Фрагмент для ознакомления
2
Экспериментальные задачи для уроков повторения составляются учителем для восстановления шли закрепления основных «базовых» в памяти учащихся. Именно поэтому на таких уроках не применятся новый вид задачи, требующие большого умственного напряжения и значительней затраты времени. Уроки, целью которых является исключительно решение задач, необходимым является варьирование задач и усиление их творческого содержания. Ведь основной целью таких уроков служит развитие творческого и логического мышления учащихся. При решении реальных жизненных экспериментальных задач неизбежно у учащихся возникают вопросы. Рассмотрение таких вопросов и размышление над ответами уже является обучением учащихся «науке экспериментирования», формирует определённые экспериментальные умения. Кроме того, если ученик будет следить за ходом размышлений учителя и всего класса при решении задач и связанными с ними практическими действиями, то постепенно он будет набирать опыт решения физических экспериментальных задач, приобретая тем самым определённые умения. Такая возможность существует даже в случае, если ученик не является активным участником процесса решения. На уроках решения экспериментальных задач появляется возможность осмысливать и отрабатывать основные «правила» экспериментирования.
Использование одних только экспериментальных задач недостаточно для совершенствования экспериментальных знаний и навыков. Необходимо брать во внимание и включать в программу весь комплекс вопросов, тлеющих связь с решением экспериментальных задач. Другими словами, необходим поиск общих идей и возможных вариантов решения с последующим выбором наиболее подходящего. Кроме того, важно научить учеников правильно и подбирать приборы и обращаться с ними. Краткий курс безопасности по работе с приборами имеет важное значение при выполнении лабораторных работ. При рассмотрении этих и многих других подобных вопросов ученики будут приобретать важные практические умения и навыки. Развитию этих умений может поспособствовать и более широкое применение задач, решение которых требовало бы системного анализа и синтеза причинно-следственных связей между разнообразными сторонами явлений, наблюдаемых при выполнении соответствующих экспериментов. Также большую пользу приносит привлечение учеников к подготовке и демонстрации экспериментальных задач, и даже к их составлению в определенных случаях.
Почти единственным видом учебной деятельности, целью которой является систематическое и целенаправленное и совершенствование отработка экспериментальных умений и навыков учащихся являются лабораторные работы. Важней особенностью этой деятельности является то. что абсолютно все учащиеся самостоятельно выполняют физический эксперимент в течение всего урока по строго определённой программе. Именно поэтому лабораторные работы играют первостепенную роль при формировании экспериментальных умений и навыков учащихся.
Суть методики эффективного повышения уровня экспериментальных умений и навыков учащихся при проведении лабораторных работ представлена Р.П. Малафеевым:
1. Ученики получают несколько заданий, а не одно. Первое задание простое, от учащихся требуется только знание основного материала, а также, умений применять его в стандартной ситуации. Данное задание своей целью имеет проверку уровня «базовых» знаний и умений учащихся. Если задание выполнено учащимся самостоятельно, без ошибок, то он получает оценку «удовлетворительно».
2. Следующее задание идет с возрастающей сложностью. Такие задания подбираются для того, чтобы ученики приобретали какие-либо новые знания и умения, если открывали для себя новые стороны в изучаемых явлениях. Очень часто в число заданий включаются и творческие задания, которые требуются от учащихся поиска нестандартной, оригинальной идеи решения.
3. В зависимости от содержания работы ученикам либо предоставляет право свободного выбора заданий, либо первое задание является обязательным для выполнения, а остальные выполняются по выбору.
4. При оценке работы учитываются:
а) её объём:
б) сложность выполненных заданий;
в) степень самостоятельности учащихся;
г) правильность и рациональность предложенных решений;
д) качество оформления отчёта.
5. Выполнение наиболее сложных, творческих заданий может поощряться дополнительной оценкой.
6. В определенных случаях свое применение находит так называемая «уровневая» система оценок. Данная система, в сравнении с пятибалльной, является более объективной и гибкой [27].
