Фрагмент для ознакомления
2
Детская игра - это деятельность ребенка в условной (воображаемой, во-ображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности кроется в ней самой, то есть ребенок играет не ради внешнего результата, эффекта, а потому, что хо-чет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.
Игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Существует «первичная ориентация в смысле человеческой деятель-ности, существует особое знание своего ограниченного места в системе от-ношений взрослых и необходимости быть взрослым».
С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действи-тельностью, одновременно передавая ему определенный опыт и знания о том, как действовать с предметами и как относиться к людям. В игре закрепляется элементарный опыт, отражаются первые идеи, что чрезвычайно важно для полноценного развития дошкольников [5].
В произведениях Л.С. Выготского (1896-1934) игра уже была признана ведущей деятельностью, то есть определяющей развитие ребенка. В какой момент это появляется и когда становится ведущей деятельностью? Ребенок в раннем возрасте может чему-то научиться, только по-настоящему почувство-вав это, попробовав это, испытав это на собственном опыте. Действия «в уме» ему еще недоступны, а самый младший ученик уже способен на это. Откуда берется этот «разум» и когда он возникает, или, выражаясь научным языком, внутренний план деятельности? Он формируется в игре и через игру! Сначала выполняемые игровые действия заменяются жестом, затем словом, затем они полностью выполняются в уме (игра воображения). Более того, только в игре ценность предмета отделяется от самой вещи. Все остальные действия ребен-ка реальны. И в игре вы можете торговать только стоимостью, а не самим объектом. Идеал и материал разделены. Совершается идеальное действие, за-кладываются основы теоретического мышления, закрывается первый этаж общего здания человеческой мысли (по А.В. Запорожцу). В этом заключается основное значение игры для умственного развития детей [10].
Один из крупнейших исследователей игр современности С.Л. Новосе-лова дала при этом очень образное и очень точное определение: игра - это «форма практического размышления ребенка об окружающей его действи-тельности», которая является «генетическим прототипом теоретического мышления взрослого». В игре, практически, то есть в действии, весь мир ста-новится доступным. Дошкольник не может водить машину, не говоря уже о космическом корабле, попасть в джунгли или на Северный полюс за одну ночь, не говоря уже о том, чтобы попасть в прошлое или будущее. В игре возможно все [27].
Игра имеет непреходящее значение для социального развития ребенка, именно в игре он адаптируется к ролевому поведению, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Он учится подчинять свое поведение опре-деленным правилам, а это значит, что без полноценной игры у него не разо-вьется такое важное качество, как произвольность своих действий. По словам известного психолога ЛИ Божовича, игра - это механизм, который переводит требования взрослого в потребности ребенка. Но игра - это не просто практи-ческое развитие «будущих» взрослых отношений в результате хорошего вы-полнения своей роли. Во время игры налаживается реальное взаимодействие с коллегой: умение договариваться, слушать других, иногда идти на компро-мисс, иногда настаивать на том, чтобы игра продолжалась, а главное, чтобы всем было интересно и увлекательно!
Есть и другие чрезвычайно важные качества, которые формируются в активной игре дошкольника, - это активность и инициативность. Чтобы по-лучилась интересная, увлекательная игра, ребенок должен напрячь все свое воображение, уметь обыграть любую мелочь, когда трудно найти выход из любой ситуации, смоделировать и протестировать различные варианты ситу-ации в действии. Ребенок, получивший опыт такого разного подхода к раз-личным заданиям в игре, легко переносит его на другие занятия, и «недо-учившийся» очень часто действительно боится ошибиться.
К сожалению, педагоги не всегда уделяют внимание игровой деятель-ности, и многие родители не знают о развитии игры и ее роли в жизни до-школьников, часто отдавая предпочтение иностранным языкам, чтению, письму, риторике и даже философии. Чем больше ребенок знает и умеет, тем более доступным он будет по сравнению со своими сверстниками. Однако мы можем научить ребенка всему, чему захотим, и всему, но чему из этого мож-но научиться?
П.С. Выготский, которого в психологии называли Моцартом (он очень точно предвидел многие вещи, которые позже были подтверждены экспери-ментально), сказал, что если ребенок в раннем возрасте не способен учиться по программе взрослого, то школьник вполне может это сделать [9].
