Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В системе современного образования происходят непрерывные изменения. Усиливается воспитательная и обучающая функции в образовательных организациях, совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Очевидно, что от совместной слаженной работы образовательных организаций и семей, в которых растут дети, зависит очень многое. От качества и системы работы организаций с родителями зависит родительская компетентность и рост уровня педагогической культуры родителей. В современной образовательной среде формирование положительного отношения к семейным ценностям младших школьников является актуальной проблемой. Это одна из главных задач в современной образовательной среде.
Воплощение инноваций в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей каждого ребёнка. Эти требования прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), на каждой из образовательной ступени, от дошкольной организации и до вуза. ФГОС НОО регламентирует внедрение в образовательный процесс новые образовательные технологии и принципы обучения и воспитания детей, где большая роль отводится семье. Это дает педагогам большие возможности для создания различных инновационных педагогических проектов, которые позволяют развивать семейные ценности младших школьников.
Цель курсовой работы: обосновать роль семьи в системе воспитания детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования положительного отношения к семье и семейным ценностям в системе воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формы и методы, используемые в системе воспитания детей младшего школьного возраста для повышения роли семьи.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи исследования:
1) Обосновать роль семьи в системе воспитания младших школьников.
2) Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьника.
3) Описать особенности воздействия семьи на воспитание младшего школьника.
4) Рассмотреть организационно-педагогические условия взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания младших школьников.
5) Предложить методические рекомендации для педагога при взаимодействии семьи и школы в процессе воспитания младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представления о роли семьи в системе воспитания детей младшего школьного возраста.
Структура работы состоит из введения, двух главы, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы роли семьи в системе воспитания младших школьников
1.1.Роль семьи в системе воспитания младших школьников
Роль семьи при обучении и воспитании младших школьников чрезвычайно велика. Вопросы детского обучения и развития ребёнка в этом процессе исследовали педагоги и психологи Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.
В своих работах они указывали на необходимость развития каждого ребёнка в учебно-воспитательном процессе, и какую роль при этом могут играть родители детей. Проблемой организации взаимодействия педагогов и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова и др. [14].
В своих работах учёные и исследователи предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества образовательной организации и семьи. Сегодня они предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй. Грамотное взаимодействие образовательной организации с семьей всегда положительно влияло на воспитание и развитие детей младшего школьного возраста.
Центральным моментом в индивидуальных способностях человека являются его способности, которые определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее индивидуальности. Младший школьный возраст-это период усиленного развития, изменения и обучения ребёнка. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения во многих сферах личности и совершенствуются все психические процессы субъекта. Это внимание, память, мышление, речь, воображение. Наиболее ярко это происходит в творческой деятельности ребёнка, которая позволяет более полно выразить свой внутренний мир. На все эти процессы воспитания и развития младшего школьника, прежде всего, влияет его семья. В этих вопросах семья и школа имеют единообразные цели и задачи воспитания и развития детей. И если при воспитании взрослых школьников эти вопросы не всегда однозначны и единообразны, то при воспитании детей младшего школьного возраста, разночтений быть не может. Основной путь развития любых способностей у школьников заключаются в создании взрослыми доступных детям постановке задач. Любые задания, которые используют взрослые при воспитании и развитии ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, и создавать что-то новое. При этом самым важным для ребёнка является поддержка взрослого.[33]
Продуктивные и творческие задачи, поставленные педагогом перед ребёнком, нацеливают его на самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей. Развитие способностей детей младшего школьного возраста происходит в процессе воспитания установок на развитие и формирование у них способов и приемов учебной деятельности и при возможности самостоятельного творческого поиска. Именно семья может оказать необходимую поддержку ребёнку в процессе его развития. В целом, речь может идти о формировании у детей соответствующих семейных и общечеловеческих ценностей, которые позволят ученику стать успешным и уверенным в себе. Проблема развития семейных ценностей у подрастающего поколения всегда была актуальна. Под семейными ценностями понимают взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных особенностей в малой социальной группе, основанной на браке и кровном родстве. В браке, два образца ценностей приобретают единый характер в зависимости от их социально-исторического значения для общества.