В понятие «экспериментальные умения» входят не только практические умения, но и теоретические, к которым относятся поиск идей экспериментального решения проблемы, составление конкретного плана действий, определение обстоятельств, от которых зависит успех работы. И это первая теоретическая часть решения любой экспериментальной задачи является важнейшей.
Не маловажную роль при формировании экспериментальных умений у учащихся также могут играть домашние экспериментальные задания. Домашние экспериментальные задания бывают самыми разнообразными. Их направленность напрямую зависит от охвата учащихся по организации их деятельности.
Виды домашние экспериментальные задания:
• задания исключительно для теоретической разработки эксперимента;
• задания для выполнения теоретической и экспериментальной части отдельными учениками;
• индивидуальные задания для учащихся, интересующихся предметом с целью развития их творческих способностей:
• индивидуальные задания для отстающих учащихся, не проявляющих интереса к физике.
Основной целью домашних экспериментальных заданий является развитие первоначального интереса к предмету и веры в свои силы и возможности.
Анализ опыта работы учителей физики по проблеме исследования позволяет определить основные направления деятельности по формированию экспериментальных умений учащихся.
Так, учитель физики Никулина Евгения Викторовна считает, что «формирование у учащихся обобщенного умения самостоятельно ставить опыты, как и умения наблюдать, может быть обеспечено при условии согласованной, целенаправленной деятельности учителей различных предметов» [27]. По мнению Евгении Викторовны, преподавателям необходимо научить школьников выполнять отдельные действия и операции из которых, собственно и будет состоять эксперимент. Также, валено раскрывать структуру эксперимента как метода научного познания, роль каждой операции в этой деятельности.
Для более успешного овладения экспериментальными навыками, Никулина Е.В. считает целесообразным использовать некий план деятельности, в котором быта бы четко отражена структура выполнения эксперимента. При изучении физики в 7-8 классах, по мнению Никулиной Е.В., необходимо использовать сокращенный план действий, в структуру которого входили бы самые основные этапы проведения эксперимента с соответствующими пояснениями. Использование данного плана даст ученикам возможность для усвоения самой структуры проведения процесса эксперимента.
План деятельности по выполнению эксперимента для учащихся 7-8 классов:
1. Уяснение цели эксперимента.
2. Формулировка и обоснование гипотезы, которую можно положить в основу эксперимента.
3. Выяснение условий, необходимых для достижения поставленной цели.
4. Планирование эксперимента, включающее ответ на вопросы:
а) какие наблюдения надо провести;
б) какие величины измерить;
в) какие приборы и материалы необходимы для проведения опытов:
г) в какой последовательности будут выполняться все необходимые действия;
д) б какой форме целесообразнее производить запись результатов измерений, наблюдений.
5. Отбор необходимых приборов и материалов.
6. Сборка установки, электрической цепи.
7. Проведение опыта, сопровождаемое наблюдениями, измерениями и записью их результатов.
8. Математическая обработка результатов измерений.
9. Анализ результатов эксперимента, формулировка выводов (в словесной, знаковой или графической форме).
Далее, в 9 классе на основе анализа структуры научного эксперимента дается уже более развернутый план деятельности по выполнению опытов:
1. Осознание цели и теоретическое обоснование избираемого варианта эксперимента:
а) осознание (уяснение) цели эксперимента.
б) формулирование и обоснование гипотезы, которую можно положить в основу эксперимента (указать, на основе какой теории или закона).
2. Проектирование эксперимента, то есть определение:
а) какие условия необходимы для проведения опыта (проверки гипотезы).
б) какие наблюдения надо провести.
в) какие величины измерить;
г) какие приборы и материалы необходимы;
д) какая должна быть последовательность выполнения опытов;
е) какая форма записи результатов.
