Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы нарушения письменной речи у младших школьников
1.1 Психофизиологическая структура процесса письма
Нарушения письма у детей младшего школьного возраста могут оказывать существенное влияние на их успеваемость и самооценку. Эти расстройства, такие как дисграфия, могут проявляться в различных формах, включая трудности с почерком, правописанием и письменным выражением мыслей. Для решения и устранения этих проблем можно использовать несколько методов:
1. Раннее выявление и оценка. Крайне важно выявить трудности с письмом как можно раньше, чтобы обеспечить своевременное вмешательство. Учителя и родители должны внимательно следить за успехами детей в письме и консультироваться со специалистами, если возникают проблемы.
2. Индивидуальный план обучения (IEP): Индивидуальный план обучения может быть разработан для обеспечения индивидуальной поддержки и приспособления для детей с нарушениями письма. В этом плане должны быть изложены конкретные цели, стратегии и ресурсы для удовлетворения уникальных потребностей ребенка.
3. Трудотерапия. Трудотерапевты могут помочь детям с дисграфией улучшить мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и технику письма. Они также могут порекомендовать адаптивные инструменты, такие как ручки для карандашей или специальные письменные принадлежности.
4. Мультисенсорные стратегии обучения. Использование различных органов чувств (слуховых, зрительных и тактильных) при обучении может помочь детям с нарушениями письма лучше понимать и запоминать информацию. Например, использование плиток с буквами или лотков с песком может побудить детей физически формировать буквы и слова.
5. Подробные инструкции по навыкам письма. Учителя должны давать четкие пошаговые инструкции по выполнению письменных заданий, таких как мозговой штурм, систематизация идей и проверка черновиков. Это может включать разбиение задач на более мелкие, управляемые шаги и частую обратную связь, и поощрение.
6. Вспомогательные технологии: такие инструменты, как программное обеспечение для преобразования речи в текст, программы предсказания слов и органайзеры цифровой графики, могут помочь детям с нарушениями письма более легко и эффективно выражать свои мысли.
7. Дополнительная практика и поддержка. Предоставление дополнительных возможностей для практики как в школе, так и дома может помочь детям с нарушениями письма улучшить свои навыки. Поощряйте детей писать о своих интересах и давать положительные отзывы о своих усилиях.
8. Сотрудничество между родителями, учителями и специалистами. Открытое общение и сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами может гарантировать, что дети получают постоянную поддержку и подкрепление стратегий в различных условиях.
9. Повышение самооценки: поощрение детей к признанию своих сильных сторон и талантов может помочь им укрепить уверенность в своих способностях, несмотря на трудности с письмом. Похвала и поощрение их усилий также может повысить их самооценку.
10. Непрерывный мониторинг и оценка: Регулярная оценка прогресса ребенка и корректировка вмешательств и стратегий поддержки по мере необходимости необходимы для обеспечения постоянного роста и успеха в их письменных способностях.
В психологии языка письмо, формы письма, рассматривается как сложный психический процесс, который во всех психологических классификациях обычно включается в речь (речевые акты), имеющую множество видов и форм.
Психофизиологическая структура процесса письма относится к сложному взаимодействию когнитивных, эмоциональных и физических процессов, происходящих, когда человек занимается письмом. Эту структуру можно разбить на несколько ключевых компонентов, а именно:
1. Когнитивные процессы. Письмо требует ряда когнитивных навыков, включая внимание, память, язык и решение проблем. Писатель должен сначала генерировать идеи, планировать структуру и организацию текста, а затем выбирать подходящие слова, грамматику и синтаксис для эффективной передачи своего сообщения.
2. Эмоциональные процессы. Процесс письма часто связан с эмоциями, которые могут повлиять на содержание и качество текста. Например, настроение или эмоциональное состояние писателя может повлиять на выбор им слов, тона и стиля. Кроме того, письмо может служить средством эмоционального выражения или катарсиса, помогая людям обрабатывать свои чувства и переживания.
3. Мелкая моторика. Письмо требует координации мелкой моторики, включая зрительно-моторную координацию, ловкость пальцев и контроль мышц. Эти навыки необходимы для формирования букв, интервалов между словами и поддержания надлежащего давления на пишущий инструмент.
4. Сенсорная обработка. Процесс письма включает в себя интеграцию различных сенсорных входов, таких как визуальная, слуховая и тактильная информация. Например, писатели должны воспринимать и обрабатывать внешний вид текста, звучание слов при их произношении или чтении, а также тактильную обратную связь от пишущего инструмента.
5. Исполнительные функции. Эффективное письмо требует использования исполнительных функций, таких как планирование, организация и самоконтроль. Писатели должны планировать свой текст, ставить цели и следить за своим прогрессом, чтобы не сбиться с пути и сохранять концентрацию.