Современные исследователи большое внимание уделяют взаимодействию школьного учреждения и семьи. Семья-это одна из величайших ценностей созданных человечеством за всю историю своего существования [22]. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно и основной ее механизм - воспитание.
По мнению исследователей И.В. Гребенникова, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухиной и др., семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни ребёнка. С семьёй прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Они считают, что процесс социализации детей начинается на этапе раннего детства в семье. В обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции первоначальной социализации детей [2].
Пути повышения педагогической культуры родителей обстоятельно изучали ученные И.В. Гребенников, О.Л. Зверева, Е.И. Наседкина, Р.К. Сережникова и др. Семья и школьные организации - два важных института социализации детей. Их воспитательные и образовательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их постоянное взаимодействие. В основе взаимодействия школы и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений [19].
Семейные ценности - это предпочитаемая обществом совокупность представлений о семье и влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия [25]. К семейным ценностям относят следующие ценности:
-верность;
-общие семейные цели;
-уважение друг к другу;
-любовь и доверительные отношения;
-умение прощать и просить прощения;
-поддержка друг друга в любых обстоятельствах;
-забота и взаимопомощь;
-воспитание детей в любви;
-уважение к чужому труду и др.
Сложно конкретно определить, какие семейные ценности самые важные и лучшие. В каждой семье на этот счёт имеются свои приоритеты. Очевидно лишь, что для каждого ребёнка это имеет первостепенное значение. Исследования в области психологии определили самые распространенные и актуальные ценности многих семей. Они все взяты из практики психологов, которые проанализировали многие отношения в семьях, и вышли на некоторую статистику.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
2. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст] / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2001. - 315 с.
3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст] / Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 160 с.
4. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст] / М.В. Битянова // Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
5. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст] / М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
6. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 25.04.2023).
7. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 25.04.2023).
8. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
9. Гайдарова, Л. И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
10. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
11. Долженко, А.А. Нравственное воспитание школьника в современных условиях ФГОС НОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС НОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 25.04.2023).
12. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 25.04.2023).
13. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
14. Жмурина, К.В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей / К. В. Жмурина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38414/ (дата обращения: 25.04.2023).
15. Заглада, Л.М. Дети и мультипликация [Текст] / Л.М. Заглада // Мир семьи. – 2005. - No11. – С. 14-17.
16. Ишкова, Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Ишкова, Ю.Е. Красный. - Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение. - 2007. -175 с.
17. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
18. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок».- 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата обращения: 25.04.2023).
19. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9.- С. 18-20.
20. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
21. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения: 25.04.2023).
22. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
23. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный . – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 25.04.2023).
24. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 25.04.2023).
25. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе. [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2000. - С. 81-89.
26. Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ В.П. Сергеева. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.
27. Степанов, П.Р. К чему и стремился педагог (Алгоритм организации воспитательной деятельности) [Текст] /П.Р. Степанов. - Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.
28. Симонова, Т.Р. Идеи E.H. Водовозовой в современном воспитательном процессе [Текст] / Т.Р. Симонова // Начальная школа плюс До и После. -2010,- №6.- С. 52-54.
29. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин. - Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования // В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - 10-е изд., перераб. - Москва: «Академия», 2011. -608 с.
30. Трушина, Н.Н. Особенности развития доверия в педагогическом общении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» [Электронный ресурс] / https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-doveriya-v-pedagogicheskom-obschenii (дата обращения: 25.04.2023).
31. Ульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. [Текст]/ С.В. Ульневич. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
32. Хохлова, Е.В. Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога / Е. В. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 935-937. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11300/ (дата обращения: 25.04.2023).
33. Шадриков, В.Д. Способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М.: Издательство «Институт практической психологи РАН»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2014. — 288 с.
34. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. [Текст]/ М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2004. - 272 с.
35. Якиманская, И.С. Технология личностно – ориентированного образования [Текст] / И.С. Якиманская. - Москва: Сентябрь, Отв. ред. М.А. Ушакова, 2000,- 176 с.