3. Подготовка материальной базы, создание условий для проведения эксперимента:
а) отбор приборов и материалов;
б) сборка установки, цепи;
в) создание необходимых условий;
4. Осуществление эксперимента:
а) проведение наблюдений и измерений в запланированной последовательности;
б) запись результатов;
5. Математическая обработка результатов;
а) вычисление искомых величин;
б) вычисление погрешностей и запись результатов вычислений с указанием погрешностей измерений.
6. Осмысливание результатов эксперимента. Формулировка выводов:
а) анализ результатов;
б) формулировка выводов в словесной, знаковой или графической форме.
Проанализировав опыт работы учителей физики, можно сделать вывод о том, что особенностями формирования экспериментальных умении на уроках физики является многообразие видов задании: экспериментальные физические задачи, домашние экспериментальные задания, лабораторные работы, и пр. Использование разнообразных видов заданий, а также их комбинирование, дает возможность:
а) показать изучаемое явление в педагогически трансформированном виде и тем самым создать необходимую экспериментальную базу для его изучения;
б) проиллюстрировать проявление установленных в науке законов и закономерностей в доступном для учащихся виде и сделать их содержание понятным для учащихся;
в) повысить наглядность преподавания и тем самым сделать изучаемое явление более доступным для учащихся;
г) повысить интерес учащихся к изучаемому явлению.
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования как на усвоение определённой суммы знаний обучающимися, так и на развитие личности, их познавательных и созидательных способностей.
В этом случае углубление знаний и умений, которые будут направлены на формирование экспериментальных умений учащихся по конкретным темам, приобретает наибольшую актуальность. Примером такой темы является тема курса физии основной школы «Импульс тела. Закон сохранения импульса». Данная тема изучается в главе «Законы взаимодействия и движения тел» и является одной из самых важных и, по совместительству, трудных тем в курсе физики основной школы.
Законы сохранения не только в механике, но и в других разделах физики играют огромную роль.
Во-первых, они дают возможность решить ряд важных с точки зрения практики задач. При том, что данный процесс происходит достаточно простым путем, исключающим рассмотрение действующих на тело сил. Законы сохранения позволяют определить конечное состояние системы, по ее первоначальному состоянию, не зная при этом каких-либо подробностей взаимодействия тел. Далее можно определить скорости этих тел после взаимодействия, знал скорости тел до взаимодействия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашанин, А. О. Формирование социально-профессиональной компетентности будущего специалиста в процессе интеграции обучения и воспитания / А. О. Ашанин. – Казань : Институт педагогики и психологии профессионального образования, 2015. – 163 с.
2. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. – Москва : Высшая школа, 1989. – 144 с.
3. Волокитина, М. Н. Неуспеваемость школьников / М. Н. Волокитина. ‒ Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. ‒ 534 с.
4. Галлингер И.В. Экспериментальные задания на уроках физики Физика в школе. 2008. №2. 26-31 с.
5. Гин А. А. Приёмы педагогической техники. М.: Вита-пресс, 1999. 88 с.
6. Гордеева, Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов : структура, механизмы, условия развития : дис. … д-ра психол. наук / Т. О. Гордеева. – Москва, 2013. – 444 с.
7. Гордеева, Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов : структура, механизмы, условия развития : дис. … д-ра психол. наук / Т. О. Гордеева. – Москва, 2013. – 444 с.
8. Демидова М.Ю. Курс физики основной школы в стандартах второго поколения Физика в школе. 2011. №7. 3-4 с.
9. Долгова С.Е., Сухомлинова Е.Н. Управление деятельностью школьника при выполнении эксперимента Физика в школе: научно-методический журнал. 2006. №3. 33-37 с.
10. Дьякова Е.А. Физический эксперимент как средство формирования и диагностики образовательных результатов учащихся//Методический поиск: проблемы и решения. Региональный научно-методический журнал (ЮФО) №2. 2017. С.35-40.
11. Заботин В.А. Развитие мышления учащихся при изучении физики.. Физика в школе. 2003. №6. 24-29 с.
