Фрагмент для ознакомления
2
. Организация бюджетного процесса в Российской Федерации
1.1 Понятие бюджета и бюджетной системы
Бюджет в экономическом аспекте рассматривается как группа общественных отношений, складывающихся в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств. Особенностью указанных отношений является то, что они имеют денежный характер и обязательной стороной выступает властный субъект – публично-правовое образование в лице органов власти
Бюджет как правовое явление представляет собой правовой акт, принимаемый представительным органом, посредством которого утверждается финансовый план публично-правового образования на определенный период.
Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.
1) доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;
2) расходная часть – показывает, на какие цели направляются денежные средства.
Источники доходной части:
1) налоги;
2) государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
3) эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
4) займы у международных организаций.
Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.
На государство возложена главная роль в формировании экономики страны и распределении финансовых средств между субъектами. Все возможные звенья государственного регулирования осуществляются на основании избранной властью экономической политики.
Наиболее важным устройством управления государственным бюджетом является финансовая система страны. В экономической и финансовой теории имеются различные трактовки бюджета как явления. Зачастую под термином «бюджет» понимаются экономические отношения, касающиеся процесса формирования, распределения (перераспределения) и использования централизованных денежных фондов.
Главными направлениями расходования бюджетных средств являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальная политика, а также физическая культура и спорт.
По своей сущности государственный бюджет является основным централизованным фондом денежных средств, а также важнейшим способом перераспределения национального дохода (до 40 %). При этом главными доходами федерального и регионального бюджетов являются налоги, которые формируют от 70 % и более общей суммы доходов государственного бюджета.
Обычно такими налогами в развитых странах являются: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные сборы и пошлины. Такое включение налогов объяснятся тем, что из государственного бюджета (федерального в т. ч.) осуществляется в довольно большом размере финансирование на национальную оборону, правоохранительную деятельность; социальные расходы; субсидии регионам и др. За основу при формировании бюджета принимается прогноз основных макроэкономических показателей развития страны на предстоящие периоды, ожидаемая оценка исполнения бюджета в текущем году, основные изменения налогового и бюджетного законодательства, а также неуплаченные в срок налоги . Важное место в финансовой системе занимает не только государственный бюджет, но и денежно-кредитная политика, которая представляет собой систему кредитных отношений, принципов и форм кредитования (функциональная структура) и совокупность кредитно-финансовых учреждений, которые создают, аккумулируют и предоставляют денежные средства на принципах кредитования (институциональная структура). Финансово-кредитная система охватывает совокупность инвестиционных, кредитных, а также финансовых институтов, которые функционируют в государстве. Финансово-кредитная система содержит финансово-бюджетную систему и другие системы: банковскую, страховую, биржевую и инвестиционную. Банк является институтом финансово-кредитной системы, однако отличается от финансово-кредитной деятельности определенными особенностями. Финансово-кредитные отношения представляют собой достаточно сложную систему, которая формируется между основными экономическими субъектами – физическими, юридическими лицами и государством с соответствующей системой отношений . Нестабильность банковской системы делает невозможным направление денежных средств в инновационные проекты, развитие производства, неблагоприятно сказывается на финансовой и экономической безопасности государства. Низкий уровень безопасности сферы банковской деятельности подрывает доверие населения к государству.
Банковская деятельность связана с проведением значительного количества денежных расчетов, банковских операций, платежей населения и субъектов хозяйствования. Банковская система в целом и банковская деятельность в частности играют важную роль в экономике РФ, и от эффективного функционирования банковской системы зависит состояние национальной экономики. С этой точки зрения уголовное законодательство должно «стоять на страже» национальных интересов, в том числе и в сфере законной банковской деятельности.
Финансы играют особую роль в развитии государства, становлении и улучшении жизни человека. На современном этапе регулирование финансово-правовых отношений и управление в этой сфере приобретают первостепенное значение в условиях, когда не теряют актуальности проблемы, существующие в экономике, большинство стран мира находится в затяжном экономическом кризисе. Для успешного разрешения сложившихся неурядиц в современных условиях необходимы кардинальные меры в бюджетной политике, поскольку без финансовых ресурсов в условиях товарно- денежных отношений нельзя рассчитывать на рост в экономике и в других сферах общественной жизни.
