Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня процесс управления той или иной страной, тем или иным государством осуществляется посредством государственной (политической) власти. Под термином «государственная власть» понимается способность одного человека или группы лиц осуществлять контроль за поведением и действиями граждан и общественности на основании личного, общественного, общенационального, общегосударственного спектра задач.
В настоящее время в Российской Федерации (РФ) процесс правления государством осуществляется посредством разделения власти на такие составляющие, как:
- законодательную;
- исполнительную;
- судебную ветви.
Сам же спектр органов власти подразделяется на ряд федеральных и комплекс региональных органов.
Комплекс федеральных органов управления представляет собой систему органов государственной власти, осуществляющую процесс формирования и реализации политики государства, как в целом, так и по отдельным направлениям в разрезе отдельных ветвей власти, в частности. Структура федеральных органов власти РФ представлена в приложении.
Во главе государства стоит Президент. В его прямые обязанности входит:
- процесс обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всего спектра органов государственной власти;
- издание приказов и распоряжений;
- назначение и освобождение от полномочий представителей власти;
- ведение переговоров и заключение контрактов с иностранными государствами и т.д.
Законодательный орган РФ – это Федеральное Собрание, представленное Советом Федерации и Государственной Думой (рис.1).
Рис.1 – Структура законодательной ветвь власти РФ
Советом Федерации и Государственной Думой осуществляется деятельность:
- по формированию комитетов и комиссий;
- по проведению парламентских слушаний;
- в отношении контроля за реализацией бюджетных средств и т.п.
Наряду с этим Совет Федерации:
- утверждает спектр изменений границ между муниципалитетами, указы Президента в отношении введения военных или чрезвычайных положений;
- решает ряд вопросов о деятельности Вооруженных Сил страны за пределами ее территорий;
- регулирует вопросы выборов Президента и снятие его с должности;
- назначает на должности судей, прокуроров, заместителей Председателя и т.д.;
- рассматривает законодательную базу в отношении бюджета, налогов, сборов федерального уровня;
- вопросы в отношении финансов, валюты, системы кредитования, таможни, эмиссии денежных средств;
- аспекты заключения и расторжения спектра международных договоров;
- регламентирует статус и защиту границ РФ;
- контролирует военное и мирное положение в стране и т.п.
Государственной Думой исполняется спектр следующих полномочий:
- решается комплекс вопросов в отношении доверия Правительству страны;
- дается согласие в вопросах назначения председателя Правительства страны;
- принимается спектр законов федерального назначения;
- образует ряд комитетов, фракций, депутатских групп;
- сочетает в себе деятельность законотворческого и законодательного характера и т.д.
Система федеральных органов исполнительной власти также представляет собой систему (рис.2).
Рис.2 – Структура исполнительной ветви власти РФ
Основные обязанности Правительства страны заключаются в следующем:
- обеспечение осуществления единой политики в вопросах финансирования, системы кредитования, денег, культурной, научной, образовательной, здравоохранительной, социальной, экологической составляющей;
- осуществление процесса управления федеральной собственностью;
- деятельность в вопросах обеспечения обороны России, безопасности, борьбы с преступными деяниями и т.п.;
- координация деятельности органов федерального значения в области экономики, социальной составляющей, жилищной и строительной политики, науки и инфраструктуры, правоохранительной деятельности;
- осуществление иных полномочий в рамках законодательной базы РФ и т.п.;
- создание спектра постановлений, распоряжений, обеспечение процесса их исполнения.
Председателем Правительства осуществляется определение основных направлений деятельности Правительства РФ и регулирование его работы.
Министерством, как федеральным органом исполнительной власти, проводится государственная политика и осуществляется процесс управления сферой деятельности, координируется деятельность в данной сфере иных органов.
Государственным комитетом РФ, Федеральной комиссией России осуществляется деятельность по межотраслевой координации и функциональному регулированию той или иной сферы.
Федеральной службой России, российскими агентствами, федеральным надзором России осуществляют ряд специальных функций.
Процесс правосудия в России находится в ведении судебной ветви власти, а именно, таких судопроизводств, как конституционное, гражданское, арбитражное, административное, уголовное (рис.3).
Рис.3 – Структура судебной ветви власти РФ
Конституционным судом разрешается спектр дел о соответствии Конституции страны законодательной базе. Конституционным судом дается толкование Конституции РФ, проверка конституционности проектов законов, проектов данных законов. В его обязанности входит разрешение вопроса о возможности исполнения решений межгосударственных органов.
В полномочия Верховного Суда страны входит:
- рассмотрение спектра дел гражданского характера;
- разрешение споров, связанных с экономической сферой;
- ведение дел уголовного, административного и иного характера;
- осуществление судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции и судов арбитражных;
- разъяснение вопросов в отношении судебной практики.
Таким образом, государственная власть Российской Федерации осуществляет всеобъемлющее регулирование жизнедеятельности общества посредством различных взаимодополняющих друг друга ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.
1.2 Полномочия муниципального самоуправления
Региональные (муниципальные) органы власти – это спектр органов власти субъектов России. Он характеризуется, как ветви власти законодательного, исполнительного, судебного характера.
