Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Ф. ГЕГЕЛЬ. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ФИЛОСОФА. УЧЕНИЕ О ПРАВЕ
1.1 Ф. Гегель: его жизнь и «Философия духа»
1.2 Гегель о праве
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ Ф. ГЕГЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Учение Ф. Гегеля о государстве
2.2 Гражданское общество во взглядах великого философа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Философия истории в современ-ном понимании - это раздел философии, связанный с интерпретацией исто-рического процесса и историческим познанием. Термин «философия исто-рии» был впервые использован Вольтером и относится к универсальному историческому обзору человеческой культуры.
Содержание и проблемы философии истории претерпевали значи-тельные и неоднократные изменения в ходе исторического развития. Древ-няя историография не отличалась легитимной системой взглядов и в ос-новном ограничивалась более или менее подробными описаниями истори-ческих событий и явлений, часто используя в качестве источника информа-ции различные мифы, легенды и предания. В период раннего христианства идея божественного провидения как главной движущей силы получила широкое распространение в истории человечества.
Немецкая классическая философия - уникальное явление в мировой философии. И это то, что ей удалось сделать за сто лет:
- глубоко изучить проблемы, мучающие человечество, и сделать вы-воды, которые определили дальнейшее развитие философии;
- объединить большое количество известных в то время философских течений - от субъективного идеализма до вульгарного материализма и ир-рационализма;
- познакомиться с выдающимися философами, составляющими «зо-лотой фонд» мировой философии (Ф. Шеллинг, И. Фихте, Г. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах.).
Это еще называют философией для философов и «профессорской философией» - не предназначенной для широких масс.
Актуальность изучения философии Гегеля обусловлена полифункци-ональностью компонентов гегелевской философско-эстетической системы, прогностические универсалии которой представляют собой эволюционные этапы развития мировой западной и восточной эстетики.
Работы Гегеля считаются вершиной классической немецкой филосо-фии. Он пошел гораздо дальше своих великих предшественников - он был первым, кто представил весь природный, исторический и духовный мир в непрерывном развитии.
Будучи студентом, Гегель занимался творческим развитием и пони-манием достижений более ранней философии политики и права. Результа-том плодотворной работы стала «Философия права» - это один из самых известных трудов по истории правовой и политической мысли всех времен. Это комплекс философских и политико-правовых исследований, которые Гегель проводил в течение многих лет.
Его работа «Философия истории» также знаменательна. Она посвя-щена прежде всего изучению и объяснению социально-исторического про-цесса и его закономерностей, он стремится дать всеобъемлющую теорию исторического процесса и, следовательно, картину мировой истории.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы иссле-дования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, историков, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наибо-лее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования – выявить историческую значимость уче-ния Ф. Гегеля о государстве.
Объектом исследования является процесс изучения взглядов Ф. Ге-геля о государстве.
Предметом исследования является учение Ф. Гегеля о государстве.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление исторической значимости учения Ф. Гегеля о государстве.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть личность Ф. Гегеля: его жизнь и труд «Философия ду-ха»;
- изучить взгляды Ф. Гегеля о праве;
- детально проанализировать учение Ф. Гегеля о государстве;
- рассмотреть гражданское общество во взглядах великого философа.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по истории, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абстрактное мышление // Алексеев П.В., Панин А.В. Филосо-фия: учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
2. Гегель, Г. В. Ф. «Наука логики»/ СПб.: «Наука», 1997.
3. Гегель, Г. В. Ф. «Феноменология духа»/ СПб.: «Наука», 1994.
4. Гегель, Г.В.Ф. «Лекции по истории философии» в 2-х кн./ СПб.:»Наука», 1994.
5. Гегель, Энциклопедия философских наук. Ч. 1. М.; Л., 1929. С. 214 -- 215
6. Гулыга А. В. Гегель. М., 1994;
7. Ильин, И.А. «Философия Гегеля как учение о конкретности Бо-га и человека»/ СПб.: «Наука», 1994.
8. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998. С. 420
9. Мальковский, Б.С. Учение Гегеля о государстве и современ-ность. Из-во Наука. М. “Наука”. 1989 г.
10. Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983.
11. О кризисе в философии, или Кто мыслит абстрактно? // Ценно-сти и смыслы. - 2009. - №2. - С. 126-143.
12. Пиотковский, А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. Гос-ное из-во юридической литературы. М. 1963 г.
13. Соловьев, Вл. С. Соч. в 2-х т.2-е изд.Т.2 / Общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А.Ф.Лосева. - М.: Мысль, 1990.
14. Суворов Л. Н. Философия Гегеля и современность. М., 1973.
15. Так кто же мыслит абстрактно? - Необразованный человек, а вовсе не просвещенный // Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? / послесл. к ст. Э.В. Ильенкова // Знание - сила. - 1973. - №10. - С. 41-42.
16. Федосеев А. А. Философия права. Л., 1990.
17. Фейербах, Л. Соч. Т. 1. М., 1956. С. 56.
18. Чанышев А. А. История политических учений. Классическая за-падная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М., 2000.
19. Шаймухамбетова Г. Б. Гегель и Восток. Принципы подхода. М., 1995.