Фрагмент для ознакомления
2
Церковные записи являются хорошим источником точных имен, дат и мест рождения для браков и смертей. Записи многих людей, живущих в России, были внесены в церковные архивы.
Записи о рождении, браке и смерти часто называют «жизненно важными», потому что в них фиксируются ключевые события в жизни человека. Церковные записи - это записи гражданского состояния, сделанные духовенством [5, с. 162-187].
Приходская книга включала в себя формы, заполняемые каждый год, которые сводились воедино, а затем переплетались. Со временем они составлялись совсем по-другому. Потеря нескольких лет связана с потерей материалов или закрытием других мест. Чтобы найти исторические записи о рождении, браке и смерти предков жителей города, должна быть возможность определить, к какому церковному приходу они принадлежат. В этом помогает справочник по епархиальной церкви и епархиальным отделениям Российской империи.
Форма православных книг долгое время была нестабильной: она была легализована в 1779 и 1837 годах. Октябрьская революция 1917 года внесла изменения в церковные книги записи актов гражданского состояния граждан, хотя в некоторых церквях записи в церковных книгах хранились в секрете до 1920-х годов.
В дополнение к церковным книгам, особенно заочным, также велись записи о «Фресках исповеди» и книгах регистрации браков «Записи о браке». Эти книги в основном содержали соглашения родителей о браке их детей, но иногда они также содержали генеалогии, в случае постановки вопроса о родстве жениха и невесты [12, с. 142-164].
Совершенно особым источником, не имеющим аналогов в других странах, являлся совместный молитвенный список определенных умерших, относящихся к определенной церкви или монастырю. В особую группу выделяли синодальные списки, которые являлись уникальным источником древних генеалогий. Поэтому синодальный список можно было использовать только с некоторой информацией из других источников.
Отметим, что изучение документов Русской православной церкви было связаны с изучением следующих аспектов:
- славянской письменности и литературы (В.М. Истрин, А.С. Орлов, О.А.Державина, Л.А.Дмитриев, И.П.Еремин);
- феодального землевладения и землепользования (А.А.Зимин, И.А.Булыгин, В.И.Корецкий);
- взаимоотношений государства и церкви (В.И.Буганов, Я. Н. Щапов, И.А.Булыгин).
В качестве представителей Русской Православной Церкви следует выделить В.В.Зеньковского и Г.В. Флоровского, которые были вынуждены в своей деятельности использовать узкий круг исторических источников в своих исторических исследованиях.
Особым историческим периодом было время 1920-х годов, когда были определены следующие условия:
- искусственно насаждаемый атеизм;
- национализация церковных архивов и непосредственное упоминание о специальных учреждениях прервали сворачивание сети церковных архивов;
- устранение основных аспектов событий российской общественной жизни из официальной истории.
Восстановление истории накопления исторических богатств Русской Православной Церкви, которая является важнейшим источником жизни для людей, проживающих на территории России, представляется актуальной научной задачей [5, с. 162-187].
Ключевая цель отечественной археологией заключается в следующем: раскрыть историю возникновения и развития церковных архивов, сложить их в более или менее устойчивую структуру, проанализировать опубликованные материалы по истории Русской Православной Церкви и сформулировать теоретические и практические принципы так называемой «церковной археологии» в ретроспективном аспекте.
Одна из первых работ, привлекших внимание научного сообщества, «Записки из архива конференции», принадлежит перу А.Мертвеца. Напечатанная в «Трудах археологического комитета Мао» статья архивариуса Синода интересна только своей постановочной частью. Особую ценность представляет «Опыт русской историографии», в котором информация о церковных архивах собрана в четырех книгах.
Лекция М.К.Любавского (1860-1936) по истории российских архивов была прочитана на курсе архивоведения в Москве в 1928/29 году. После 1929 года политическое руководство страны резко повернулось к государственному террору.
Академик М.К. Любавский, как и многие его друзья и коллеги по студии историка, оказался в так называемом «академическом деле». Его речь была напечатана на пишущей машинке и хранилась на полках библиотеки Института истории и архивов. Среди историков М.К. Любавский - единственный, кто включил данные церковных архивов в структуру исторических повествований [3, с. 44-67].