Дошкольник может учиться по программе взрослого только в той сте-пени, в которой эта программа становится его собственной. Какую роль здесь играет игра? Игровая форма делает многие задания интересными и понятны-ми для ребенка, что часто используется дидактиками, но, как ни странно, не это главное.
Во-первых, в любительской детской игре, созданной по инициативе са-мого ребенка, формируются те психические качества, без которых обучение просто невозможно.
Во-вторых, в игре у детей есть возможность применить полученные знания на практике, а это значит, что они действительно изучают и понимают их. Без этой практической апробации любые знания становятся абстрактны-ми, ненужными и быстро забываются.
Для развития дошкольника важны игры, созданные им самим по соб-ственной инициативе, сюжет которых он придумывает сам – сюжетный, ро-левой или режиссерский. Именно в них происходит наибольшее общее разви-тие, а некоторые отдельные функции не выполняются. Они не возникают на пустом месте. Все остальные игры, инициированные взрослым, льют воду на мельницу развития любительской игры. Важно, чтобы ребенок владел игро-вой культурой во всем ее многообразии: в раннем и младшем дошкольном возрасте это сюжетные игры (ребенок повторяет то, что видит вокруг себя), затем идут любительские сюжетные игры (ребенок обращается к интересным историям, придумывает их сам), для детей старшего дошкольного возраста сюда добавлены игры с правилами. Не стоит недооценивать такие виды игр, как развлекательные, подвижные игры, экспериментальные игры, различные народные игры, развивающие игры [8].
Хорошая детская игра - это эмоционально насыщенное действие, и ре-бенок полностью в нее погружается. Чем больше спектр событий и явлений, отображаемых в игре, тем лучше. Так, если младший дошкольник готов иг-рать в магазине и поликлинике, в семье и детском саду, то игры для старших дошкольников гораздо увлекательнее, они связаны с путешествиями, при-ключениями и подвигами.
Игра постепенно приобретает «многомерный» характер: ребенок не только придумывает и развивает сюжет (на это может уйти довольно много времени: от нескольких дней до нескольких недель или даже месяцев), но и активно включает в себя все, к чему он так или иначе прикасается (новые зна-ния, новые предметы, новых персонажей). Он активно конструирует темати-ческую среду своей игры (если это режиссерская игра) или некоторые ее ат-рибуты (если игра является сюжетной).
Здесь игра настолько тесно связана с продуктивной деятельностью, что различить их практически невозможно. Визуальная активность и творческая работа действительно мотивируют самого ребенка, обогащают его навыки и обобщают его опыт, а процесс изготовления игрушек, хотя и замедляет игро-вую активность с течением времени, часто открывает новые возможности для создания сюжета.
Игра - это самая мощная область человеческого «я»: самовыражение, самоопределение, самоанализ, самореализация, самореализация. С помощью игр ребенок учится доверять себе и всем людям, узнает, что следует прини-мать, а что нет, и что следует отвергать в окружающем его мире [16].
Игру не зря называют королевой детства. Известный ученый Э. Берн говорил, что он рассматривает весь процесс воспитания ребенка как обучение тому, в какие игры играть и как в них играть.
Игра - сложное и многогранное явление. Следующие функции игры могут быть выделены:
- Функция обучения заключается в развитии общих навыков обучения, таких как память, внимание, восприятие и т. д.
- Развлекательная функция заключается в создании благоприятной ат-мосферы в классе, превращении занятий и других форм общения взрослых и детей из скучного занятия в увлекательное приключение.
- Коммуникативная функция заключается в объединении детей и взрос-лых, установлении эмоциональных контактов и развитии коммуникативных навыков.
- Функция релаксации - это снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка во время ин-тенсивной учебы и работы.
- Психотехническая функция - это формирование навыков для подго-товки своего психофизического состояния к более эффективной деятельно-сти, перестройки психики для интенсивного усвоения.
- Функцией самовыражения является стремление ребенка реализовать свои творческие способности в игре и полностью раскрыть свой потенциал.
- Компенсаторная функция - это создание условий для реализации лич-ных устремлений, которые в реальной жизни невозможны (трудно осуще-ствимы) [23].