12. Заботин В.А. Развитие мышления учащихся при изучении физики.. Физика в школе. 2003. №6. 24-29 с.
13. Кабардин О.Ф. Педагогический эксперимент Физика в школе. 2009. № 6. 24-31 с.
14. Калмыкова, Э. И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога / Э. И. Калмыкова. ‒ Москва : Знание, 1982. ‒ 338 с.
15. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. Москва: Просвещение, 2008. 450 с.
16. Карпенко Л.А. Психология: словарь. 2-е изд.: испр. и доп. под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Москва: Политиздат, 1990. 436 с.
17. Киселёв В.В., Козлов С.А. Экспериментальные задачи по физике. Ставрополь, 2012. 44 с.
18. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 2012.
19. Крутова, И. А. Применение цифровых технологий в процессе формирование у учащихся универсальных учебных действий на уроках физики / И. А. Крутова, М. Д. Булычева // Образование в цифровую эпоху: проблемы и перспективы : сборник трудов Международной научно-практической конференции, Астрахань, 25–26 апреля 2019 года. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2019. – С. 96-99.
20. Кузнецова А.А. О стандарте второго поколения .. Физика в школе. 2009. №2. 3-7 с.
21. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. Москва: Наука, 2009. 128 с.
22. Лебедева, Г. М. Формирование экспериментальных умений учащихся на уроках физики / Г. М. Лебедева // Интеграция науки, технологии и образования: ИНТО-2021 : Материалы VI межрегиональной конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 14 апреля 2021 года / Под общей редакцией Е.А. Вахтоминой. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. – С. 49-52.
23. Лешли, К. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником / К. Лешли, Е. Панасюк. ‒ Санкт-Петербург : Речь, 2005. ‒ 200 с.
24. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – Москва : Просвещение, 1983. – 187 с.
25. Монина, Г. Б. Причины школьной неуспеваемости / Г. Б. Монина, Е. В. Панасюк // Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – Санкт-Петербург, 2005. – 199 с.
26. Оспенникова Е.В. Формирование умения школьников анализировать результаты эксперимента и делать выводы Физика в школе: научно-методический журнал. 2005. №1. 24-34 с.
27. Павлова М. С., Любушкина Л.М. Физический эксперимент - способ развития творческого мышления Физика в школе: научно-методический журнал. 2006. №1. 14-20 с.
28. Перышкнн А. В.: Гутник Е.М. Физика 9 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений. Москва: Дрофа.. 2014. S1-S5 с.
29. Пужульс, И. Н. Формирование экспериментальных умений у школьников в процессе обучения физике в основной школе / И. Н. Пужульс, В. В. Пужульс, Т. Б. Рабочих // Девятнадцатые чередовские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 20 мая 2021 года. – Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет», 2021. – С. 163-167.
30. Пурышева Н.С. О метапредметности, методологии и других уни-версалиях/Н.С. Пурышева, Н.В. Ромашкина, О.А. Крысанова//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1. С.11-17
31. Пурышева Н.С.: Крысанова О.А.: Ромашкина Н.В. Новое в деятельности учителя физики: готовимся к внедрению стандартов второго поколения // Физика в школе. 2012. №1. 18-26 с.
32. Усова А. В. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1981. 158 с.
33. Усова А. В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. 122 с.
34. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М., 1968. 135 с.
35. Холодова, С. Н. Достижение метапредметных результатов на уроках физики при решении экспериментальных задач / С. Н. Холодова, А. Л. Корниенко // . – 2018. – № 2(26). – С. 69-75.
36. Шепелева, Е. А. Взаимосвязь стиля педагогического общения учителя и школьной мотивации, атрибутивного стиля и успеваемости учащихся в начальной школе / Е. А. Шепелева, Г. А. Харлашина, А. Д. Недосекина // Безопасная образовательная среда в современной школе. – Москва : МГППУ, 2016. – С. 80–88.