Доходы федерального бюджета - финансовая основа выполнения государством своих расходных обязательств. Ошибочно полагать, что эффективный бюджет -это только эффективное расходование. Структура доходной части федерального бюджета отражает степень реализации приоритетных целей и задач, определенных правительством для оздоровления экономики. Это актуализирует проблему эффективного построения структуры доходов бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации классификация доходов федерального бюджета делится на налоговые доходы и неналоговые доходы.
Несмотря на то, что одними из главных показателей эффективного функционирования бюджетной системы государства являются налоговые и неналоговые поступления, данная классификация не в полной мере отражает структуру доходной части федерального бюджета, поэтому в таблице 1 рассмотрим структуру налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ более подробно.
Налоговые доходы представляют собой основные источники пополнения централизованного денежного фонда государства - бюджета. Накапливаемая в бюджетной системе налоговая масса делится между федеральным, региональными и местными бюджетами в соответствии с распределением ответственности за развитие экономики и социальной сферы на территориях .
Таким образом, обращаясь к некоторым авторам, раскрыли понятие и структуру доходов бюджета, рассмотрели несколько групп классификаций и основные функции на основе Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона РФ. .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты, документы
1) "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2022)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 21.04.2023)
2) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 21.04.2023)
3) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 21.04.2023)
4) Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 N 2998-р <Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления>// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_399192/ (дата обращения 21.04.2023)
5) Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. No 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – No 31. – Ст. 4773.
6) Указ Президента РФ от 21 июля 2020 No 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – No 30. – Ст. 4884.
7) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 21.04.2023)
Статьи, монографии
8) Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник./ И.М. Александров.- 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. – 233 с.
9) Ахуньянова А.И. Формирование федерального бюджета: сущность и функции//АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА. No2. 1/2022. С. 53-60
10) Баринов М.А., Фомина А.Е. Сущность и функции бюджетной политики в федеративном государстве//СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В РЕГИОНЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД. Материалы VIII международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.Л. Гойхера, М.А. Баринова, С.С. Захарова. Владимир, 2022. С. 18-23
11) Беликов Е. Г. Влияние использования цифровых технологий на содержание правосубъектности участников бюджетных отношений // Модернизация правового регулирования бюджетных отношений в условиях цифровизации экономики: сб. научн. труд. по матер. Межд. научн. практ. конф. в рамках V Саратовских финансово-правовых чтений научн. школы имени Н. И. Химичевой (Саратов, 23 июня 2020 г.). С. 34-40
12) Глотова И. И., Томилина Е. П., Бурнашева Н. Р. Межбюджетные отношения как основной инструмент управления бюджетной системой: принципы, новации // Экономическая среда. – 2022. – No 3 (41). – С. 80-88
13) Государственные финансы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. — 2022. — № 5. — С. 8-10
14) Гридчин И. Ю., Шепелев М. И. Взаимодействие государственного бюджета и кредитной политики в финансовой системе государства// МОЛОДЕЖЬ И XXI ВЕК – 2022. Материалы 12-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Том 1. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 108-110
15) Долженков А., Силуанов не испугался высоких ставок // Эксперт. — 2022. — № 6. — С. 44-50
16) Кинсбурская В. А. Теоретическое осмысление целесообразности применения технологии блокчейн в бюджетных отношениях (на основе изучения опыта Нидерландов) // Финансы и управление. 2020 No 1 С. 71-72
17) Левашова К. А. Цифровизация бюджетного процесса: достоинства и недостатки//СОВРЕМЕННАЯ НАУКА, ОБЩЕСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 158-160
18) Омелёхина Н.В. Цифровизация бюджетной сферы как предмет правового воздействия // Журнал российского права. 2020. No 8. С. 127-130
19) Осипова К. Ю. Бюджетная политика как составляющая финансовой политики// ШКОЛА МОЛОДЫХ НОВАТОРОВ. Сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. Том 1. Юго-Западный государственный университет; Межрегиональная просветительская общественная организация "Объединение православных ученых" ;Орловский госуниверситет имени И.С. Тургенева; Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева; Московский политехнический университет. Курск, 2021. С. 183-186
20) Саттарова Н. А., Об эффективности использования бюджетных средств // Финансовое право. — 2022. — № 5. — С. 19-25
21) Хасенова, Л. Х. Бюджетная система: сущность и понятие / Л. Х. Хасенова// Молодой ученый. – 2018. – No 45 (231). – С. 194-196