Существуют различные виды игр, типичные для детей. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, драматические игры, конструктив-ные игры. Творческие или ролевые игры имеют особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет. Они характеризуются следующими характери-стиками:
Игра - это форма активного размышления ребенка об окружающих его людях в жизни.
1 Отличительной особенностью игры является то, как ребенок исполь-зует ее на этом уроке. Игра ведется сложными действиями, а не отдельными движениями (как, например, при письме, рисовании).
2 Игра, как и любая другая человеческая деятельность, имеет общий характер, поэтому она меняется по мере изменения исторических условий жизни людей.
3. Игра - это форма творческого отражения реальности ребенком. Иг-рая, дети привносят в свои игры множество собственных изобретений, фанта-зий и комбинаций.
4. Игра - это работа со знаниями, средство их прояснения и обогащения, способ проявить и развить познавательные и моральные способности и спо-собности ребенка.
5 Игра в развернутом виде - это коллективная деятельность. Все участ-ники игры находятся в отношениях сотрудничества [32].
Таким образом, игра - многогранное явление, ее можно рассматривать как особую форму существования всех аспектов жизни без исключения. Большую роль в развитии и воспитании ребенка играет игра - основной вид детской деятельности. Это эффективное средство формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, игра реализует потребность влиять на окружающий мир.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
2. Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе / Н. П. Аникеева. – Новосибирск, 1989. – 172с.
3. Антонова Ю.А. Веселые игры и развлечения для детей и родите-лей / Ю.А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с.
4. Белова С. Уроки воспитания для воспитателей / С. Белова // Народное образование. - 2004. - № 3. - С. 102-109.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1998. – 237с.
6. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учре-ждении: из опыта работы / М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.
7. Веракс Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном возрасте: учеб. по-собие./ Н.Е.Веракс, Н.Н.Веракс.–М.: Мозаика-синтез, 2012.–336с
8. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в до-школьном образовательном учреждении: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т.В. Волосовец. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232 с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ре-бенка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2006. - С. 62-76.
10. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 1 / Л.С. Выготский. - М.: Про-свещение, 2002. - 283 с.
11. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошколь-ного возраста: учебное пособие для студентов / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Дер-кунская. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 316 с.
12. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагоги-ческое общество России, 2008. – 128 с.
13. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1965. №10. С. 24.
14. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвеще-ние, 2003. - 286с.
15. Игра и развитие личности дошкольника / НИИ дошкольного вос-питания. - М.: Изд-во АПИ, 2003. - 152с.
16. Кошелева А.С. Эмоциональное развитие дошкольника / А.С. Ко-шелева. - М.: Феникс, 2007. - 200 с.
17. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организа-ции жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. - М.: Юрайт, 2010. - 288 с.
18. Кузин М.В. Детская психология в вопросах и ответах / М.В. Ку-зин. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 253 с.
19. Кузнецова Л.В. Занятия, игры, упражнения / Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова. - М.: Сфера, 2002. - 190 с.
20. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 2001. - № 1. - С. 30-42.
21. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры - В 2-х т. Т.1. / А.Н. Леонтьев. - М.: Мысль, 2003. - 456 с.
22. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2001. - 338 с.
23. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Мето-дика наблюдения ребенка / И.И. Мамайчук. - СПб., 2008. - 126 с.
24. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. - М.: Просвещение, 2001. - 136 с.
25. Михайленко, Я. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателей / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — М., 2000.
26. Никитин Б.П. Развивающие игры — М.: Педагогика, 1981
27. Новоселова С. Л., Локуциевская Г. Г. Принципы построения си-стемы игрушек. Техн. эстетика – 1979.
28. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учрежде-ниях. М. Просвещение 1986.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. - 357 с.
30. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Сло-во, 2008. - 312 с.
31. Шашина В.П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. - Ро-стов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с.
32. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широ-кова. - М.: «Феникс», 2005. - 456 с.
33. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей /Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 41-46.
34. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2009. - 360 с.
35. Эльконин Д.Б. Символика игры и ее функции в игре детей / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 56-60.
36. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллекту-альном развитии дошкольника: метод. Рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.- 128с.
37. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. Т.Ц. Сфера 2002.