Под местным самоуправлением понимают деятельность граждан, обеспечивающую процесс самостоятельного решения населением вопросов местного значения, управления муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории, того или иного государства (края, страны, региона), Федерации или конфедерации (рис.4).
Стоит отметить, что обязательная составляющая местного самоуправления – это:
- правительственный орган;
- глава муниципалитета;
- местная организация.
К необязательным составляющим относят:
- контрольно-счетные органы;
- спектр иных органов местного.
Законодательный орган власти республик в составе России – это парламенты. Спектр законодательных органов власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – это думы, собрания и т.д.
Рис.4 – Структура муниципального самоуправления РФ
Основные полномочия Представительных органов (законодательных ветвей власти) муниципального самоуправления заключаются в следующем:
- принимают уставы регионального образования и вносят в них изменения и дополнения;
- издают муниципальные правовые акты;
- устанавливают официальные символы местных образований;
- формируют и распределяют бюджет региона;
- создают местные предприятия и учреждения;
- устанавливают систему тарификации на спектр услуг;
- регламентируют деятельность муниципальных предприятий и учреждений;
- исполняют спектр полномочий в вопросах организации теплоснабжения;
- исполняют спектр полномочий в отношении водоснабжения и водоотведения;
- осуществляют стратегическое планирование;
- обеспечивают материально-техническое оснащение и организуют выборы в регионе, референдумы, голосования и т.п.;
- утверждают и реализуют муниципальные программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- организовывают и регулируют благоустройство территории региона;
- утверждают правила и процесс благоустройства территории;
- принимают решения о привлечении граждан к добровольному урегулированию вопросов местного значения;
- принимают решения об отставке главы муниципалитета;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»
2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета – 2020 – №55
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
4. Закон Московской области от 23 апреля 2003 г. N 41/2003-ОЗ «О Губернаторе Московской области»
5. Закон Московской области N 122/2005-ОЗ «О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области»
6. Закон Московской области от 23 июля 2018 года N 135/2018-ОЗ О Московской областной Думе» (с изменениями на 29 декабря 2022 года)
7. Устав Московской области от 23 ноября 2022 года N 197/2022-ОЗ (с изменениями на 25 апреля 2023 года)
8. Доклад Совета муниципальных образований Московской области о развитии местного самоуправления на территории Московской области в 2020 году № 1 от 19 марта 2021 года
9. Актуальные проблемы муниципального права: учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под науч. ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова; под общ. ред. В.В. Комаровой, Л.Т. Чихладзе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 2018. – 319с.
10. Барабашев А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
11. Бейдина Т.Е. Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления как теоретическая и практическая политическая проблема / Т.Е. Бейдина // Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. – Т. 24. – № 2. – С. 39-46.
12. Боков Ю.А., Фетисова А.В. Конституционные гарантии местного самоуправления в РФ / Ю.А. Боков, А.В. Фетисова // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXIX междунар. науч.-практ. конф. № 1(63). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 23-28
13. Большаков С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22
14. Васильева В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
15. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
16. Дзина М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517
17. Конституционные основы разграничения полномочий между органами публичной власти: монография / А.Е. Постников, Л.В. Андриченко, А.Е. Помазанский [и др.]; отв. ред. Л.В. Андриченко, А.Е. Постников; ИЗиСП. — М.: ИНФРА-М, 2015. – 237 с.
18. Мельков С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. - М.: КноРус, 2018. - 294 c.
19. Меркулов А. В. Проектный подход в системе государственного стратегического управления / А. В. Меркулов, Л. В. Тугачева // Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги – 2020: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Анапа, 29 февраля 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 17-22
20. Официальный сайт Компании «РБК». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.rbc.ru/politics/02/04/2020/5e85f0679a7947ff5f78ee35 (дата обращения 01.05.2023)
21. Официальный сайт Правительства Московской области. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/organy/ministerstvo-investiciy-i-innovaciy/tri-podmoskovnykh-investproekta-poluchat-finansirovanie-v-frp-rf?ysclid=lh4r8dws45690874596 (дата обращения 01.05.2023)
22. Попова Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова; под общей редакцией Г. Ф. Ручкиной. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 239 с.
23. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления. Учебное пособие / О.М. Рой. - М.: Питер, 2021. - 131 c.
24. Рябцев Н. В. Сущность и особенности процесса муниципального управления / Н. В. Рябцев // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сборник научных трудов 9-й Международной научно-практической конференции, Курск, 20–21 февраля 2020 года. – Курск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал, 2020. – С. 86-89
25. Сёмкина О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы iii международной научно-практической конференции. том 1 / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2018. - 172 c.
26. Уманская В. П. Государственное управление и государственная служба в современной России : монография / В. П. Уманская, Ю. В. Малеванова. – Москва: Норма, 2020. – 176 с.
27. Чазова И. Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И. Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-4(70). – С. 53-59
28. Юридический интернет-портал «ЗонаЗакона.RU». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.zonazakona.ru/law/zakon_mo/art/9276/?ysclid=lh4omctjum207130338 (дата обращения 30.04.2023)
29. Яновский В. В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2022. - 200 c.