovaniya (дата обращения: 23.04.2023).
3. Гордеева, Е.П. К ПРОБЛЕМЕ ТЕРМИНОЛОГИИ: "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ, ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ [Электронный ресурс] /
Е.П. Гордеева // Вестник магистратуры. - 2018. - №4-3 (79). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-terminologii-emotsionalnye-sostoyaniya-chuvstva-emotsii (дата обращения: 23.04.2023).
4. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. 412 c.
5. Карамышева, Е. О. Эмоции человека [Электронный ресурс] / Е. О. Карамышева, Д. А. Головченко // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 433-437. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35231/ (дата обращения: 23.04.2023).
6. Коваленко, Н.П. Эмоциональные процессы в ресурсной психотерапии [Электронный ресурс] / Н.П. Коваленко // Образовательный вестник «Сознание». 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-protsessy-v-resursnoy-psihoterapii (дата обращения: 18.05.2023).
7. Куликов, Л. В. Проблема описания психических состояний [Текст] / Л.В. Куликов // Психические состояния. СПб.: Питер, 2001. С. 9-42
8. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: 2011. 276 c.
9. Леонтьев, А. Н. Внутренний мир личности [Текст] / А.Н. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. / Сост. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2000. - С.372 - 377.
10. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2002. 421 c.
11. Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2003. Ч 1. 304 с
12. Прохоров, А. О. Определение понятия «психическое состояние» [Текст] / А.О. Прохоров // Психология состояний: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2004. – 320 с.
13. Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 [Текст] / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 217 с.
14. Сафонов, В. К. Диалектическая функция психического состояния (теоретико-методологический аспект) [Электронный ресурс] / В.К. Сафонов // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskaya-funktsiya-psihicheskogo-sostoyaniya-teoretiko-metodologicheskiy-aspekt (дата обращения: 18.05.2023).
15. Рыбникова, Е.С. К проблеме дифференциации психических и эмоциональных состояний [Электронный ресурс] / Е.С. Рыбникова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2010. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-differentsiatsii-psihicheskih-i-emotsionalnyh-sostoyaniy (дата обращения: 23.04.2023).