Следующее поколение историков-архивистов было сосредоточено в основном в отделе истории и организации архивов МГИАИ (Ю.Ф.Кононов, В.И.Вяликов, Г.А. Дремина, В.В. Сорокин, И.П.Козлитин, Н.В.Бржостовская, В.Н.Самошенко, В.Е.Корнеев), наученные горьким опытом, полностью игнорировали тот факт, что церковные архивы существуют. Л.В.Черепнин затронул судьбу митрополичьей кафедры и некоторых монастырских архивов в своем капитальном труде «Русские феодальные архивы четырнадцатого-пятнадцатого веков». Регресс этого вопроса связан с кругом источников профессора МГИАИ
1.2 Сущность и содержание архивного наследия Русской Православной церкви
В прошлом веке на собрании, проходившем в знаменитой старой синодальной типографии, родилась идея изучения и восстановления церковных архивов. Это стало интересным для Амосова, и вскоре он опубликовал первую статью, связанную с реконструкцией церковных архивов.
С начала 1990-х годов этим вопросом занимались сразу несколько агентств. Центр архивных исследований Института истории и архивоведения РАН (профессор Е.В. Старостин) и Патриарх Московский (архимандрит Иннокентий Провирнин) независимо друг от друга начали научный проект по описанию архивов Русской православной Церкви [10, с. 23-64].
Церковь не смогла бы завершить эту великую работу в одиночку, поэтому, поколебавшись, невинный отец прекратил сотрудничество со Всероссийским институтом литературы и архивоведения. Результатом совместной работы научного коллектива, созданного ВНИИТИ (В.Г.Ларина, С.Н.Романова, В.В.Олевская и др.), под руководством Иннокентия были опубликованы два тома руководства по церковным документам, хранящимся в российских региональных и столичных архивах. Хотя справочное издание обладало беспрецедентной ценностью, оно несовершенно, поскольку в основано на опубликованной информации и не учитывает более поздний повторный перевод церковных документов, переведенных с начала 1990-х годов [3, с. 44-67].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов В.В., Исакова Е.В. Земля Невская православная. Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Краткий церковно-исторический справочник. - СПб.: Наука, 2019. – 312 с.
2. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: В трех томах. - СПб.: Вита, 2020. – 316 с.
3. Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Воскресенский Ново девичий монастырь. - СПб.: Логос, 2019. – 385 с.
4. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода: В 31 томе. - СПб.: Вита, 2019. – 630 с.
5. Репрессии православного духовенства Ленинграда и области в 1930-е гг. - СПб.: Наука, 2020. – 187 с.
6. Российский государственный исторический архив: Путеводитель: В четырех томах. - СПб.: Логос, 2020. 0- 495 с.
7. Санкт-Петербургская епархия в ХХ веке в свете архивных материалов 1917-1941. Сборник документов. СПб.: Вита, 2020. – 142 с.
8. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник. Май-ноябрь 1908 г. - СПб.: Вита, 2020. – 163 с.
9. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Путеводитель в двух томах. - М.: Вита, 2021. – 240 с.
10. Центральный государственный исторический архив. Путеводитель в двух томах. - СПб.: Вита, 2019. – 346 с.
11. Черепенина Н.Ю., Шкаровский М.В. Справочник по истории православных соборов и монастырей С.-Петербурга в 1917-1945. - СПб.: Вита, 2020. – 413 с.
12. Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917-1941. - СПб.: 1995, 2019. – 153 с.
13. Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. Религиозная жизнь Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны. - СПб.: Логос, 2019. – 263 с.
14. Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-Католическая Церковь на Северо-Западе России (1917-1945). - СПб.: Вита, 2019. – 240 с.
15. Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. Справочник по истории православных храмов Санкт-Петербурга (1917-1945). - СПб.: Логос, 2019. – 354 с.
16. Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-Лютеранской Церкви на Северо-Западе России (1917-1945). - СПб.: Вита, 2020. – 198 с.