6. Метакогнитивные процессы. Метапознание относится к осознанию и пониманию собственных когнитивных процессов. В письменной речи метакогнитивные навыки имеют решающее значение для оценки и пересмотра своей работы. Писатели должны иметь возможность оценить ясность, последовательность и эффективность своего текста и вносить коррективы по мере необходимости.
7. Мотивация и вовлеченность. Мотивация и вовлеченность писателя играют важную роль в процессе написания. Писатель, который заинтересован и вложен в свою тему, с большей вероятностью создаст высококачественную работу и выдержит трудности или неудачи.
Таким образом, психофизиологическая структура процесса письма включает в себя ряд когнитивных, эмоциональных и физических компонентов, которые взаимодействуют и влияют друг на друга. Понимание этих процессов может помочь преподавателям и исследователям разработать более эффективные инструкции и мероприятия по письму, чтобы помочь учащимся развить сильные навыки письма.
В XIX веке некоторые нейробиологи считали, что письмо - это зрительно-моторная функция и что нарушения письма связаны с утратой (нарушением) зрительно-моторных функций, то есть с нарушением связей между зрительным центром мозга, двигательным центром руки и центрами словообразования. "Такое понимание письма, - указывает Л.С. Цветкова, - увело его от языка.
Современная психология рассматривает письмо как сложную и сознательную форму языковой деятельности, имеющую общие и особенные черты с другими формами внешнего языка. Исследования психологов, лингвистов и других исследователей в области "языка" показали, что процессы письма и говорения различаются по многим параметрам: происхождение, способ создания, протекание, психологическое содержание, функции. Процесс письма с самого начала является сознательным актом, и лишь постепенно письмо становится навыком. "Это отличается от устной речи, которая формируется непроизвольно и протекает автоматически.
На начальном этапе письма каждый отдельный акт сам по себе является сознательным действием. Написание слова формулируется для ребенка в виде ряда задач: выбрать звук, назвать его соответствующей буквой, запомнить, написать. По мере развития письма психологическая структура меняется. Некоторые функции выходят из-под сознательного контроля, становятся автоматическими, объединяются и развиваются в глобальную сенсорно-моторную способность, ведущую к сложной вербально-когнитивной деятельности - письменной речи.
Психологическая структура письма сложна.
Первым и самым важным компонентом процесса письма является фонетический анализ слов, то есть умение выделять из звучащего слова отдельные звуки и преобразовывать их в устойчивые фонемы. Второй компонент орфографического процесса заключается в том, чтобы связать каждый звук, извлеченный из слова, с соответствующей буквой. Наконец, третий компонент заключается в переносе зрительного образа буквы на соответствующие графические изображения, опять же посредством последовательных движений.
На начальном этапе обучения письму каждое отдельное действие представляет собой отдельный сознательный акт. Для ребенка написание слова делится на ряд задач: 1) обозначение звука, 2) представление его соответствующей буквой, 3) запоминание, 4) графическое изображение буквы, 5) проверка написания. Когда ребенок учится писать, меняется психологическая и психофизиологическая структура навыка; различные функции выходят из-под контроля сознания, становятся автоматическими, объединяются и превращаются в сложную деятельность - письменную речь.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2012. - 137 c.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова. - М.: Белония М ООО, 2016. - 128 c.
3. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова. - М.: Владос, 2018. - 385 c.
4. Блудов, А. А. Дизартрия.NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых (+ DVD-ROM) / А.А. Блудов, Н.В. Белова. - М.: Наука и техника, 2017. - 160 c.
5. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: Астрель, 2013. - 281 c.
6. Винарская, Е.Н. Дизартрия и её топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е.Н. Винарская. - М.: Медицина, 2010. - 718 c.
7. Волоскова, Н.Н. Логопедия. Дизартрия / Н.Н. Волоскова. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 288 c.
8. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж при разных видах дизартрии. Учебное пособие / Е.А. Дьякова. - М.: В. Секачев, 2016. - 152 c.
9. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии / Е.А. Дьякова. - М.: В. Секачев, 2012. - 136 c.
10. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие / Е.А. Дьякова. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 144 c.
11. Дьякова, Е.А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие для студентов / Е.А. Дьякова. - М.: Секачев В., 2014. - 378 c
12. Дьякова, Елена Александровна Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие / Дьякова Елена Александровна. - М.: Секачев В., 2016. - 136 c.
13. Рассел, Джесси Дизартрия / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2013. - 103 c.
14. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.
15. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. - Москва: Мир, 2018. - 320 c.